Зачем предпринимателю сторителлинг, где брать истории и как научиться их рассказывать

Сторителлинг — это искусство рассказывания историй в виде выступления или текста (видеоролик, подкаст, офлайн-выступление, текст на сайте, в рассылке). Он применяется от лица компании, руководителя, сотрудника, которые рассказывают истории, чтобы вызвать доверие у клиента, создать крепкие отношения и качественную коммуникацию.

Эта статья о том, как с помощью сторителлинга получить прибыль, как применять метод сторителлинга и где обучиться эффективно рассказывать истории.

Зачем предпринимателю сторителлинг

Сторителлинг используют как метод привлечения клиентов, элемент продаж, способ выстраивания диалога с потребителем, позиционирования компании и бренда, создания и поддержания репутации. Сторителлинг — метод, который ненавязчиво в развлекательной форме поможет донести до потребителя нужную информацию.

Историями можно презентовать продукцию: эффективность такого сочетания подтвердил эксперимент Роба Уокера, который приобрел 100 вещей за $128,74 и распределил эти вещи среди писателей, которые сочинили рассказы для каждой из них. Вещи с рассказами вместо описаний были выставлены на продажу на сайте ebay.com и проданы за $3612,51, тексты увеличили стоимость вещей в 28 раз.

История, рассказанная в формате видео, может дать клиентам максимум информации и помочь сделать выбор. LavkaLavka — фермерский кооператив, заявивший о себе простыми видеороликами, показывающий лица компании, ее смысл и ценности. Это увеличило объемы продаж на 30% и помогло наладить необходимые деловые контакты.

Сторителлинг на публичных выступлениях позволяет «очеловечить» компанию и вызвать эмоциональный отклик клиентов. Майкл Дэвис, сторителлер-коуч, поделился опытом, как выступал перед потенциальными покупателями, столкнулся с неприятием и рассказал личную историю о детстве и своих ценностях. В результате выступления продажи увеличились с 23 до 57%.

Где брать истории

Артем Мушин-Македонский, бизнес-сторителлер, член совета директоров международной группы Storytelling In Organizations, объяснил, чем связаны сторителлинг и предпринимательство: предприниматель видит несовершенства в окружающем его мире, это становится его «болью», он стремится их исправить, создает продукт и слышит людей со схожей «болью». Эти три истории: про «боль» предпринимателя, про продукт и «боль» клиента, являются уникальными, их не нужно придумывать, они не требуют финансовых вложений и они есть у каждого предпринимателя. При этом цель истории — не продать, а дать желание действовать.

Бренд «Ничего обычного» был создан компанией друзей-футболистов, которые производят одежду с цитатами футболистов. Их история построена вокруг цели объединить футбольное сообщество и общей «боли» этой профессии — коррупции, они создали мотивирующий видеоролик «Распила не будет», который нацелен на то, чтобы вместе преодолеть эту «боль».

История должна содержать в себе факты из прошлого, в ней должен быть герой - понятный слушателю, похожий и уязвимый, герой должен встретиться с конфликтом и победить «зло», вызвать у слушателя/читателя сопереживание, эмоции.

Слушатели самостоятельно делают выводы из истории, вычленяют мораль, и именно она будет для них ценной и весомой, благодаря тому, что была добыта самим слушателем.

Благодаря интересной истории, ассоциациям с героем и эмоциональной вовлеченности история и идея запомнятся надолго.

Федор Овчинников, основатель сети пиццерий «Додо пицца», начал бизнес с откровенного блога, в котором рассказывал читателям о планах, трудностях, ошибках, раскрывал финансовую информацию. Его история началась с бизнес-проекта — книжного магазина «Силы ума», который он был вынужден продать в 2010 году. По мотивам его блога и интервью была написана книга «И ботаники делают бизнес», которая получила премию «Выбор рунета» интернет-магазина «Озон». В 2011 году Федор открыл первую пиццерию «Додо пицца», через полгода выручка превысила 1 миллион рублей и удвоилась еще через полгода. Откровенность предпринимателя и формат «реалити-шоу» привлекли внимание подписчиков и вызвали доверие инвесторов. Благодаря опыту и репутации Федор привлек с помощью блога в свой бизнес 40 миллионов рублей.

Виды историй

Пол Смит провел более трехсот интервью с генеральными директорами и владельцами компаний в 25 странах мира и выделил 10 видов историй, которыми руководитель может заявить о себе и компании. Если вы еще не используете в развитии своего бизнеса сторителлинг, то вы можете рассказать свою историю сейчас по этому списку:

  • Основание компании, как появилась потребность, родилась идея;
  • Как стремитесь к изменениям, почему не можете стоять на месте;
  • Куда идете;
  • Стратегия, как планируете идти к цели;
  • Во что верите (ценности);
  • Кому служите (клиенты);
  • Что делаете для клиентов (продажи);
  • Чем отличаетесь от конкурентов (маркетинг);
  • Почему руководитель руководит именно так (история философии лидера);
  • Почему у вас будет интересно работать.

Евгений Демин, основатель компании-производителя зубной пасты Splat, в продвижении своего дела не ограничился одной историей — ежемесячно он пишет письма с историями своим покупателям и рассылает внутри упаковки пасты. Это сторителлинг в формате личного дневника.

В компанию приходят ответы от покупателей с благодарностями и историями.

Зачем предпринимателю сторителлинг, где брать истории и как научиться их рассказывать

Для установления прочных отношений с клиентами используйте не только свои истории, но и истории о проблемах клиентов, о том, как коммуницировали с ними и преодолели сложности. Это поможет отработать возражения клиента, рассказать об опыте использования продукта и укрепить ваши отношения.

Марк Хлынов, основатель двух компаний why_effect и esprezo с оборотом более 80 миллионов рублей, начинал свой бизнес с девиза на визитке «Избавим мир от ужасных презентаций». Марк делится опытом работы с клиентами, которым он рассказывает о проблемах предыдущих клиентов и способах их решения, вызывая доверие к себе и веру в избавление от «боли».

Майк Адамс рекомендует рассказывать о том, как ваша компания вела себя уже после заключения контракта при наступлении форс-мажорных обстоятельств — истории о вашей надежности по отношению к клиентам.

Страховая компания Northwestern Mutual (США) на сайте в разделе «Кто мы» рассказывает короткую историю об основной ценности компании: «Ставить наших клиентов на первое место с первого дня. Шел 1859 год. Недалеко от Джонсон Крик, штат Висконсин, столкнулись бык и пассажирский поезд, и двое наших владельцев полиса погибли в результате крушения. Сумма страховой претензии составила $3500, что на $1500 больше, чем было у нашей двухлетней компании. Затем президент Сэмюэл С.Даггет и его коллеги-попечители лично заняли деньги для урегулирования претензий, доказав, что наша преданность клиентам так же стара, как и сама компания».

Зачем предпринимателю сторителлинг, где брать истории и как научиться их рассказывать

Обучение сторителлингу

Чтобы заниматься сторителлингом, надо научиться замечать те истории, которые потом будете рассказывать. Если вы умеете рассказывать истории, но вам не хватает вдохновения или возникают проблемы с новыми темами, с построением структуры истории, то вам подойдут:

  • Колода лидерских историй — состоит из 27 карт с видами историй, целями применения, вопросами для добычи истории, структурой истории и примерами. Колода поможет поэтапно составить историю и соединить истории под конкретную задачу и для сильного выступления.
Зачем предпринимателю сторителлинг, где брать истории и как научиться их рассказывать
  • Кубики историй Rory's Story Cubes — 9 кубиков, объединенные темами «Герои», «Действия” или другие, с которыми можно попрактиковаться в сочинении историй в игровой форме.
Зачем предпринимателю сторителлинг, где брать истории и как научиться их рассказывать

Бесплатные курсы по сторителлингу

Если у вас пока не получается рассказывать истории, то есть обучающие онлайн-программы:

  • Видеоконференции с мировыми лидерами сторителлинга — интервью на английском языке с 24 профессионалами на темы: как донести идеи без манипуляций, какие рассказывать истории, чтобы стать лучшим продавцом, о природе лидерства, как помочь клиенту купить и о многом другом.
  • Онлайн-конференция по бизнес-сторителлингу — 27 спикеров и интервью на темы: как найти сильные истории, как общаться ненавязчиво, мотивировать, запоминаться и добиваться результатов, как сделать историю компании рабочим инструментом, 5 ключей для создания эмоциональной связи с клиентом, 7 типовых сюжетов историй и другие темы.

Платные курсы по сторителлингу

  • «Сторителлинг» от Skillbox — 4 месяца, 3 882 рублей, темы курса: структура повествования, работа с драматургическими приемами, визуальные образы, уверенное выступление перед аудиторией, управление эмоциями аудитории.
  • «Сторителлинг как инструмент бизнеса» от Нетологии — 7 недель, 16 900 рублей, темы курса: работа со структурой текста и сценария, как создавать видеоистории, находить общий язык с читателем, разбираться в драматургии и управлять эмоциями читателя, адаптировать сторителлинг к задачам бизнеса.
  • «Сторителлинг от TexTerra» — 5 лекций за 5 000 рублей, 10 лекций за 15 000 рублей, лекции по 1,5 часа, темы курса: как создать по настоящему хорошую историю, какие методы создания историй существуют, и как их применять в работе, как применять сторителлинг в кейсах, статьях, постах, видео и других форматах, как использовать сторителлинг в работе с продающим контентом.
  • «Онлайн-курс по сторителлингу» от Hedu — 2 месяца, 8 уроков, 4900 рублей темы курса: поиск и формированию целей и стиля, алгоритм проверки текста, речевые упражнения, как описать свой бизнес живо, используя композиционные приемы, как находить болевые точки аудитории и давить на них, способы монетизации сторителлинга.
  • «Сторителлинг для бизнеса» от Big Tomorrow — 6 недель, 27 000–38 000 рублей, темы курса: как выбрать тему истории, сюжет, подготовка текста к публикации, авторский стиль, писательские страхи, общение с аудиторией.
  • «Сторителлинг» от 4brain — 5 недель, 20 уроков по 15–25 минут, 1990 рублей, онлайн-программа о том как красиво писать, понимать психологию, создавать истории, оформлять рассказы, избегать ошибок, создавать свой стиль.

Книги по сторителлингу

  • Роберт Макки «История на миллион долларов» — книга о сторителлинге в целом, как сделать историю сильной, что такое конфликт, композиция и ее каноны, предыстория и многое другое.
  • Аннет Симмонс «Сторителлинг. Как использовать силу историй» — книга о пользе истории, о 6 типах историй, которые помогут добиться влияния, о 6 врагах искренности, как найти свою историю, а также упражнения для тех, кто хочет овладеть искусством сторителлинга.
  • Пол Смит «Мастер историй» — книга о том, какие истории может рассказывать лидер, структура истории, как находить истории, формулировать их и хранить.
  • Дэвид Хатченс «9 техник сторителлинга» — книга о 4 видах историй, их элементах и сферах применения, практические советы и подсказки.

Сила сторителлинга в том, что он дает предпринимателю увлечь клиента своей историей и одновременно рассказать о своей «боли», о пути преодоления проблем, вызвать у него сопереживание и завязать крепкие доверительные отношения. Применение сторителлинга не требует вложений денег — истории есть у каждого предпринимателя и они уникальны.

1010
реклама
разместить
41 комментарий

Ебать весь этот мир: курсы по сторрителлингу, да еще и на выбор. Никто не знает, может уже кто-то выпустил курсы как правильно срать, а то я, честно сказать в сомнениях как лучше и полезнее: сидя на стульцеке или орлом? Может меня кто-то этому обучить?

2

Орлом. Медики проводили исследования - так физиологически более безопасно. Если хотите узнать больше, приходите на мой курс "Срать. Тайное искусство дефекации". Первым 500 записавшимся обучающая тетрадь в подарок.

6

Классная статья! Мы делаем сервис который поможет упаковать ваш рассказ-историю в цепочку из интерактивного-видео ролика. Это поможет в несколько раз повысить конверсию вашего сайта. Пользуйтесь сервис бесплатный

1

Классный сервис! Давно пилите? А то что-то я не встречал такой штуки ещё

1