ИИ в маркетинге: опыт российских ритейлеров и инсайты экспертов ИТМО
26 ноября в Университете ИТМО прошел первый митап серии AI 4 Business, посвященный применению искусственного интеллекта в маркетинге ритейла. На встрече топ-специалисты из крупных компаний и предприниматели обсудили с экспертами академии опыт внедрения ИИ в реальные бизнес-процессы, оценили его эффективность и поговорили о перспективах развития технологий.
Круглый стол о внедрении ИИ от Университета ИТМО
AI 4 Business Meetup — цикл встреч бизнеса и науки о внедрении ИИ в ключевые отрасли экономики от Факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО. В рамках круглых столов AI 4 Business эксперты и исследователи обсуждают практические кейсы внедрения искусственного интеллекта в бизнес, делятся опытом и экспертизой, а также выстраивают новые траектории использования ИИ для бизнеса.
26 ноября состоялся первый AI 4 Business Meetup, посвященный применению искусственного интеллекта в маркетинге ритейла. В программу вошли четыре практических выступления, короткая панельная дискуссия и нетворкинг.
Основные показатели мероприятия
- 90 регистраций;
- 30 участников, прошедших отбор;
- 4 презентации кейсов из Petshop, ВкусВилла, Just AI и AI-лаборатории ФТМИ ИТМО.
Партнером встречи выступил бренд китайского чая Art of Tea, который провел чайную дегустацию и подготовил церемонию в завершение программы.
Как ритейл внедряет ИИ: кейсы компаний и выводы экспертов
На митапе выступили представители Petshop, ВкусВилла, Just AI, а также AI-лаборатории ФТМИ ИТМО. Модератором встречи стала Линда Гирш, к.э.н., маркетолог Activica. Спикеры осветили разные аспекты применения ИИ в маркетинге: от создания контента и автоматизации аккаунт-менеджмента до стратегирования и прогнозирования.
Кейс Petshop: автоматизация и рост эффективности
Директор по маркетингу Petshop Серж Иванов рассказал, как ИИ помогает компании ускорять подготовку товарных карточек, оптимизировать контент и снижать расходы на привлечение клиентов. По его словам, грамотное использование технологий позволяет уменьшить рутинную нагрузку на команду, но контроль со стороны специалистов остается обязательным.
Результаты впечатляют:
- в 2 раза быстрее создаются карточки товаров для маркетплейсов;
- на 37% уменьшаются затраты на привлечение клиентов;
- на 40–60% снижается загрузка контент-команды.
Серж пояснил, что добиться таких показателей удалось благодаря постоянному контролю качества в процессе работы с ИИ. Точечный подход определяет глубину результата, поэтому команда использует собственные промпт-темплейты, которые позволяют учитывать нюансы площадок, специфику категорий и SEO-алгоритмы.
«ИИ не заменит маркетолога. Технология ускоряет работу, но качество и смысл коммуникации всё равно определяет человек».
Кейс ВкусВилл: этика и эстетика ИИ
Менеджер маркетинговых коммуникаций ВкусВилл Мария Безверхая поделилась опытом тестирования креативов и синтетических образов в рекламе.
Показатели маркетинговых экспериментов ВкусВилл с ИИ:
- увеличение CTR в 2,5 раза относительно 2024 года;
- снижение в 2 раза CPA относительно 2024 года;
- снижение в 1,5 раза CPH относительно 2024 года
Эксперимент с роликами для «Моёженого» показал заметный рост эффективности, однако несмотря на успех рекламной кампании ВкусВилл намеренно ограничивает использование ИИ в коммуникационной политике — прежде всего из-за требований этики.
Мы стараемся избегать использования нейросети в рамках привлечения персонала — на креативах крупных рекламных кампаний у нас всегда живые люди. Потому что мы ищем таких же настоящих, искренних, хороших людей в команду. Также мы не генерируем продукты с помощью ИИ — для нас это принципиально важно, так как ВкусВилл — бренд натуральных продуктов с чистым составом.
Кейс ИТМО: ИИ-форсайт как инструмент планирования
Заместитель декана по науке ФТМИ ИТМО Елена Шакина представила метод ИИ-форсайта для анализа данных и выбора наиболее подходящих технологий под задачи бизнеса. В демонстрации был показан кейс по обработке 10 000 научных публикаций и созданию базы знаний для поддержки маркетинговых решений.
Специально для читателей релиза доступна бесплатная консультация по внедрению ИИ в бизнес с экспертами Факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО. Оставить заявку на консультацию вы можете по ссылке.
Кейс Just AI: чат-боты нового поколения
Руководитель PMM-направления Just AI Юлия Лемехова рассказала о совместном проекте с Knauf, в рамках которого был модернизирован корпоративный чат-бот. После обновления архитектуры и внедрения RAG-подхода точность ответов системы достигла 90–96%, а бот стал обрабатывать большую часть клиентских запросов без участия операторов.
Юлия также показала примеры инструментов для генерации контента и отметила, что развитие ИИ стимулирует появление новых ролей в компаниях — от AI-дизайнеров до специалистов по внедрению цифровых решений. Это позволило развить дискуссию о влиянии ИИ на рынок труда.
Говоря о возможных рисках, Юлия подчеркнула, что массовых сокращений технологии не несут:
«Когда исчезают одни профессии, появляются другие. Мы уже видим новые роли, связанные с ИИ, и спрос на них растет. А рынок услуг, где важен человеческий контакт, остается востребованным и дальше».
Участниками круглого стола AI 4 Business Meetup стали малые и средние предприниматели Петербурга и Ленинградской области, директора по маркетингу крупных компаний из сферы ритейла, а также представители академической среды. Гости отметили насыщенную программу — выступления спикеров вызвали активную дискуссию, которая позволила развить тему проблематики использования ИИ для оптимизации бизнес-процессов как с морально-этической, так и юридической точки зрения.
AI 4 Business Meetup: что дальше?
Многие из поднятых в рамках панельной дискуссии и нетворкинга вопросов лягут в основу будущих круглых столов из серии AI 4 Business Meetup.
Следующая встреча пройдет 5 февраля в Университете ИТМО и будет посвящена вопросам командного взаимодействия при внедрении ИИ в компании. Команда ФТМИ ИТМО приглашает присоединиться к следующему AI 4 Business Meetup представителей HR-департаментов, а также предпринимателей Петербурга и Ленинградской области.
В центре внимания круглого стола:
- анализ реальных кейсов использования ИИ в бизнесе;
- работа с командами и организационные изменения при внедрении ИИ;
- практические инструменты обучения и трансформации команд и подразделений.
Регистрация доступна на сайте мероприятия по ссылке: https://clck.ru/3QdUNg.
Чтобы стать спикером и презентовать опыт внедрения ИИ в HR-процессы своей компании, обращайтесь к Владимиру Шувалову, менеджеру партнерского офиса ФТМИ ТМО: vvshuvalov@itmo.ru.
Факультет технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО благодарит за помощь в организации мероприятия Art of Tea — бренд китайского чая, посуды и аксессуаров для чайных церемоний. С 2012 года Art of Tea отбирает китайский чай прямо на фермах и привозит его в Петербург в свой шоурум по адресу ул. Чайковского, 56.
Компания предлагает широкий ассортимент чая, включая редкие и эксклюзивные сорта, чайные наборы и доставку по России и всему миру. 13 лет труда, выбора, ответственности и любви к своему делу — это путь чая Art of Tea.