"Черная пятница" маркетплейсов в пуш-коммуникациях

Пока в новостях обсуждают способы ограничить власть маркетплейсов над скидками, началась и закончилась очередная "Черная пятница". Здесь ее итоги в push-коммуникациях проекта PushControl. [Это маркетинговый инструмент для мониторинга пуш-сообщений в реальном времени. Подробнее на странице проекта.]

Изображение создано Gemini
Изображение создано Gemini

Посмотрим, как эта акция изменила подход маркетплейсов к пуш-коммуникациям на примере самых активных магазинов, отправляющих больше всего уведомлений в канун "Черной пятницы".

Активность маркетплейсов

Выборка сообщений, данные проекта PushControl: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpushcontrol.uk%2Fdashboard&postId=2624685" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://pushcontrol.uk/dashboard</a>
Выборка сообщений, данные проекта PushControl: https://pushcontrol.uk/dashboard

Активнее всех к "Черной пятнице" подключились WB и М.Видео: каждому клиенту доставалось в среднем около 10-14 сообщений.

  1. 🥇Wildberries (14 сообщений)
  2. 🥈М.Видео (13)
  3. 🥉OZON (9)
  4. 🥉Kari (9)
  5. 🏅Яндекс Маркет (7,5)

🏆Ключевая промо-механика пуш-уведомлений — скидка — в период Black Friday она присутствовала почти во всех сообщениях от OZON, М.Видео и Kari. Но этому сценарию следовали не все. У WB и Яндекс Маркет доля "скидочных" пушей ниже:

  • Яндекс Маркет — ⅔ от всех сообщений
  • Wildberries — только ½ сообщений

Величина скидок

Интересно сравнить, как отличалось поведение маркетплейсов во время Black Friday от их обычного стиля коммуникаций. Анализ коммуникаций за ноябрь показывает, что в период Черной пятницы заметно вырос размер скидок (правда, не у всех):

На основе данных проекта PushControl: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpushcontrol.uk%2Fdashboard&postId=2624685" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://pushcontrol.uk/dashboard</a>
На основе данных проекта PushControl: https://pushcontrol.uk/dashboard

Больше всего из сравниваемых маркетплейсов поднял скидки М.Видео (+40%%). Скидки на Яндекс Маркете тоже подросли (+13%%). OZON и Kari фактически не изменили свои предложения, а медианная скидка на WB даже снизилась. Конечно, это некая средняя температура по больнице. Интереснее посмотреть по категориям — OZON лидировал в категории "Одежда", обходя Wildberries, Lamoda и Kari обгоняли их в обувной категории.

Лучшие скидки по категориям:

  • Одежда: 90% — OZON, 70% — Wildberries
  • Обувь: Lamoda — 80%, 70% — Kari
  • Продукты питания: 80% — OZON
  • Электроника: 90% — М.Видео, 60% — Wildberries

Яндекс Маркет в дополнение к процентным скидкам часто предлагает и рублевые промо. В период "Черной пятницы" они выросли почти в 2 раза:

  • Медианная обычная скидка 6700 руб. → чернопятничная 13000 руб.

Вместо заключения

За последнюю неделю заметно снизился индикатор усталости от пуш-уведомлений: доля пушей, которые были сброшены пользователями, драматически упала. Но снизилась она неравномерно:

  • Яндекс Маркет: за неделю сбросы упали с 30% до 26%.
  • WB: солидное снижение с 37% до 22%.
  • OZON: сейчас снижения почти не наблюдается, колебания около 36-38%.

Российская версия Black Friday уже прижилась как потребительский феномен. Покупатели все чаще стараются поймать выгоду, реже пропуская интересные предложения. Конкуренция между маркетплейсами нарастает. Каждый стремится найти свой подход: tone of voice, сумма скидки, тайминг, количество и подача сообщений. Но попасть в запросы клиентов получается не у всех.

Язык, наполненность и неординарность пуш-коммуникаций тоже добавляет "очки" ритейлерам, но об этом мы когда-нибудь тоже обязательно расскажем.

Степан Гончаров
3
Начать дискуссию