Перевести малый бизнес в цифру проще, чем кажется: развеиваем мифы о цифровизации
Многие предприниматели опасаются цифровой трансформации бизнеса: им кажется, что для этого потребуются непосильные инвестиции — как средств, так и времени. Например, будет нужна дополнительная команда профессионалов, которая установит, настроит и будет поддерживать новые системы — и всё это за большие деньги.
Ко Дню предпринимателя в России мы подготовили материал, в котором хотим разрушить эти мифы и рассказать о популярном no-code-подходе, с помощью которого любой предприниматель без специальных навыков программирования или привлечения команды IT-специалистов сможет запустить и кастомизировать под себя необходимый для цифровизации его бизнеса сервис.
Рассказывают эксперты проекта помощи малому бизнесу «Доступно новое обновление» Сергей Новиков, IT-эксперт, заместитель руководителя глобального центра исследования угроз «Лаборатории Касперского», и Александр Коровин, предприниматель, сооснователь крупнейшего в России клинингового сервиса Qlean.ru, создатель сервиса для ухода за пожилыми «Близкие.ру».
Миф 01: Сайт онлайн-магазина невозможно запустить за 1 час
Александр Коровин: На самом деле сегодня существует множество сервисов – конструкторов сайта (вроде readymag, tilda или специализированных конструкторов онлайн-магазинов вроде ecwid), где вместо сложного программирования ты выполняешь функционал дизайнера. Там есть готовые шаблоны, которые позволяют самостоятельно и очень просто добавлять необходимые блоки контента на сайт.
Сергей Новиков: Запустить такой сайт не потребует сильных вложений и позволит быстро проверить гипотезу спроса на онлайн-продажи ваших товаров или услуг. Главное не забыть учесть все критерии безопасности онлайн-платежей при запуске своих сайтов.
Миф 02: Рассылки никому не интересны
Александр Коровин: Кажется, что люди уже устали от подписок и программ лояльности. Однако,согласно многим исследованиям, e-mail остаётся одним из самых эффективных инструментов общения бизнеса с аудиторией. Нужно только научиться выделяться на фоне остального спама.
Сергей Новиков: Если раньше для этого нужно было иметь целую бригаду людей из копирайтеров, дизайнеров и верстальщиков, что обходилось бизнесу в копеечку, то сегодня создать свою рассылку проще простого благодаря простым сервисам вроде (postcards, mailchimp или unisender). Нужно лишь заполнить шаблон своим контентом. Делайте рассылку постоянной, но не частите, чтобы не вызвать отторжение. И обязательно проверяйте все файлы, которые отправляете, с помощью антивирусного ПО.
Миф 03: Проводить опросы клиентов дорого
Александр Коровин: Многие предприниматели до сих пор воспринимают опросы не как полезный инструмент исследования своего покупателя, а как некую бездонную бочку, куда можно бесконечно сливать много денег без особой пользы. На самом деле сегодня малому и среднему бизнесу вовсе не обязательно нанимать профессиональных социологов и маркетологов, чтобы получать обратную связь от клиентов через опросы. Это вполне можно делать самостоятельно и совершенно бесплатно.
Сергей Новиков: Любому предпринимателю в интернете доступны те же Google Forms или Typeform. Они позволяют в короткие сроки создавать опросные листы, собирать ответы и получать данные в виде наглядных схем и диаграмм. Наиболее эффективно рассылать такие опросники по различным группам и пабликам в соцсетях, где сидит ваша целевая аудитория. Многие из этих людей с радостью поделятся своим мнением, чтобы в будущем получить от вашего бренда скидки, а то и просто более качественный продукт.
Миф 04: Для обработки входящих обязательно нужно нанимать менеджера
Александр Коровин: В прошлом выпуске мы увидели типичный кейс, когда у малого бизнеса есть сайт с формой обратной связи, но нет времени и сил обрабатывать все приходящие через эту форму заявки. Бытует мнение, что единственный рабочий способ – нанять менеджера, который будет сидеть на телефоне или отвечать на письма. Так вот сегодня это уже не так, ведь есть чат-боты.
Сергей Новиков: Что такое чат-бот? По сути это программа, которая, используя искусственный интеллект и машинное обучение, имитирует поведение реального человека. “Мозгов” у такой программы вполне хватает на выполнение самых базовых задач по взаимодействию с клиентами: принять заявку, записать в базу контактные данные, ответить на часто задаваемые вопросы и многое другое. Такому боту не надо платить зарплату, у него нет выходных и праздников, он может работать даже ночью, пока его хозяин спит. На рынке есть множество разработчиков (например, Chatforma), которые за небольшие деньги могут настроить бот именно под ваши нужды.
Миф 05: Чтобы подключить CRM-систему, нужно хорошо разбираться в программировании или нанимать команду
Александр Коровин: Ещё несколько лет назад при слове CRM многие предприниматели морщились и чесали затылок. Такие системы воспринимались как нечто громоздкое, сложное в освоении и дорогое. Приходилось долго всё это настраивать, подключать к рабочим процессам в компании и нанимать отдельных людей для работы в этих системах. Естественно, большинство малых и средних предпринимателей предпочитали работать по старинке – карандашом в тетрадке.
Сергей Новиков: На рынке сейчас есть множество интуитивно понятных сервисов, которые не требуют специального обучения, периода внедрения и адаптации. Например, amoCRM и Zoho CRM позволят быстро подключить CRM-систему к своему бизнесу и собирать все данные о своих покупателях в онлайне, тем самым повышая эффективность продаж. Системы полностью интегрируются с emailом. Входящие и исходящие письма, отправленные даже из привычного почтового клиента, автоматически добавляются в соответствующие карточки клиентов, так у вас не потеряется ни одно письмо. То же касается и телефонных звонков. Вы интегрируете систему с оператором мобильной связи и можете звонить клиентам в один клик прямо из карточки, сохранять историю звонков, записывать сами звонки, видеть на одном экране всю статистику по звонкам и заказам. Таким образом благодаря CRM вы можете поставить свою компанию “на автопилот”, чтобы каждый отдельный клиент двигался по воронке продаж почти автоматически.
Миф 06: Чтобы сотрудник работал эффективно, его надо контролировать лично
Александр Коровин: В доковидную эпоху, когда все люди работали в офисе, многие владельцы бизнесов стремились к жёсткому контролю над подчинёнными. Им казалось, что, если не стоять у сотрудника над душой, он совсем расслабится и перестанет работать эффективно. Однако с началом пандемии и переходом на удалёнку стало ясно, что эффективность при таком формате не падает. Всё потому, что существует множество способов управлять командой дистанционно.
Сергей Новиков: Всевозможные планеры и таск-менеджеры вроде todoist, Monday.com и Jira помогут эффективно поставить, оценить по времени, приоритизировать и распределить задачи между сотрудниками, даже не встречаясь с ними вживую, а потом также отслеживать достигнутый прогресс. Конечно, здесь мы приходим к таким подходам, как Скрам и Аджайл, и, чтобы в них разобраться, придётся потратить определённое время. Но, как показывает практика, если внедрить в повседневную работу хотя бы часть этих принципов, эффективность работы команды возрастает в разы.
Миф 07. Нужно быть хорошим аналитиком, чтобы оценить результативность своей рекламы
Александр Коровин: Знаменитый американский коммерсант Джон Ванамейкер как-то сказал: “Я знаю, что половина моего рекламного бюджета расходуется впустую. Я просто не знаю, какая именно”. Действительно, раньше очень сложно было точно понять, какая реклама попала в цель и сработала эффективно, а какая прошла впустую. Сейчас, в цифровую эпоху с её метриками, отслеживать эффективность рекламы стало куда проще. И, к счастью для малого и среднего бизнеса, для этого вовсе не обязательно иметь глубокие познания в математике и быть крутым аналитиком.
Сергей Новиков: К услугам любого рекламодателя есть такие сервисы, как https://roistat.com/ru/ или https://rick.ai. Они автоматически собирают данные из разных источников, анализируют их по десяткам показателей, чтобы вы в итоге всего за пару кликов могли получить подробный отчёт со сквозной аналитикой, быстро выявляли причины неэффективной рекламы, меняли подход и зарабатывали больше!
Миф 08: Если у меня небольшой бизнес, то киберпреступники мне не страшны
Александр Коровин: К сожалению, по статистике, именно представители малого и среднего бизнеса чаще всего становятся в России жертвами кибератак. Прогресс не стоит на месте, и у злоумышленников появляется всё больше инструментов, позволяющих выуживать у вас деньги и личные данные. Это и фишинговые программы, и вирусы, и банальный спам. Наравне с цифровой гигиеной обязательным для любого бизнесмена, который не хочет пострадать от кибератак, становится защитное программное обеспечение.
Сергей Новиков: “Лаборатория Касперского” — один из ведущих разработчиков такого ПО в мире. Специально для малого и среднего бизнеса мы создали различные защитные решения. Например, Kaspersky Endpoint Security Cloud помогает предпринимателям безопасно проводить финансовые операции в интернете, создает и надёжно хранит устойчивые к взлому пароли, создаёт автоматические резервные копии всех файлов и т.д. Защита управляется из облака, а для работы с программой достаточно удалённого или приходящего сисадмина.
Миф 09: Одновременно управлять многими цифровыми сервисами сложно
Александр Коровин: Если глубоко погрузиться в подход no-code, то можно ужаснуться, как много различных цифровых сервисов для разных задач существует. И всеми ими нужно управлять, зачастую одновременно. Не нанимать же для этого отдельного человека? На самом деле разработчики предусмотрели и эту проблему! На рынке уже существуют специальные интегративные платформы, которые позволяют свести многие процессы воедино.
Сергей Новиков: Например, платформа https://apiway.ai/ может объединить в одном окне Google-таблицы, почту, Slack, Trello, Facebook и ещё 50 других приложений и инструментов, без которых работу современного предпринимателя невозможно себе представить. Это только на первый взгляд кажется сложным, на деле же значительно облегчает жизнь, если правильно интегрировать такие сервисы в ежедневную рутину.