Маркетинг
Go Mobile

Go Mobile изучили рынок e-pharma и объявили лидеров сегмента

27 апреля digital-агентство Go Mobile выпустило отчет «Как аптеки выходят в Digital 2021». Эксперты оценили изменения рынка e-pharma за 2020 год, а также digital-активы, сервис и продвижение основных игроков. Делимся выводами исследования и лидерами отрасли в новой статье.

«Как аптеки выходят в Digital» — ежегодный отчет агентства Go Mobile. В рамках исследования мы анализируем российский и мировой рынки e-pharma, выделяем зоны роста для сферы и составляем рейтинг онлайн-аптек.

Первый отчет «Как аптеки выходят в digital» вышел в 2020 году, когда закон о дистанционной продаже лекарств еще не был принят, а пандемия коронавируса только начиналась. В новом отчете мы изучили, как изменения в законе и COVID-19 повлияли на рынок e-pharma. Рассказываем об основных выводах отчета, даем рекомендации по digital-продвижению и называем победителей среди онлайн-аптек в 6 номинациях.

Переходите на лендинг и скачивайте отчет, если не хотите читать статью.

Обзор рынка e-pharma 2020

В 2020 году произошло важное изменение на рынке e-pharma — была легализована дистанционная торговля лекарственными препаратами. Это стало одним из главных толчков к развитию сферы. Наряду с новым законом стимулами развития стали:

  • растущее доверие потребителей к e-commerce — объем интернет-торговли в России вырос в 10 раз с 2010 по 2020;
  • готовность населения к дистанционной покупке лекарственных препаратов — 70% россиян готовы покупать аптечные товары онлайн, а 41% даже считает этот канал покупки приоритетным;
  • пандемия и карантинные мероприятия, которые привели к повышению спроса на доставку лекарств в 1,6-2,4 раза.
  • высокий процент конверсий в покупку — в среднем 8% пользователей, которые ищут лекарства онлайн, совершают покупку.

Однако важные изменения на рынке e-pharma происходили на фоне пандемии коронавируса, которая серьезно повлияла на покупательскую способность населения, — реальные доходы россиян значительно снизились (на 3,7% по данным Росстата).

Дополнительно развитие сегмента сдерживали:

  • технологическое отставание от секторов ритейла с развитым e-commerce — у многих игроков рынка e-pharma нет мобильных версий сайтов, чатов с консультантом, приложений;
  • запрет на доставку лекарственных препаратов, отпускаемых только по рецепту.

Digital-активы и продвижение

Сайты

На всех сайтах, которые мы рассматривали, реализованы функции выбора пункта самовывоза, просмотра карты с расположением и временем работы аптек. У большинства есть следующие функции:

  • сортировка по цене и популярности;
  • фильтрация по производителю;
  • поиск по действующему веществу или симптомам.

На данный момент функционалу сайтов не хватает голосового поиска, сортировки товаров по наличию в ближайшей аптеке и информации о доступных способах оплаты в аптеках и пунктах самовывоза.

Приложения

Приложения онлайн-аптек развиты хуже, чем сайты. Основные проблемы приложений:

  • отсутствие поиска по симптомам и сортировки по наличию — значительно увеличивают количество шагов до приобретения лекарства;
  • использование отдельной карточки для каждого препарата и отсутствие возможности выбрать дозировку — осложняют оформление заказа, повышают вероятность покупки не того товара и раздражают пользователей.

Из плюсов: у некоторых аптек в приложении реализованы специфичные для мобильных устройств функции поиска (поиск по штрих-коду и голосовой поиск) и определение геолокации.

ASO

App Store Optimization делает мобильное приложение заметным в Google Play и App Store, когда пользователь ищет приложение. Грамотная оптимизация в сторе позволяет:

  • увеличивать поисковой трафик и количество скачиваний;
  • выводить приложение в топ.

По данным исследования только 4 из 22 аптек показывают высокие результаты по поиску по ключевым словам как в Google Play, так и в App Store. На комментарии пользователей отвечает лишь половина онлайн-аптек.

В ASO очень важна визуальная оптимизация, т.е. использование скриншотов и видео для демонстрации функционала приложения. Все аптечные сети, которые мы рассматривали, показали хорошие результаты — их скриншоты были читаемы и понятны. Видео не использовал ни один игрок, и это хороший шанс стать первым и завоевать внимание пользователей сторов.

Каналы продвижения

Онлайн-аптеки не очень активно продвигаются в digital: в среднем они используют 2-3 канала из 11, которые мы рассматривали в исследовании. Так, самыми популярными платформами для продвижения стали Instagram, Facebook и сравнительные сервисы для поиска лекарственных препаратов (их используют 12, 10 и 14 из 22 аптек соответственно).

Реже всего игроки запускают рекламные кампании в поисковых системах Google и Яндекс, myTarget, Apple Search Ads и CPA-сетях.

Рекомендации

Главного внешнего ограничения для рынка e-pharma — закона, запрещающего дистанционную продажу лекарств, — больше нет. Несмотря на это, развитие digital-активов большинства онлайн-аптек находится только на начальном этапе.

Основная рекомендация, которую мы давали онлайн-аптекам в прошлом году, остается прежней — чтобы стать лидером сегмента, необходимо создать экосистему вокруг пользователя.

ТОП-3 советов по развитию и продвижению онлайн-аптек от экспертов Go Mobile:

1. Развивайте mobile web и приложения

Больше половины посещений сайтов онлайн-аптек происходит через мобильные устройства, поэтому компаниям необходимо реализовать удобный интерфейс мобильных версий сайтов и приложений, чтобы заполучить лояльность пользователей.

2. Используйте все каналы продвижения

Уровень присутствия онлайн-аптек остается низким даже в стандартных каналах (поисковые системы, myTarget, ASA и др.). Новые каналы используются еще реже. Так, только три аптеки создали брендовые AR-маски в Instagram, а аккаунт в TikTok есть лишь у двух онлайн-аптек.

Завоевывайте доверие новой аудитории: выходите за пределы Facebook & Instagram, интегрируйтесь в подкасты, телемедицину и блоги и запускайте рекламные кампании в СМИ.

3. Информируйте пользователей

Во время карантина потребители получили первый опыт онлайн-заказов лекарств, но сегмент все еще новый, поэтому в рекламных материалах необходимо рассказывать о механизмах и условиях доставки, более низкой стоимости лекарств при покупке онлайн, возможности проверить наличие препаратов на складе и т.д.

Победители рейтинга

Мы оценили 22 онлайн-аптеки с наиболее развитыми digital-активами по 19 показателям и определили победителей в 6 номинациях:

Лучшая онлайн-аптека — Сбер Еаптека

Номинанты: Планета Здоровья, Здравсити, АСНА, Аптека.ру

Лучшее приложение — АСНА

Номинанты: Максавит, Сбер Еаптека, Здравсити, Аптека.ру

Лучший сайт — Аптека.ру

Номинанты: Здравсити, 36,6, Апрель (Аптечный склад), АСНА

Лучший сервис — Доктор Столетов

Номинанты: Будь здоров, Максавит, Пилюли, Озерки

Лучшее продвижение — Сбер Еаптека

Номинанты: Ригла, Планета Здоровья, Миницен, АСНА

Лучшее ASO — Сбер Еаптека

Номинанты: Озерки, Планета Здоровья, Максавит, Живика

Переходите по ссылке на лендинг, чтобы скачать исследование.

{ "author_name": "Go Mobile", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 19, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 239554, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 28 Apr 2021 12:02:53 +0300", "is_special": false }
0
5 комментариев
Популярные
По порядку
0

36.6 и 36.7 это разные аптеки?

Ответить
1

Добрый день! Да, все верно, это разные аптеки.
Сеть аптек 36,7 принадлежит "Максавит", просто в разных регионах сеть действует под разными названиями.

Ответить
0

Спасибо

Ответить
0

Добрый день, а не рассматривали Ютеку?

Ответить
0

Артем, добрый день! В исследовании мы рассматривали лидеров среди аптек по количеству посещений сайта и скачиваний приложения. К сожалению, Ютека в это число не вошла.

Ответить

Комментарии

null