«Нажал не туда — списали 500 рублей»: Разбор «тёмных паттернов» в дизайне российских сервисов (Ozon, РЖД, Банки)

Вы замечали, что кнопка 'Купить' всегда огромная и яркая, а кнопка 'Отказаться от страховки' — серая, мелкая и спрятана в самом низу сайта?

Это не случайность. Это 'Dark Patterns' — тёмные паттерны дизайна. Бизнес намеренно путает нас, чтобы повысить средний чек.

Я собрал 5 наглых примеров из наших любимых приложений, на которых мы теряем деньги и время.

Обложка от нейронки гугла. Просто для красоты.
Обложка от нейронки гугла. Просто для красоты.

РЖД / Авиакомпании — «Ловушка таракана»

Самый яркий представитель тёмного паттерна и его изящного абьюза.

Вы выбираете билет. Цена нормальная. Всё чисто. И только на последнем шаге — маленькая галочка «Страхование путешественника 399 ₽».

Причём:

  • галочка уже включена по умолчанию;
  • находится ниже блока оформления, чтобы её не заметили;
  • написана мелким шрифтом;
  • выглядит как обязательная часть покупки.

Это называется “roach motel” — «отель для тараканов»: легко зайти, почти невозможно заметить, что ты уже внутри.

Бизнес расчёт прост: 10–20% пользователей подтвердят заказ, не прочитав. Это + миллиарды ежегодно.

Вот простой пример. Страховка вбита в два пункта если не прочитать и тыкнуть по согласию, оформите себе страховку за 200 рублей.
Вот простой пример. Страховка вбита в два пункта если не прочитать и тыкнуть по согласию, оформите себе страховку за 200 рублей.

Яндекс, IVI, Okko — «Лабиринт отмены подписки»

Пользователи даже не могут себе представить насколько выгодно "подсадить" человека на свою подписку. Это огромные суммы и поэтому системе не выгодно прощаться с постоянным доходом.

Мало того, что требуется не мало времени найти саму кнопку "Отменить подписку", так ещё и Вам предлагают различные условия. Например, VK угрожает, что если вы передумаете, подписка будет дороже, а Яндекс даёт промокоды и другие "фичи" только для удержания.

Лично у меня произошёл забавный случай с Тинькофф Про. Это банковская подписка, дающая небольшие бонусы в виде кэшбека и процентного остатка.

Подписка стоила 300 рублей по умолчанию, а как только я решил её отменить, оказалось, что люди до 24 лет могут пользоваться подпиской за 150 рублей. Это я узнал уже после того как решил отказаться. Самое интересное, что из-за этого я её оставил.

Яндекс Маркет, Авито — «Искусственный дефицит»

Вы переходите на карточку товара, а там красным текстом написано: "Сейчас этот товар смотрят 13 человек" либо "Осталось 3 товара!". Эти фразы включают у нас FOMO — страх упустить выгоду.

Но:

  • количество «смотрящих» нередко генерируется автоматически;
  • «2 товара» превращаются в «ещё 2 товара» после обновления страницы;
  • механика нужна не для заботы, а для ускорения покупки.

Это называется “scarcity” — искусственное чувство срочности. Оно банально, но работает идеально. Мозг покупателя отключает конструктивное мышление и вот Вы уже кликаете "купить", так как боитесь потерять выгоду вместо долгого раздумья.

Я так заказал микрофон, который был с хорошей скидкой, но вместо изучения отзывов, я увидел кнопку "Осталось 2 штуки" и не думая кликнул.

Осталась 1 шт!!! Покупайте срочно!!! Эта 1 шт. уже пару дней так точно.
Осталась 1 шт!!! Покупайте срочно!!! Эта 1 шт. уже пару дней так точно.

Ozon / Банки — «Подложили карту»

Пытаетесь оплатить заказ? А Ozon предлагает «Получить Ozon Карту» (на весь экран). Причём кнопка «Нет, спасибо» — настолько маленькая, что её не сразу видно.

Это называется:

  • “confirmshaming” — когда отказ формулируют так, чтобы вы чувствовали себя виноватым («Нет, я не хочу экономить на покупках»);
  • “forced action” — когда нужно отказаться, чтобы продолжить.

Ещё пример: При оформлении кредита в некоторых банках:

  • галочка «Хочу подключить смс-информирование за 59 ₽/мес»;
  • галочка «Согласен оформить страховку»;
  • галочка «Хочу кредитную историю мониторить за 199 ₽/мес».

Всё уже стоит. Всё мелкое. Всё спрятано.

Ну само собой скидка по карте Ozon.
Ну само собой скидка по карте Ozon.

Авиасейлс и путешествия — «Подмена кнопки»

Знакомая история: Вы нажимаете «Продолжить», думая, что идёте к оплате. А вы переходите на экран upsell-услуг:

  • страховка;
  • багаж;
  • выбор места;
  • смс-уведомления.

Кнопки:

  • огромная, яркая — «Добавить за 499 ₽»
  • маленькая, серенькая — «Оформить без услуг»

Это называется “misdirection” — когда интерфейс намеренно делает выгодный для компании выбор визуально доминирующим.

Яркий пример, после этого блока идёт ещё один с доп.услугами. Спасибо, авиасейлс.
Яркий пример, после этого блока идёт ещё один с доп.услугами. Спасибо, авиасейлс.

Почему компании используют тёмные паттерны?

Потому что это работает. Правильное использование ухищрений позволяет компании:

  • добавить 3–7% среднего чека;
  • тысячи людей в день покупают то, что не планировали;
  • миллионы пользователей не отписываются от подписки;
  • комиссия, страховки, upsell — это чистая прибыль.

И самое главное: все решения построены не на этике, а на поведенческой экономике — точном знании, куда мы кликаем и когда устаём думать.

Как защититься обычному человеку?

  1. Прокручивайте страницу до конца — скрытое всегда внизу.
  2. Ищите серые кнопки — это обычно «отказ».
  3. Проверяйте автоматически включённые галочки.
  4. Отписывайтесь сразу — потом забудете.
  5. Не ведитесь на «Осталось 2 шт!» — это маркетинг, не судьба.

Главный вывод

Бизнес оптимизирует прибыль, а не ваше удобство. Чем больше данных у компаний, тем точнее их манипуляции.

Тёмные паттерны — это не баги, а функция: инструменты, которые делают вас менее внимательным и более прибыльным клиентом.

Осознанность — лучшая защита. Если вы понимаете механику, вы перестаёте быть мишенью.

Если понравился разбор, подписывайтесь на мой профиль на VC. Там я регулярно разбираю бизнес-уловки, ошибки и реальные кейсы малого и среднего бизнеса.

Следующий материал уже в работе: разбор того, как маркетплейсы “воспитывают” селлеров скрытыми штрафами.

Комментарии приветствуются — особенно ваши реальные истории попадания в эти ловушки.

3
2 комментария