{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Фатальный сбой в упаковке франшиз

Меня зовут Татьяна Гмырина, я смысловик-упаковщик. Прямо или косвенно через меня прошло более 200 франшиз. Появилась насмотренность, а через некоторое время — чуйка и понимание абсурдности происходящего.

Говоря «упаковка», я имею ввиду СМЫСЛОВУЮ упаковку. Пакеты франшиз не формирую, к запуску их не готовлю, договоры не проверяю. Я — СМЫСЛОВИК-упаковщик))))

Спасибо комментатору второй части статьи, что указал на возможные разночтения.

Знаете, в чем проблема смысловой упаковки большинства франшиз? Это фокус сугубо на деньгах и нежелание копать вглубь. Попробуйте: открываете лендинг, меняете название и картинки, правите цифры — вуаля! Можно использовать для другой франшизы.

Если это действительно тот результат, который вы хотите получить, статья вам полезна не будет. Но если вам хочется выжать из упаковки максимум и показать компанию такой, какой ее видите вы — продолжим.

Чтобы вы поняли, почему вам таки надо дочитать эту статью, покажу часть франшиз, в упаковке которых принимала участие:

  • Точка красоты (салоны красоты)
  • InfoLife (биометрические тесты)
  • ВилГуд (автосервисы)
  • АльянсПарк (тактические, пейнтбольные, лазер-таг клубы)
  • MyYummy (кофе с собой)
  • Море желаний (аквариумы-автоматы)
  • Мистер Дом (агентство недвижимости)

(а также разрабатывала прототип для программы БМ «Реальный франчайзинг»)

В некоторых отвечала за смысловую упаковку лендинга с предварительным исследованием ниши. Где-то разрабатывала библию отдела продаж, внешний вид вендингового аппарата. А кое-где даже примерный бизнес-план в нескольких разрезах, городах, начальных точках. И, конечно, это всегда была работа целой команды.

Недавно на очередную консультацию пришел проект по франшизе, от которой волосы встали дыбом, и я решила: пора писать статью.

Статью писала для коллег-упаковщиков и владельцев/маркетологов франшиз. Не удивляйтесь, что я обращаюсь то к одним, то к другим. Для меня франшиза — это супер-дело. Оно идейное, вдохновляющее. Франчайзи зарабатывают, строят целые сообщества по всему миру, делают жизнь лучше.

Я обожаю упаковывать франшизы!

Всё не так просто

Даже если франшиза действительно стоящая, мало кто знает, КАК ее упаковать. Зачастую единственное, на что обращают внимание — окупаемость, прибыль.

А еще чаще встречаются крайне сомнительные компании, когда за словом «франшиза» не стоит ничего, кроме желания заработать на франчайзи.

В том числе поэтому хочется поделиться мнением:

  • что такое настоящая франшиза
  • признаки лже-франшиз
  • что необходимо говорить о франшизе
  • и почему на первом месте — далеко не деньги

Не всё то франшиза, что ею называется

Сначала определимся, что такое франшиза.

Франшиза — объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса.

В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.

Видите?

Поэтому случаи, когда, например, решили просто запустить сетку чего бы то ни было — и собирать паушалку/роялти за помощь в продвижении — это не франшиза, а скорее узко-направленное маркетинговое агентство, которое к тому же ничего не обещает и работает на минималках.

Еще пример: франшиза интернет-магазинов модных товаров. Франчайзер передает интернет-магазин (лендинг) на город франчайзи, настраивает рекламные каналы и отгружает товар. А франчайзи должен обработать заявки от покупателей товара и осуществить доставку.

Франшиза ли это? Ведь покупатель должен оплатить сайт и товар, а сам мало того что должен это продать, так еще и заплатить роялти и паушальный взнос. Это скорее дропшиппинг, чем франшиза.

Бывает и то, что подходит по определению. Например, решили, что если есть одна успешно работающая «точка» (магазин/кафе/островок маникюра/эксперт и пр.) — то теперь можно на этой репутации крикнуть «Хотите так же?»: и придут люди, чтобы иметь право повесить над своей дверью имя вашей компании. Бренд есть, право пользования за деньги есть. Франшиза.

Но.

Мы ведь должны помнить, что если кто угодно за деньги будет использовать ваше имя, то… репутация бренда моментально упадет. В том числе из-за того, что «франчайзи» работают не по вашим стандартам.

Про что «звенят звоночки»

Перечислю моменты, которые для меня являются стоп-сигналами.

1. Свою сеть не развивают, живут за счет открытия франчайзи

2. «100% получится, окупите — зуб даю». Вагон обещаний.

Честная франшиза так не делает. Сначала надо показать типовую бизнес-модель, потом прикинуть вместе с потенциальным франчайзи, как пойдет дело в его реалиях — и вот уже говорить о конкретных цифрах. Да и то примерных.

Особенно страшно услышать «франшиза работает сама на себя». Бегите.

3. «Да-да-да, платите, потом разберемся»

Ничего не узнав о потенциальном франчайзи, его опыте, возможности вложений, месте открытия и еще миллионе важных факторов, вам говорят, что все получится и предлагают заплатить.

Нашла на RusBase. Вот прям в яблочко

4. Только вывеска с брендом. И всё.

Ноль поддержки. Ни маркетинговой, ни юридической, ни даже моральной. Ни о каком «наставничестве» речи не идет. Обучения тоже нет. Выплывайте, как знаете.

Что же делает франшизу настоящей?

  • работающая, подтвержденная временем и деньгами бизнес-модель, которую действительно можно масштабировать, смело брать и использовать (с поправкой на особенности региона и пр. конечно)
  • наработанные технологии бренда, которыми этот бренд делится! Иначе невозможно держать на уровне то же качество, что у «головной компании». Упрощенно: берем вензели Буше, кофе из Старбакса, картошку фри из Макдака и прочее — везде есть что-то, за что людям нравится этот бренд. И без соблюдения технологий этого качества не добиться.
  • репутация бренда. Потому что иначе непонятно, зачем подписываться под чье-то имя. Репутация на мой взгляд — это в некоторых случаях как раз-таки большая часть стоимости франшизы. В идеале не просто репутация, а прямо-таки любовь клиентов.
  • финансовая привлекательность. Я не витаю в облаках))) Понятно, что за все доброе-вечное хочется все-таки и деньги получать. Желательно, хорошие. И тут уже начинаются расчет бизнес-планов, окупаемость, доходность, график роялти, прогноз сделок, операционные расходы и прочее, прочее, прочее.
  • поддержка «опытных товарищей». Ведь часто франшиза привлекает людей без опыта в бизнесе. И они приходят как раз, чтобы перенять его, а не строить с нуля. Они не пойдут к вам, если не будут видеть вашу поддержку по всем вопросам.
  • маркетинговая поддержка. Не то чтобы обязательно, но здорово. Пустить первую волну клиентов, раскачать активность, поставить франчайзи в контакты на основном сайте, поделиться макетами рекламных материалов, опытом проведения акций.
  • документация, юридическая чистота. Тут я мало что могу сказать. Но юридически должны быть защищены обе стороны. Прозрачность, подкованность, защита интеллектуальной собственности, коммерческой тайны. У хороших франшиз сильные юристы.
  • обучение. Необходимо. Вспомните хотя бы учебные материалы Додо Пиццы. Истории про «заплати, арендуй помещение, вешай вывеску и работай» по умолчанию означают, что никто не собирается передавать вам опыт, технологии, секреты компании. «Варитесь как хотите». Правильная франшиза заинтересована в том, чтобы каждый ее франчайзи работал на уровне как минимум таком же, как она.
  • а главное (на мой субъективный взгляд) — ГОЛОС компании, МИССИЯ, ЦЕННОСТИ, потому что только тогда франшиза сможет выполнить свою основную цель:

НЕ заработать побольше на франчайзи и уйти в закат, а реально развивать франшизу и компанию в целом, находя в свою стаю нужных людей-франчайзи. Вот это — франшиза.

Франшиза — это про свою стаю

Конечно, можете топить только за денежные показатели и гнуть линию «Чувак, это прибыльно, присоединяйся». Только вот кого вы тогда себе наберете? Людей, которые пришли только — ТОЛЬКО! — ради денег. А на ваш бренд им глубоко в крапинку.

Это про силу

Франшиза дает сильный бизнес. А франчайзи дает энергию, вливается в компанию, работает на ее рост. По сути это как если бы компания отправила своего преданного сотрудника открывать, возглавлять и развивать очередной офис в новом регионе.

Возможны два сценария развития событий:

  • «компания-минус» и «франчайзи-плюс» = один в поле не воин, постепенное затухание, необходимость франчайзи выходить из договора и начинать что-то заново.
  • «компания-плюс» и «франчайзи-минус» = падение репутации бренда в конкретной локации. А если таких много? Падение репутации в целом и очевидные последствия.

Поэтому важно не просто продать франшизу.

Важно продать франшизу НУЖНЫМ ЛЮДЯМ! И это решается в том числе через грамотную смысловую упаковку (но об этом в другой статье) и даже отсев прямо на сайте.

Это про опыт

Если вы расширяетесь (а франшиза это и есть расширение), значит вам есть, чем делиться. И это что-то — опыт.

Так покажите его!

Расскажите честно свою историю. Особенно честно, если были падения — но вы поднялись. Покажите, чему вы можете научить. Какие ценные уроки можете преподать. Насколько щедрым наставником готовы стать.

Это про гордость за свою компанию/продукт

Только двуличный жадный до денег человек будет растить сеть из десятков/сотен/тысяч франчайзи — и при этом знать, что продукт — г*вно.

Если вы создали франшизу, значит вы уверены в своем продукте.

Так расскажите о нем подробнее!

За что вы бьетесь, как достигаете качества, бдите за соблюдением стандартов. Покажите, что вам не все равно. И что вы далеко не каждого допустите работать под своим брендом.

Это желание быть причастным

Сколько раз было так: мы во что-то ввязываемся, потому что «чуть-чуть потерпим, но зато в итоге профит!»

С франшизой не так. Отношения франшизы и франчайзи — долгосрочные. Это по любви, по желанию быть причастным к чему-то стоящему.

Тогда кого вы хотите привлечь, если у вас не горят глаза?

Это про созидание

Мы хотим оставить что-то после себя. Поэтому люди редко вписываются в первую попавшуюся прибыльную франшизу. Конечно, сначала ищут в целом типа «бизнес с нуля», «бизнес без опыта», «идеи для бизнеса» и пр.

Но если перед человеком две франшизы, которые одинаково для него окупаемы и прибыльны, то... как выбрать?

Поэтому, если будущему франчайзи не всё равно, приходит осознание — чем именно он хочет заниматься.

И, например, человек загорается детского танцевального клуба. И находит франшизу, в которой занимается с детьми, развивает в них пластику, подбирает душевных преподавателей, ищет самые лучшие залы, понимает переживания родителей — и переживает сам на конкурсах, когда дети берут призовые места… Да и просто счастливо смотрит на результаты своего труда.

Понимаете? Такое дело — это больше, чем деньги.

Каждый ищет ту область, в которой хочет создавать что-то лучшее.

«А как же деньги? Франшиза — это ведь про них»

Естественно. Деньги — первоочередной запрос, с которым люди приходят к поиску франшизы.

— сколько у меня сейчас есть?

— сколько я хочу зарабатывать?

— сколько я могу еще привлечь, чтобы открыться?

— сколько нужно будет вложить и в течение какого времени?

— когда пойдет операционная прибыль?

— когда начнется мой чистый доход «в карман»?

— как я буду платить сотрудникам, подрядчикам и другим?

— насколько вся эта бизнес-модель реальна?

— а что, если я не справлюсь и уйду в минус?

— где гарантии, что это не лохотрон?

— и еще много-много денежных вопросов.

На них нужно ответить, упаковывая франшизу. Но повторяю еще раз: это просто один из моментов. Так сказать — ЛОГИЧЕСКОЕ обоснование.

А задача упаковщика — дать и другие причины оставить заявку на франшизу: эмоциональные, душевные, вдохновляющие.

И вот тогда скопировать вашу упаковку будет проблематично, т.к. она уникальна.

Упаковка франшизы (и любого другого бизнеса) — это ведь комплекс

Нельзя сделать офигенный сайт, а потом бросить человека один на один с жуткими отписками, которые менеджеры называют презентациями, компредами, письмами, прайсами и прочими вещами, которые должны бы продавать дальше, но по факту только вызывают недоумение.

Если уж беретесь упаковываться, то делайте это комплексно. Но! Как бы ни был крут упаковщик, если клиент не дает бюджет на разработку, проработку, дизайн, продакшн, то… вряд ли что-то получится.

Поверьте, честный упаковщик не будет драть с вас бюджеты на не пойми что. А если пока нет возможности, то всегда предложит первый шаг, с которого можно начать «малой кровью».

Уважаемые владельцы франшиз, пожалуйста, не обрубайте себе и упаковщикам крылья. Упаковщики — такие люди, которые иногда сильнее вас верят в вашу компанию и продукт.

О чем говорить на сайте франшизы, а что оставлять для КП и другой документации?

Как упаковывать франшизу на старте, когда еще нет успешных кейсов франчайзи ?

Можно ли с помощью удачной упаковки франшизы сократить цикл сделки

Кого рассматривать как целевую по франшизам?

Как быть упаковщику франшизы, если есть несколько сегментов целевой аудитории, а лендинг один?

0
23 комментария
Написать комментарий...
Alex Plus

"Попробуйте: открываете лендинг, меняете название и картинки, правите цифры — вуаля! Можно использовать для другой франшизы"

К сожалению, это касается не только франшиз:)) 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гмырина
Автор

Есть такое))) Статью про упаковку компании/продукта/услуги и прочего тоже можно начинать с этого. По франшизам есть  конкретный перекос - акцент сугубо на деньги. Поэтому ооооочень показательный пример. Так навскидку не скажу, но 100% в других нишах есть свои перекосы: гарантия, скорость, экономия, сроки и пр. Когда акцент делается только на это — а всё, что написала выше в статье, не раскрывается.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Васильев

Если бы все подходили к теме с этих позиций, было бы очень здорово!

Один раз в чате обсуждалось предложение заказчика сделать копию существующего сайта. После того, как я написала, что неэкологично копировать чужой сайт, было высказано предположение, что это франшиза, поэтому можно.

Уже тогда меня это сильно зацепило, потому что даже в этом случае сайт надо делать другой, иначе пользы от него не будет. Но, к сожалению, понятия у всех разные.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гмырина
Автор

Это бывает оправдано, если, например, реально франшиза, но с эксклюзивом на город (когда от франшизы в одном городе может быть только один франчайзи). Тогда да, это даже как маркетинговая поддержка может быть: делают копию сайта, подставляют гео и льют трафик на нужный город.
Но бездумно копировать вряд ли стоит. Иногда бывают особенности региона, а иногда и сам франчайзи что-то улучшает по сервису. А иногда нужно внести изменения, потому что в регионе другие конкуренты, которые транслируют разное - и нужно чуть перестроить сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Новицкий

В последнее время сам задумываюсь - а что еще можно в обложку такого вынести кроме фин показателей. Как еще на лендосе отфутболивать тех, кто по духу просто не сойдется с компанией/будет вреден как франчайзи, чтобы сэкономить время отдела продаж и основателя (если мы делаем онлайн-встречу/консультацию с основателем как один из первых шагов).

У многих франшиз в теле ленда действительно есть и про опыт, и про поддержку, и про обучение с маркетингом , а вот обложки  у всех: "заработай с нами от — ₽ на /продукт/ за /период времени/ чистыми".

Зашло про стаю, дух и ценностную составляющую. Полезный пример с "+франшиза, -франчайзи", как понимание, зачем рассказывать про ценности и как помогать заказчику-франшизе выигрывать в долгую. Вспомнил фильм "Основатель".

12 из 10. Жду часть про смыслы)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гмырина
Автор

и спасибо за позитив)) Как раз сейчас вторая в процессе, редактирую черновик, скоро выложу.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гмырина
Автор

Обложка - имеешь ввиду 1й экран? Если да, то там как раз понятно, что про деньги говорят, потому что изначально для этого покупают. Но уже на 1м экране можно передать атмосферу (даже визуально) и отстроиться ("мы не очередная бездушная компания")

Ответить
Развернуть ветку
Никита Новицкий

Да-да, про первый. Это из Тильды прилипло) цифры - само собой, но обычно на них все и заканчивается в этом блоке

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Шишкина

Показательно, что реально для репутации бренда нужно не просто тупо подряд продавать всем франшизу, но отсеивать тех, с кем репутация может пострадать. 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гмырина
Автор

Конечно)) Так во всём. Я не говорю, что плохо "грести всех", если действительно стоит такая задача и, например, потом заявки квалифицируются менеджерами. Или если реально задача "продать всем". Но если долгосрок, то партнёров надо подбирать в том числе по ценностям. И начинать такой отсев можно прямо с сайта.

Ответить
Развернуть ветку
Sofia Saf

Статья - прям бальзам на душу, измученную одинаковыми сайтами франшиз, и не только франшиз. Согласна полностью, можно и обязательно нужно выкапывать и показывать по-максимуму ВСЕ достоинства и преимущества, и излагать это человеческим языком, чувствуя вопросы, возникающие у пользователя именно в этом месте. Увы, очень редко такое встречается) а если встречается, сразу хочется купить)) И очень жду статью-продолжение. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Новиков

Многие новоявленные франшизы которым от силы 1-3 года, как не упаковывайте - это просто кот в мешке. 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гмырина
Автор

Да так-то любое новоявленное - кот в мешке, не только франшиза. Мы не можем отказывать в упаковке новому продукту, стартапу только потому что "вы сначала 3 года отработайте, принесите нам отчеты по всех разрезах - и тогда подумаем, упаковывать ли вас". Тем более что без грамотной упаковки даже очешуенная франшиза скорее всего сдуется, не успев вырасти: как людям увидеть, что она очешуенная и понять, что-таки стоит вписаться? 

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Семашко

так и хочется добавить: "Уважаемые владельцы бизнеса, не обрубайте крылья упаковщика".

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гмырина
Автор

Это прямо в статье и написано))) Или вы про бизнес в целом?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Семашко

про весь бизнес, а не только франшизы

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Олемская

Ориентация сугубо на "срубить бабло" работает на короткой дистанции. При работе в долгую - нет. Ну люди уже не дураки, видели всякое, знают много. 
Таня, мне видится, что твой подход жизнеспособный. И твой опыт тому подтверждение. Просто не для всех. Но кто поймет и последует - будет тому все - и слава, и богатство. 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гмырина
Автор

Катяяяяя)))) Сейчас решат, что у меня появился евангелист :D 
Насчет "люди уже не дураки". Смотри: люди в принципе (!) не дураки и не были. Но всегда у какой-то части (может даже большой части) возникает желание "срубить бабло". Причем, опять-таки, я не собираюсь махать лопастями и доказывать им, что "это плохо, ай-яй-яй". Это не плохо, это не хорошо, это - их дело. 
Но если франшиза клёвая или претендует такой стать  - то упаковать ее надо так, чтобы не сочли за очередную.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Олемская

"люди не дураки" - это я к тому, что уже появляется насмотренность, опыт, знают про всякие лохотроны и пирамиды, и процент тех, кто понимает, что нет волшебной кнопки "срубить бабло" - растет.

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Сахненко

Согласна - большинство франшиз упирается в деньги. В презентациях и на лендингах они выглядят смысловыми близнецами.
Жду вторую часть - про смысловку ;)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гмырина
Автор

Спасибо за отклик) Пишу, статья в процессе. Я за то, что каждый квадратный сантиметр сайта может "продавать" и нести одновременно несколько смыслов - хочется найти хорошие примеры, чтобы показать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Гмырина
Автор

Нет. Но если покажете, гляну.

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда