{"id":13835,"url":"\/distributions\/13835\/click?bit=1&hash=e1e12adea1499cc9a8db40cc1c07cce3ce795a6c7a3d073493e1291f48a4a843","title":"\u0418\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0446\u0438\u044f: \u043f\u043e\u0434\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u043c \u043f\u043e\u0447\u0442\u0443, \u0447\u0430\u0442 \u0438 \u0444\u0430\u0439\u043b\u043e\u043e\u0431\u043c\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a \u0437\u0430 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0447\u0430\u0441\u043e\u0432","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"728ad728-b270-5f6e-aa5a-d8a9339fb1b2","isPaidAndBannersEnabled":false}

Могут ли умные колонки быть полезным инструментом для бизнеса и как их используют люди

Clubhouse уже не тот — он быстро взлетел и так же быстро пользователи потеряли к нему интерес (разве что в Индии он продолжает быстро расти). А что можно сказать о голосовых помощниках и умных колонках? Стоит ли бизнесу рассматривать их как важный канал коммуникации, можно ли независимым девелоперам заработать на приложениях для таких устройств и как вообще развивается рынок этих девайсов?

Андрей Бондаренко, директор BotCube, рассказал, как его люди используют голосовых помощников, какие форматы приложений и контента популярны у пользователей и как бизнесу с умом задействовать умные колонки.

Рынок умных голосовых помощников

Для начала определимся с терминами. Есть умные колонки, а есть — голосовые помощники. Колонка — это устройство, помощник — программа, которая может устанавливаться на разные устройства. Голосовые помощники живут не только в колонках, но и в телефонах, телевизорах, часах и даже в микроволновках (та же Alexa). Итак, Siri и Alexa — это голосовые помощники, которые можно использовать на разных устройствах, а Echo и HomePod — устройства.

Бум на умные колонки начался в 2014 году, когда Amazon выпустил умную колонку Echo с голосовым помощником Alexa на борту. В 2016 году вышел Google Assistant, а в 2018 — Apple порадовал «яблочников» умной колонкой HomePod с Siri.

С тех пор продажи «говорящих коробочек» растут каждый квартал. В первом квартале 2017 года в мире было продано только 3 млн умных колонок, в 2018 году – уже 86,2 млн, в 2019 году — 124 млн, а в 2020 году — 154 млн (данные Tadviser). В России пока всё гораздо скромнее: например, Яндекс за все время продал около 1,5 млн Алис.

Почти половина умных колонок продается в рождественские праздники. Поэтому приложение Amazon Alexa стабильно залетает в топы Google Play и App Store в начале года — когда люди распаковывают подарки.

Сфера голосовых помощников быстро развивается — и потребители привыкают к ним гораздо быстрее, чем к мобильным телефонам. Например, Google Assistant уже работает примерно на 1 млрд устройств.

Эксперты прогнозируют, что рынок умных колонок к 2027 году вырастет до 19 млрд долларов — а это в 7 раз больше, чем в 2020 году.

Как люди пользуются умными колонками

На умных колонках слушают музыку, подкасты и новости, играют в викторины. Это и справочник, и будильник и помощник, который «запомнит» важное и предупредит о встрече.

Adobe опросили тысячу владельцев умных колонок и вот что узнали:

  • 70% пользуются ими хотя бы раз в день;
  • 44% пользуются несколько раз в день;
  • 8% почти не пользуются.

Колонки не просто пылятся — люди на самом деле с ними общаются. Согласно отчету NRP за 2020 год чаще всего пользователи просят умных помощников включить музыку — такие команды отдают 85% владельцев устройств из США. Чуть реже получают данные о погоде, ответы на поисковые запросы, заводят будильник, проверяют время, слушают последние новости.

Какие приложения создают для умных колонок

Как и для смартфонов, для умных колонок пишут приложения. Только у каждого помощника они называются по-разному: в Alexa и Алисе это «навыки», в Google Assistant – «экшены», а в Cortana от Microsoft просто «приложения».

У Alexa уже более 70 000 навыков, которые выпустили крупные бренды, представители среднего бизнеса и отдельные разработчики. По данным аналитической платформы Dashbot 80% людей пользуются сторонними навыками, а более 30% — четырьмя и более. Рассмотрим три популярных примера.

Flash Briefing

Это небольшая подборка новостей, которая обычно длится не более 60 секунд и озвучивается живым голосом. Допустим, вы собираетесь на работу, завариваете кофе и говорите: «Алекса, включи мой Flash Briefing» — за минуту колонка расскажет самые интересные новости за последние 24 часа.

Можно устанавливать брифинги от разных компаний – BBC News, CNN, ABC. Сейчас у всех топовых медиа есть свои. Самые популярные — от BBC. Их слушает 94 млн человек, поэтому в медиагиганте есть целый отдел из 50 человек, которые на фултайме работают над навыком для Amazon и Google Assistant.

The Game Awards

Это крупнейший ивент в игровой индустрии. На нем выбирают лучшие игры, команды разработчиков, игроков и так далее. Ребята из Game Awards написали навык, который позволяет посмотреть номинации и проголосовать за фаворитов. Приложение озвучил настоящий ведущий, поэтому у пользователей возникает ощущение живой беседы.

Угадай мелодию

Song Quiz — игра номер один в Alexa. Мультиплеер десять секунд играет мелодию и дает пять секунд, чтобы угадать название песни и исполнителя. Угадываешь – получаешь баллы. Игру написала команда Volley, у которой в активе около десяти навыков для Alexa. Навыками Volley пользуется 600 тыс. человек, они подняли кучу денег, инвестиций, и это первая компания, которая создает контент исключительно для голосовых помощников.

Какие трудности ждут разработчика навыков для умных колонок

Несмотря на бум умных колонок, заработать на них не так просто. Вот несколько главных проблем.

Как пользователь узнает о вашем навыке. Когда вы сделали приложение, необходимо рассказать о нем людям — чем оно полезно и как им пользоваться. В 2019 году основными источниками информации о навыках были соцсети (40%), друзья (40%), реклама (20%).

Разработчики умных колонок предлагают и свои каналы промоутирования. Alexa, например, может порекомендовать ваши навыки пользователям, а Google Assistant — открыть action вместо поискового запроса.

Как монетизировать навык. В отличие от приложения, в которое можно нагнать трафик, а потом попросить людей заплатить, с навыками все труднее. Прямо сейчас люди не особо платят за них, потому что не привыкли и рынок маловат люди не готовы платить — да и сейчас слишком мало приложений, которые бы решали насущные проблемы пользователей и облегчали жизнь.

Не менее важно знать, как платить. Куда подключить банковскую карту или кредитку и как ее привязать? Когда перед тобой только колонка, это уже нетривиальная задача. Люди еще не привыкли к этому каналу оплаты.

Как вернуть пользователей. Если пользователь вышел из вашего навыка, то у вас не остается с ним видимой связи — вы не можете напомнить ему о приложении с помощью пушей и предложить снова подключить навык. Решить проблему в ближайшее время, наверно, будет тяжелее всего.

То есть на этом рынке еще не сложилась понятная инфраструктура, правила игры и методы работы с пользователями.

Как монетизируются навыки для умных колонок

У разработчиков навыков под Alexa три основные модели монетизации:

  • Программа поощрения от Amazon. Компания смотрит статистику по использованию всех навыков и награждает денежными призами команды, чьи навыки оказались самыми полуплярными и «залипательными». У Яндекса есть аналогичная премия, и они каждый месяц разыгрывают деньги. Но монетизацией это не назовёшь — платят очень мало.
  • Amazon Pay для Alexa — появился только в 2019 году. Это возможность продавать «физические» товары через умную колонку.
  • Внутренние покупки в навыке. Такая модель похожа на то, как организованы платежи внутри приложений для iOS. Пользователь покупает какой-то навык или подписку на дополнительные услуги навыка (как с поиском телефонов), а Amazon списывает с этой суммы свою комиссию.

На самом деле, хороших кейсов достаточно немного. Кто-то запускает маркетинговые кампании, партнёрится с Яндексом или Амазоном, тестируя креативный подход к общению с пользователями. Однако в основном через такие интеграции компании показывают, какие они инновационные.

Для бизнеса это ещё одна точка общения с пользователем — правда, из-за особенностей интерфейса подходит она далеко не всем. Например, можно заказать пиццу домой — и это классный кейс, но что-то более сложное сделать уже непросто. При этом ту же пиццу можно заказать и через привычное мобильное приложение — для многих это просто удобнее. Да, Дисней создает свои навыки в Алексе для развлечения детей, однако это уже развлекательный сегмент, а не реальный бизнес.

Простые навыки — самые популярные

И хотя использовать навыки с выгодой трудно, их разработка уже превратилась в целую науку, в которой важное место занимает conversational design — очеловечивание компьютерного интерфейса. Одно из правил conversational design гласит: облегчайте жизнь. Поэтому самыми популярными становятся простые навыки.

Найди мой телефон

В Find my phone пользователи регистрируют номер прямо в Алексе. Когда они опаздывают на работу и не могут найти телефон, то просто кричат: «Алекса, найди мой телефон». Тогда на мобильный раздается звонок — главное, чтобы в этот момент он не был в беззвучном режиме.

Find my phone выручает растеряш бесплатно пять раз, но после бесплатных поисков придется раскошелиться. Приложение входит в топ-15 навыков Alexa, и разработчики зарабатывают на нем неплохие деньги.

Включи музыку

В навыке Spotify есть команды «включи песню», «следующая песня», «кто играет» и так далее. А вот во Flash briefing — всего одна команда. И заметьте: никто не пытается вам зачитать новость голосом компьютера и не рассказывает, какие статьи сейчас есть на сайте.

Семь из десяти навыков с высокими оценками просто включают музыку или звуки, например, шум дождя. Эти навыки сейчас хорошо монетизируются, производители аудиоконтента предлагают новые звуки, более качественные аудиофайлы.

Закажи еду

Если через голосового помощника выбирать тесто и начинку, скажем, для пяти видов пицц, то можно сойти с ума. Это очень долго и неудобно, особенно если вы где-то ошиблись. Куда проще оформить заказ через сайт или мобильное приложение.

Domino’s пошли другим путем. Если вы часто заказываете там еду, у вас наверняка есть личный кабинет или приложение. В нем вы выбираете пять комплектов пицц и в следующий раз, лежа на диване, говорите: «Алекса, закажи мне пиццу». Приложение уже знает что и куда привезти. Через 15 минут можете спросить: «Алекса, какой статус моей доставки?», и вам расскажут, где находится ваша пицца.

Похожий навык есть у Starbucks. Никто не предлагает подобрать кофе и не рассказывает, какой кофе вам подойдет. Просто выберите свой любимый напиток, ближайшее кафе и закажите всё одной фразой. Пока вы идете от дома в кафе, ваш кофе уже готов. Не нужно стоять в очереди и ждать, пока он приготовится. Навык сэкономил время миллионам городских жителей и потому стал популярным.

Выводы

  • Популярность умных колонок и голосовых помощников продолжает расти — и за 6 лет объем рынка по прогнозам увеличится в 7 раз.
  • Прямо сейчас есть немало нерешенных интерфейсных проблем: люди не до конца привыкли к умным голосовым устройствам и не всегда понятно, как правильно подключить платежи.
  • Рынок уже сейчас огромный и на нем зарабатывают не только производители устройств или других продуктов, но и независимые разработчики навыков.
  • Будущее за простым и интерактивным голосовым контентом — подкасты и медиа могут добавлять в традиционные информационные форматы викторины и другие интерактивные типы контента.

Мы пишем о менеджменте продуктов и развитии в телеграм-каналах make sense и Product Mindset, а обсудить любые продуктовые вопросы можно в Product Sense Chat.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null