Как оценивать результат работы всей компании? Внедрение «Битрикс24» не только для продаж

В основном предприниматели сталкиваются с проблемами в продажах. Они пытаются разобраться, что же происходит у продавцов, но продавцы на всё имеют своё мнение, и в результате не получается объективной оценки. Для перевода из субъективной оценки в объективную (в цифры) требуется всё свести в единую систему. Поэтому заводят CRM.

Об этом давайте сегодня поговорим.

Кто-то выбирает амоcrm, кто-то нишевые решения, кто-то Битрикс 24, но это покрывает только отдел продаж. Продавцы продают товар или услугу, а как проходит процесс выполнения обязательств никто не знает, это происходит уже где-то за скобками.

А что дальше будет с продажей?
Сколько раз после первой продажи покупал клиент?
Изменилась ли стоимость покупки в процессе работы с клиентом?

Предыстория

В новом проекте мы заметили такую же сложность. В целом компания работает хорошо, продаёт хорошо, но что с заказчиком происходит дальше уже ведётся в целом наборе таблиц и чатов т.к. процесс работы вынесен за пределы CRM.

Если в реальном примере, то продажа идёт в Битрикс, а процесс продажи ведется в гугл таблицах. В саму таблицу записывается вся необходимая информация при работе с проектом. Передача информации между исполнителями проекта происходит в чатах мессенджеров, по этому реализация очень не прозрачна.

Начнём с общего плана наступления

В любом проекте мы начинаем с общей схемы. Для этого всегда нас выручает сервис Miro. В нём уже большой багаж наработок по внедрению:

Схемы внедрений, задумок.
Схемы внедрений, задумок.

В новом проекте планируем связать всё что есть в компании.

В отделе продаж есть несколько направлений работы:

  • Услуга под ключ
  • Аренда
  • Проработка холодных звонков
  • Проработка заказчиков на повторное обращение
  • Автосервис
  • и ещё пара направлений.

С этим в целом понятно. Делим воронки по направлениям и создаём воронки исполнения обязательств. Получаем вот такую схему для отдела продаж:

Схема воронок для продаж.
Схема воронок для продаж.

После этого детализируем все интеграции с рекламными системами, отчётами, аналитикой и базами ретаргетинга.

На примере две воронки.
На примере две воронки.

Дальше самое интересное.

В отделе продаж мы отделили этап продажи от этапа реализации и выделили отдельную воронку для апсейлов тому же клиенту. Теперь нам требуется определить с кем, и кто взаимодействует при выполнении заказа. Для себя мы выбрали путь собеседований. Простроив график совещаний с каждым отделом, начали описывать кто чем занимается. Получилось 12 отделов при работе с заказом.

  • Отдел продаж
  • Отдел логистов
  • Отдел инженеров
  • Отдел снабжения
  • Отдел бухгалтерии
  • Отдел работы с подрядчиками
  • Отдел работы с клиентами
  • Отдел первичных документов
  • Отдел руководства

Мы шли по взаимосвязи с отделом продаж. т.е. при обсуждении узнавали кто, что готовит для отдела продаж или для выполнения проекта.

Например: для выполнения заказа продавцу требуется оценить перевозку материалов, техники или нужно арендовать технику. В компании есть особые люди для этого.

Взаимосвязь отделов.
Взаимосвязь отделов.

А логисту требуется ответ от отдела эксплуатации по свободным автомобилям или ресурсам.

Взаимосвязь отделов.
Взаимосвязь отделов.

В поисках точек соприкосновения отделов и распутывая клубок находили людей, функции которых даже для руководителей были сюрпризом. В результате получили огромную схему взаимосвязей.

Как оценивать результат работы всей компании? Внедрение «Битрикс24» не только для продаж

Одни продают, другие ищут технику, третьи обслуживают и выдают технику, пятые сопровождают всё документами, следующие оплачивают подрядчиков, седьмые собирают оплату с клиентов… В общем как пчёлки трудятся на общее благо. При этом информация ходит из уст в уста, в переписках, в общем понять кто, что сделал и когда это было достаточно сложно.

Схема схемой, но надо чтоб работало.

Поняв взаимосвязи и описав информацию, которая ходит между отделами мы принялись за пилот.

Пилотным называется временный проект, предназначенный для проверки жизнеспособности уникального предложенного решения.

По сути, задача выглядела так:
Каждый отдел работает над своим кусочком проекта и при этом видит необходимые водные для выполнения своих задач. Мы нашли решение для этого.

Давайте рассмотрим первую версию пилота.

Схема первой версии.
Схема первой версии.

Представим, что у нас пришла заявка на перевозку трактора. Я как продавец узнаю вводную информацию от клиента, описываю её в сделке, а после этого мне надо получить оценку стоимости от логиста (который подберёт технику, оценит работу по перевозке или использует собственную технику). Описав вводные для логиста, передвигаю сделку в статус «Оценить».

При передвижении в оценку создаётся вторая сделка (дочка) в воронке логистов. При этом в сделке у продавца прописывается дочка и её статус.

Как оценивать результат работы всей компании? Внедрение «Битрикс24» не только для продаж

В воронке логистов появляется сделка, связанная со сделкой в отделе продажи и логист принимает её в работу. Он ищет подрядчика или просчитывает стоимость использования собственной техники. После определения себестоимости логист передвигает сделку на согласование.

Как оценивать результат работы всей компании? Внедрение «Битрикс24» не только для продаж

В этот момент у продавца сделка передвигается в статус «оценка готова» т.е. логист всё оценил и можно сообщить заказчику стоимость и сроки. При этом у нас есть вся информация в основной сделке и часть информации в сделке для логистов. Теперь отделы работают каждый со своей частью и при этом вся информация копится в единой сделке.

В результате мы знаем:

  • Кто из отдела логистики делал оценку
  • Сколько по времени заняла эта оценка
  • Какую цену он дал
  • Что спланировал по этому проекту инженер
  • Менеджер знает в каком статусе запрос на оценку
  • При реализации проекта каждый в курсе что происходит

А руководитель видит общую картину происходящего.

Посмотрев пилот мы с заказчиком убедились в работоспособности общей идее. Продумав детали, мы усложнили пилот!

Пилот 2

Теперь понятно, что логист с продавцом могут выполнять заказ или продажу работая по отдельности, но сохраняя информацию в системе. Но!

У логистов есть постоянные подрядчики или единоразовые запросы. Каждый раз логист идёт за информацией в телефонную книжку, в записи гугл док или обзванивать новых подрядчиков. После этого отвечает продавцу, и новая заявка повторяет этот процесс. Напрашивается база подрядчиков за всю историю с ценами, оценками качества и пометками. Итого получаем справочники, которые заполняются при каждой оценке проекта и хранятся как база данных по подрядчикам.

Как оценивать результат работы всей компании? Внедрение «Битрикс24» не только для продаж

Мы сделали второй пилот и он проходит обкатку уже самими отделами. О деталях я расскажу в следующий раз. Да и в целом после пары функциональных пилотов перенесём всю схему взаимодействий, но уже понятно, что отделы могут совместно работать над проектами.

Выводы

Отделять отдел продав в CRM от всех компании не нужно. Можно и нужно настроить взаимосвязи с остальными отделами. После этого вы всегда сможете разобраться в ходе проекта от продажи и до закрытия обязательств.

Кто участвовал в проекте, над чем он работал, какую информацию давал, сделали ли выплаты подрядчикам, как отработали подрядчики на проекте, сколько техники было задействовано, на сколько увеличился чек при реализации, а самое главное связать это всё с источником первого обращения заказчика в компанию.

Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, статья была полезна вам. Остались вопросы? Напишите мне в Telegram (или так ссылка), с удовольствием отвечу.

Виктор Андреев
1717 показов
1.3K1.3K открытий
35 комментариев

Вам в работу просится Планфикс.

Ответить

Вот тоже так подумал. Столько всего решилось бы за 5-10 минут.

Ответить

+1 за ПланФикс

Ответить

Пользуюсь ПланФиксом потому, что там в отличии от Б24 нет «лишних кнопок». 

Со временем начинаешь разбираться в настройках и самостоятельно собирать нужные данные, делать любые отчеты, воронки и тд. В ПланФиксе навыки программиста не нужны. 

ПланФикс  по функционалу круче, понятней, экономически целесообразней.

Б24 популярен за счёт огромного рекламного бюджета. Но не является лучшим продуктом технически. 

Ответить

Для меня тоже Б24 показалась избыточной. Часто смотрю ролики от интегратора Б24 как раз тут на vc вывешивают. Вроде все логично объясняют, но как запомнить всю эту последовательность действия и как потом это тиражировать не понятно.
Я в свое время отказался от работы в проектах 1С потому что там сложность решений стала "неимоверной". Мозг просто не в состоянии удержать все связи, логику и алгоритмы. 

Ответить

Посмотрите Планфикс, как писали выше. Настройка простая, главное поймать идею настройки. А там уже и воронки сделаете, и разделите процессы на причастных, и делегировать просто будет, и людей менять в процессах без заморочек.

Ну и стоимость внедрения низкая. В Б24 почему-то сразу миллионы начинают мелькать в сметах, а тут вы сами без программиста все настроить, а где не справитесь, за считанные часы Интеграторы помогут сделать.

Ответить

Выводы "правильные". Если есть возможность внедрять комплексную систему то надо это делать. Основная проблема в том что к выбору системы очень часто подходят не правильно. Выбирают "на эмоциях и чуйке", не используя подход подбора по функциональным требованиям.
Тут уже кто-то написал про ПланФикс. То что описано в статье можно через него сделать.
Для примера в моем самом первом проекте который я делал используя именно планфикс (а задача была такая же как у вас выбрать единую систему управления взаимосвязанными процессами), я провел анализ порядка 10 различных систем (не глубокий анализ, но въедливый) и еще систем 20 были на примете (поверхностный анализ). Все системы оценивались как раз через таблицу функциональных требований (не знаю допускается ли здесь вставка видео, если кто-то напишет то вышлю в личку ссылку видео о выборе системы по функциональным требованиям). И победил ПланФикс.

Будет ли это проще чем в Битрикс 24, мне сложно судить, с б24 мало работал, хотя пытался делать несколько заходов (но у меня фриланс, команда не большая, проекты не длинные).
В общем Виктор вам терпения в поиске "вашей системы".

Ответить