Бизнес-чаты: как строить диалог, чтобы у вас покупали
Что отличает бизнес-чаты от переписки с друзьями? Правильно — четкая цель: движение клиента по воронке продаж. Рассказываем, зачем общаться с клиентами в мессенджерах, как писать сообщения и как это контролировать.
На связи UIS — ведущая российская омниканальная система для управления коммуникациями с клиентом в маркетинге и продажах. 25 лет мы помогаем компаниям повышать конверсию на каждом этапе продаж за счет сбора, анализа и управления обращениями из голосовых и текстовых источников. И, конечно, сами много общаемся с клиентами, поэтому хорошо понимаем задачи бизнеса в части управления коммуникациями.
На опыте собрали гайд для тех, кто еще не успел набить шишек в общении с клиентами в мессенджерах. Советы можно сразу применить на практике и оценить результат с помощью замера конверсии в продажу. Поехали!
Содержание
Продажи в переписке: почему стоит попробовать
Если коротко — потому что звонки не всегда эффективны. Мессенджеры — тоже не панацея, но если работать сразу в двух направлениях, шансы на успех заметно повышаются.
Даже когда клиент сам оставляет заявку на сайте, не факт, что он ответит на звонок — хотя бы потому, что прямо сейчас ему неудобно. Потом ваш пропущенный теряется в «простыне» из спама с незнакомых номеров, клиент забывает о своей заявке и покупает у конкурентов, которые догадались... написать ему в мессенджер!
Это не значит, что звонить вообще не нужно, но если не дозвонились — напишите. Мессенджеры сейчас установлены у всех, сообщение дойдет до адресата и будет напоминать о вашей компании где-то между новостными пабликами и баталиями домового чата. Если ваше предложение — понятное и интересное, с большой вероятностью на него ответят.
Дальше можно договариваться о созвоне для выявления потребностей или продолжать коммуникацию в мессенджере, но главное здесь то, что движение клиента по воронке продаж — началось.
Как подготовиться: чек-лист для руководителя
В мессенджерах мы привыкли общаться с семьей, друзьями, коллегами — в общем, со знакомыми людьми, которым не нужно объяснять, кто мы, чтобы они прочитали сообщение. Мы знаем друг друга, поэтому можем забить на скучные формальности письменной речи и легко считываем эмоции по количеству скобочек в конце фраз.
Клиент для нас — чистый лист, мы для него — часто тоже загадка. Поэтому здесь нужно подготовиться к диалогу и соблюдать некоторые правила. К счастью, довольно простые.
Создайте рабочий аккаунт
Подумайте, какие мессенджеры будете использовать, и заведите в них рабочие аккаунты.
Во-первых, так вы не потеряете обращения от клиентов в личной переписке. Во-вторых, сможете сделать аккаунт узнаваемым, чтобы клиенты не потеряли вас.
Присмотритесь к WhatsApp Business* — в нем можно создать бизнес-профиль с информацией о компании, использовать автоматические ответы и другие функции для деловой коммуникации. На картинке — хороший, но полностью вымышленный пример оформления бизнес-аккаунта:
Обратите внимание: если будете отправлять много сообщений с нового аккаунта WhatsApp*, есть риск, что мессенджер его заблокирует, поэтому аккаунт нужно предварительно прогреть. У нас есть небольшая инструкция по прогреву, которую вы найдете в конце статьи вместе с другими полезными ссылками.
Если переписываться с клиентами будут несколько сотрудников, можно создать рабочий аккаунт для каждого — тогда желательно указывать и имя сотрудника, и название бренда, чтобы клиент понимал, с кем говорит.
Еще вариант — подключить специальный сервис, чтобы несколько продавцов могли использовать один рабочий аккаунт. Такие сервисы умеют распределять входящие чаты так же, как офисная АТС распределяет звонки — например, направлять обращения на персональных менеджеров и автоматически фиксировать контакты в CRM.
Если у вас очень много обращений, можно использовать чат-боты для автоматизации, но лучше не злоупотреблять: роботы успели всем надоесть, люди ищут живого общения.
Настройте точки входа
Чтобы начать общаться с клиентом в мессенджере, его нужно туда привести. Разместите на сайте кнопки для перехода в рабочие аккаунты мессенджеров, а на печатной продукции — буклетах, визитках, выставочных стендах — QR-коды со ссылками на эти аккаунты.
Обучите продавцов
Это самый трудоемкий этап: нужно придумать правила и научить менеджеров их соблюдать.
- Скорость ответа
Согласитесь, важный фактор, особенно при высокой конкуренции. Установите скорость реакции на входящие сообщения и следите за ее соблюдением.
- Голос бренда
Если у вас уже есть свой tone of voice для общения с клиентами — просто донесите до продавцов, что его нужно применять и в мессенджерах тоже. Если нет, выберите стиль общения, который отражает позиционирование бренда, и зафиксируйте характерные для него правила.
Если не очень хорошо чувствуете целевую аудиторию, можно провести эксперимент: дайте продавцам относительную свободу в переписке и посмотрите, как реагируют клиенты. Лучшие практики масштабируйте, худшие — пресекайте.
- Шаблоны сообщений
Часто бывает, что менеджеры, которые отлично продают в звонках, не могут быстро сформулировать мысли в переписке: составляют невнятные предложения, выливают на клиента хаотичный поток информации и допускают ошибки. Это нормально — мозгу нужно время, чтобы перестроиться, поэтому рекомендуем продумать и составить шаблоны сообщений. Например, для описания товаров и услуг можно использовать такую схему: Что конкретно вы предлагаете + Почему нужно покупать у вас + Призыв к действию
Шаблоны не только избавят продавцов от изобретения велосипедов сомнительной конструкции, но и сократят время ответа на типовые вопросы:
- список документов: составьте перечни документов для разных ситуаций, укажите нужный формат, добавьте примеры
- как проехать: опишите схему проезда и добавьте ссылку на карту
- как подготовиться (например, для медицинских услуг): подготовьте чек-лист, что нужно сделать, а чего делать нельзя
В общем, упакуйте заранее все, что приходится часто объяснять и вызывает дополнительные вопросы.
- Цель переписки
Наш мозг любит формировать привычки, поэтому менеджеры могут неосознанно переносить личный опыт общения в мессенджерах на бизнес-чаты. Объясните им, что основная цель переписки с клиентами — движение сделки по воронке. Нужно не просто поболтать о продукте и ответить на вопросы, а именно привести клиента к покупке кратчайшим путем. Об этом — наш следующий раздел. Кстати, его можно скопировать и добавить в свои правила для обучения продавцов.
Как писать сообщения, чтобы получить результат: чек-лист для продавца
Помните о цели
Каждое сообщение должно быть ориентировано на следующий шаг клиента по воронке. Для достижения этого эффекта нужно подробно отвечать на вопросы клиента, а в конце сообщения задавать вопрос.
❌ Плохой пример:
✔ Хороший пример:
По возможности привязывайте вопросы к датам и времени. Если клиент спрашивает о записи на услугу — спросите, когда ему удобно приехать. Если клиенту нужно время на согласование проекта с руководством — спросите, когда он сможет дать ответ. Так вы укрепите намерение клиента и сможете зафиксировать дату следующего контакта.
Пишите емко и понятно
Можно заранее подготовить максимально полные шаблоны ответов на типовые вопросы: описания продуктов и услуг, прайс-листы, схемы проезда и тому подобное. Так вам не придется каждый раз сочинять их заново, вы не рискуете что-то забыть, а еще экономите время.
❌ Плохой пример:
✔ Хороший пример:
Перед отправкой шаблоны нужно персонализировать: удалить то, что клиенту неинтересно в контексте его задачи и скорректировать призыв к действию сообразно ситуации.
Придерживайтесь правил грамматики и типографики
- Длинные сообщения разделяйте на смысловые блоки — абзацы.
- Абзацы разделяйте пустой строкой — так текст воспринимается легче.
- Проверяйте сообщения перед отправкой на наличие ошибок и неправильной автозамены.
❌ Плохой пример:
✔ Хороший пример:
Двигайте клиента по воронке
Не стесняйтесь напоминать о себе, если клиент записан на услугу, или когда слишком долго принимает решение. Здесь все так же, как со звонками и почтой, только удобнее: сообщение не попадет в спам, а вы увидите, прочитал его клиент или нет.
Если не знаете, с чего начать диалог с «застрявшим» клиентом, пришлите ему какой-нибудь полезный контент — например, статью или видео о задачах, которые он хочет решить.
Как не нужно вести себя в бизнес-чатах: стоп-лист для продавца
Не грузите клиента лишней информацией
Не мешайте человеку купить то, зачем он пришел. Сначала покупка, а уже потом — подписка на ваши каналы, выяснение откуда он о вас узнал и тому подобное.
Не игнорируйте вопросы и возражения
Если клиент что-то уточняет, значит для него это важно. Не расскажете вы — расскажет конкурент.
Не злоупотребляйте эмодзи
В целом ничего плохого в эмодзи нет, но человек может не понять смысл сообщения, когда вы заменяете ими слова — например, из-за неоднозначности самого эмодзи или из-за особенностей зрения.
Придерживайтесь позиционирования бренда: эмодзи в целом уводят общение в неформальный стиль, а их чрезмерное обилие и вовсе напоминает неуместную в деловой переписке экзальтацию. В общем, соблюдайте баланс.
Не навязывайте голосовые сообщения
Да, это удобно, и у многих есть доступ к переводу голосовых в текст. Но, даже если клиент сам записывает вам кружочки и голосовые, спросите его, прежде чем поступить так же.
Не пытайтесь решить эмоциональный конфликт в переписке
Общение в мессенджерах не ограничивается продажами — клиенты приходят с обратной связью после покупки, и бывает, что с не самой приятной. Чтобы быстро снять негатив, напишите клиенту, что конкретно вы сейчас сделаете, когда будет результат, какой бонус он получит за свои страдания.
Если проблема не решается, клиент «кипятится» и выводит вас на эмоции, помните: все, что вы напишете, может попасть на скриншот в негативном отзыве о вашей компании.
Старайтесь уводить решение конфликта в созвон: в разговоре по телефону вам будет проще управлять диалогом с помощью интонаций, и в целом написать гадостей проще, чем сказать голосом. Видите, что клиент на негативе — предложите созвониться.
Инструменты для контроля и оптимизации бизнес-чатов
Когда продавцы общаются с клиентами в личных аккаунтах мессенджеров, возникает ряд проблем, связанных с контролем:
- Неизвестно, с какой скоростью продавец отвечает на обращения, и отвечает ли вообще.
- Контакты клиентов остаются в телефоне продавца. Если продавец уволится, он заберет их с собой.
- Вы не понимаете объем текстовых обращений и уровень конверсии в продажу. Возможно, продавцы напрасно тратят время на переписку, а возможно, это перспективный канал продаж — у вас просто нет данных, чтобы это узнать.
- Вы не знаете, как и о чем продавцы общаются с клиентами, соблюдают ли они регламенты и скрипты.
Существуют сервисы для организации и оптимизации переписки с клиентами, которые решают эти проблемы. Вот что они умеют:
- Объединять все текстовые каналы в одном приложении или прямо в CRM.
- Автоматически сохранять контакты клиентов, в том числе — в CRM.
- Распределять поток обращений по сотрудникам и отделам.
- Распределять поток обращений по сотрудникам и отделам.
- Оптимизировать рутину: использовать базу шаблонов, отложенные сообщения и автоматические рассылки для «прогрева» клиентов при смене статуса сделок.
- Собирать отчеты по обработке обращений и отслеживать их рекламные источники.
Почему это хорошо:
- Продавцы быстрее реагируют на обращения, потому что не переключаются между разными сервисами. Вы можете отследить скорость ответа и количество неотвеченных.
- Контакты клиентов остаются в компании.
- Вы понимаете связь обращений со сделками, можете отследить конверсию в продажи, масштабировать эффективные каналы и отключить неэффективные.
- У вас есть доступ к чтению переписки — вы можете оценить качество общения и эффективность скриптов, чтобы применять только лучшие практики.
Полезные ссылки
Теперь у вас есть все, чтобы делать продажи там, где удобно вашим клиентам. Выстраивайте диалог грамотно, и каждое сообщение будет приближать вас к новой сделке!
*Хотя сам мессенджер WhatsApp не запрещен, все же мы обязаны упомянуть, что он принадлежит корпорации Meta Platforms Inc., признанной экстремистской и запрещенной в РФ