Нас просто меняют местами... круговорот маркетологов
Итак, за окном декабрь 2025 год, кризис, грядёт повышение налогов, экономика ослаблена, ставка ЦБ где-то в космосе, но спасибо, что не 20 🥴 Все мысли предпринимателей о том, как сохранить бизнес на плаву, а у маркетологов о том, как помочь работодателю выживать, не убивая базу и репутацию.
Всё чаще у меня и у коллег по цеху возникает ситуация, что ожидания друг от друга расходятся, нет либо экспертизы для оценки влияния работ, либо критериев для нее и начинается череда смены проектов и разочарований. Бизнес меняет маркетологов, ожидая волшебства или в лучшем случае докризисного роста, обнуляет их опыт, противопоставляя мнению ИИ с сомнительным промтом, а маркетологи тонут в операционке и задачах, не понимая, что не так и почему их работу обесценивают.
Очевидно, что смена сотрудника – это как остановка посреди гонки. Бизнесу явно выгоднее договариваться, но что мешает друг друга понять?
Если в проекте всё плохо: менеджеры продаж демотивированы, продукт сырой, команда выгорела, плохие отзывы, низкая репутация, затяжные конфликты, то....какой бы крутой маркетолог ни пришел, толку "0". Бизнес – это организм, если болеет рука, нога ее не вылечит.
Нужно пересмотреть подход топ-менеджмента. А готов ли он на пересмотр? Вопрос открыт.
💥 Бизнес – это про деньги, а клиенты – это про...?
Клиенты – это про отношение: к компании, к продукту, к цене, к своему менеджеру и пр. Для предпринимателя или руководителя важно понимать финансовые показатели и опираться на цифры, но и о человеческой стороне вопроса важно не забывать. Порой вещи, которые невозможно замерить, просто надо сделать и всё, с точки зрения логики, перспективы, репутации, формирования мнения о компании и пр.
Как посчитать юнит-экономику труда уборщицы?
Сколько денег приносит метр помытого пола в магазине? Очевидно, что расчет будет корректным только тогда, когда мы уволим уборщицу и посмотрим как показатели будут падать. Сначала люди заметят грязь, потом начнутся негативные отзывы, снизится поток, выручка и тд. Значит труд уборщицы явно влияет на прибыль магазина. Кто-нибудь считает LTV клиента от качества уборки, выстраивает ли гипотезы по выбору моющих средств? Нет. Потому, что это очевидно.
Порой, мы слишком усложняем простые вещи. Особенно пытаясь каждое действие превратить в деньги.
– Давайте поблагодарим клиента!
– А сколько денег это принесёт?
Почему люди устали от рекламы?
Рекламы слишком много, она навязчива, лезет со всех щелей и постоянно к чему-то призывает, когда вокруг и так много призывов, задач и дедлайнов. Реклама постоянно призывает что-то делать, думаю, это один из факторов негативного восприятия. А ведь реклама работает гораздо тоньше, особенно если ее преподнести не как действие, а как эмоцию, но это отдельное искусство, но сейчас не об этом.
Лояльность клиента, это не только система скидок и бонусов, хотя и это приятно и нужно. Это еще и огромное количество факторов: качество услуги, товара, ответы на обращения, доброжелательность менеджера, интересные факты о компании и др. Например, факт участия той или иной компании в благотворительных акциях вызывает уважение ее клиентов.
Вообще здорово, когда бизнес выполняет еще и социальную роль в обществе, делает что-то доброе, но согласитесь, что любой бизнес, делая продукт удобнее или лучше для своего потребителя, уже делает и доброе дело и награду за это получает. Трезвый взгляд с точки зрения "НЕ ЗАБРАТЬ, А ДАТЬ!" может принести гораздо больше прибыли, чем нежели куча совещаний с вопросом окупиться или нет очередная реклама. В общем подарить что-то своим клиентам в благодарность или просто сделать какой-то бонус – компанию не разорит, а клиент скорее сохранит верность компании + у вас появится свой адвокат бренда. Конечно, это всё зависит от специфики проекта, понятное дело, что в похоронном агентстве сколько ни давай клиенту, он новых вряд ли приведет 🤓
💥 Бизнес – это про деньги, а сотрудники – это про...?
Сотрудники – это про отношения с компанией, командой и осознание свой роли в бизнесе. Излишняя подозрительность к сотруднику, это не контроль, это убийца мотивации. Если ваш сотрудник трудится и все было ок, но внезапно утонул в операционке, это не значит, что он неэффективен и не хочет работать, скорее всего, он либо выгорел, либо застрял и ему нужно помочь с приоритетами, убрать лишние, создающие шум, задачи. Японский подход, где приоритет ценности человека более здоров, чем приоритет ценности к результату. Результат вещь непостоянная, а человек может приносить его множество раз при должном подходе.
Вообще отношения с командой строятся на понимании нелинейной продуктивности человека. Пики и спады – естественны, главное, чтобы линия тренда была положительной и ситуация была на контроле.
💥 Бизнес – это про деньги, а руководитель – это про...?
Руководитель – это про ответственность за результат работы своей команды. Если ваш начальник постоянно сомневается достойны ли вы работать в его компании, это значит, что ту ценность, которую вы, как сотрудник транслируете ему, не совпадает с форматом его восприятия. Я сама столкнулась с этим и наконец-то поняла свою ошибку.
Ох, люблю я свои кейсы неуспеха разбирать, но может кому и полезно будет 🤓 Надеюсь, что это вообще хоть кто-то читает 🥴
В кризис нужно быть не специалистом, а микроруководителем
Увы, такие сейчас запросы на рынке. Менеджмент в России часто ослаблен ввиду разных причин. Наблюдаю, что тенденция идет на то, что будучи линейным специалистом, ты должен выступать как руководитель, это не к вопросу самоорганизации, тут и так понятно, а к тому, что нужно экономически оценивать каждую свою задачу с точки зрения потенциально прибыли, обосновывать ее не только своему руководителю, а руководителю своего руководителя, собственникам и пр.
Если раньше, я могла сесть с директором по маркетингу и вместе оценить мой план задач, расставить приоритеты и скорее бежать их делать, то теперь наблюдаю иную картину и не только в моих проектах.
Все чаще маркетологу важно выстроить самостоятельно и приоритеты, и юнит-экономику своих задач и операционку решить, и аналитику оценить. Часто бывает так, что руководитель становится лишь фигурой для принятия отчетности сотрудников, но не координатором проекта. В период неизвестности и высоких рисков, страх ответственности рождает либо ее перекладывание, либо избегание.
Моя ошибка была в том, что замечая проблемы, я сразу стараюсь их решить. Это кажется логичным, но теперь я понимаю, что всё не так просто.
Обычно я фокусировалась на тех изменениях, которые касались важной части для долгосрочного сотрудничества, вместо быстрых и недолгосрочных результатов. Например, починить аналитику, чтобы видеть чистые цифры, затем привести в порядок базу, затем сегменты, затем спланировать работу с каждым сегментом. Это всё правильно и я молодец, но во время кризиса, бизнес готов клеть"обои на обои", лишь бы получить результат здесь и сейчас.
Какие выводы я сделала для себя:
Если проект финансово уязвим и неустойчив, то прежде чем делать любые типы работ, какими бы логичными они ни были, нужно затратить время и силы на подсчет окупаемости этих работ. Для чего? Чтобы бизнесу было понятно на его языке сколько денег это принесет и был синхрон по формату восприятия.
Например, перед внедрением автоматизации сообщений от отдела продаж, мне надо было запросить сколько времени уходит на ручную отправку сообщения, их количество, сколько стоит время продажника и какие затраты есть, затем посчитать это в деньгах. Или вот автоматизация отчетов для маркетологов, чтобы сэкономить время и себе и другим, предварительно нужно было собрать сколько у кого уходит времени на подготовку, посчитать расходы и т.п.
Я не тратила на это время, а брала и сразу автоматизировала, в итоге столкнулась с непониманием со стороны бизнеса того, сколько в деньгах я пользы принесла проекту, а логичные доводы воспринимались как шум. Что ж хороший опыт 🤓
В условиях кризиса, такой запрос понятен, хотя я соглашусь с ним лишь отчасти. Есть задачи, которые как труд уборщицы, очевидно влияют, но неизмеримы в деньгах. Работы на репутацию, лояльность или пиар часто невозможно оцифровать. Критерий принятия решения здесь: логика, интуиция и опыт. Есть и такие задачи, результат которых важно и нужно оценивать только в цифрах. Окупаемость канала, сегментов, гипотез, акций, расходов на продвижение и пр.
Идеал как всегда в балансе и учете специфики проекта. Желание быстрых результатов вполне оправдано, но важно жить в реальности и понимать, что результаты сейчас – это следствия прошлых действий, а действия сейчас – это результаты будущего периода.
Напутствие
Творите добро, сохраняйте команду, не бойтесь пробовать что-то новое, а не только проверенные методы или как у всех принято. Ищите не только выгоды, но и миссию бизнеса, она рождает внутреннюю мотивацию, полноту и цельность работы, даёт верное направление и открывает новые возможности.
Желаю всем стабильного роста, окупаемости и моря идей 🤗