И джунам, и хэдам: Гайд по ресурсам для UX-исследователей от UXSSR

Книги, блоги, комьюнити, каналы, подписки и стандарты по UX-исследованиям помогут подтянуть теорию в этой и смежных областях, подсмотреть кейсы других компаний и дополнить профессиональный майндсет. Собирая гайд, наши исследователи из UXSSR разделили все рекомендации на 5 грейдов. Каждый грейд — ступень в карьере рисечера, которую характеризует определенный набор hard, soft и менеджерских навыков.

Стажер и junior-исследователь

Методы исследований в теории освоены неплохо, но используются активно только 1-2. Рука набита на паре фреймворков, например, персонах или CJM. На этом уровне исследователь анализирует небольшие объёмы информации без выделения паттернов и презентует данные пока в упрощенном виде. Здесь зачастую все сложно с новыми идеями и креативными решениями, а бизнес-мышление находится в зачатке.

Ресурсы

Книги

«Дизайн привычных вещей», Норман
Первая версия вышла в 2006 году, вторая в 2018. Лучше читать обе последовательно, чтобы проследить тенденцию и увидеть, куда движется дизайн повседневных вещей.

«Эргономика», Мунипов, Зинченко
В книге описаны методы и принципы эргономики, которая является прародительницей User Experience. Они соответствуют методам, которые мы используем каждый день в UX-исследованиях.

«Основы качественного исследования», Страусс, Корбин
Простым языком объясняется, как из обычных разговоров с людьми выстраиваются теории. Также есть рекомендации по проведению качественных исследований.

«Observing the User Experience: A Practitioner’s Guide to User Research», Goodman, Kuniavsky
Здесь о разных методах исследований и границах их применения, идеально для знакомства с рисечем.

«Handbook of Usability Testing. Rubin, Chisnell», Spool
Руководство с пошаговыми инструкциями, которые помогут протестировать продукт на предмет удобства его использования.

«Interviewing Users: How to Uncover Compelling Insights», Portigal
В книге представлены методы и инструменты, которые помогут проводить информативные интервью с любым человеком.

«Don't Make Me Think: A Common-Sense Approach to Web Usability», Krug
О веб-интерфейсах с практическими советами. Поможет новичками разобраться в теме UX.

«Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия», Купер
Книга рассказывает о целостном подходе к проектированию взаимодействия, ориентированном на цели пользователя.

«Универсальные принципы дизайна», Лидвелл, Батлер, Холден
Название говорит само за себя. Здесь собрана теория и практика в вопросах качественного дизайна.

«Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем», Раскин
Книга о научном подходе к разработке интерфейсов от создателя проекта «Macintosh», Apple.

Каналы в Телеграме

UX Notes
О UX-дизайне и исследованиях.

UX Pub
Канал о UX/UI-дизайне.

Комьюнити

UX Beginner: Design Community
Для тех, кто хочет перейти в сферу UX. В группе происходит обмен опытом и инсайтами, участники делятся описанием вакансий и полезными ресурсами.

UX Club
Для тех, кому интересно проектировать удобные и прибыльные продукты, советоваться с коллегами, делиться новостями мира UX, обмениваться мнениями о продуктах.

Middle-исследователь

Экспертиза оттачивается, помимо освоенных 2-3 методов рисеча в работу берутся новые подходы, иногда с помощью наставника. Появляется самостоятельность в анализе данных и понимание, как проверять гипотезы. С презентацией материалов здесь намного лучше – они выглядят емкими и лаконичными. Происходит «прокачка» навыков организации своей работы и соблюдения сроков, а руководство начинает подмечать интерес рисечера к бизнес-процессам компании и работе других команд.

Ресурсы

Книги

«Quantifying the User Experience: Practical Statistics for User Research», Sauro, Lewis
Книга поможет разобраться с тем, как использовать количественные методы в связке с качественными.

«Искусство задавать вопросы», Аверьянов
Учебник по составлению опросов для социологов, поэтому язык немного академический, но пользы там много. Автор дает рекомендации, как правильно задавать вопросы.

«Games User Research», Drachen, Mirza-Babaei, Nacke
Это книга будет полезна для тех, кто занимается разработкой игр и остальных специалистов, которые интересуются геймификацией и тестируют свои креативы.

«Remote Research: Real Users, Real Time, Real Research», Bolt
Здесь объясняется, как проектировать и проводить удаленные исследования.

«The User Experience Team of One: A Research and Design Survival Guide», Buley
Набор инструментов и идей для UX-одиночек, кому нужно постичь навыки проведения исследований, сделав это с меньшими затратами.

«На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки», Эяль, Хувер
Книга о создании и совершенствовании продуктов с описанием модели «крючка» для формирования потребительских привычек.

«Scrum. Революционный метод управления проектами», Сазерленд
О методике Scrum для управления проектами в короткие сроки и с низкими затратами.

Каналы в Телеграме

soloveev: жизнь на марсе
Канал-рефлексия исследователя о работе и жизни.

UX Horn
О последних тенденциях, трендах и новостях сферы с обзорами последних вышедших материалов из разных медиа.

Блоги

Nielsen Norman Group: Articles & Videos
Статьи консалтинговой фирмы Nielsen Norman Group, одной из основных специализаций которой являются UX исследования.

Invision Inside design blog
Платформа для инклюзивного сотрудничества в области проектирования и разработки цифровых продуктов.

Muzli Magazine, Medium
Вдохновляющие идеи о разработке продуктов, UX/UI дизайне, советы в формате “how to”, полезные материалы с описанием шагов и ошибок других команд в рамках работы над проектами.

Usability Geek
Один из крупнейших блогов по UX с практическими советами специалистам сферы и самыми актуальными топиками по релевантным темам.

UX Booth
Платформа с публикациями о пользовательском опыте от практиков – специалистов сферы UX с уровнем подготовки от начального до среднего. Здесь приветствуются авторы, готовые делиться своим опытом с сообществом.

UX Mastery
Глобальное UX-сообщество энтузиастов, практиков и новаторов, готовых делиться опытом о том, как непрерывно улучшать дизайн и пользовательский опыт.

UXPin
Блог компании, чья миссия – обеспечить лучший пользовательский опыт и объединить дизайн и проектирование в единый мир более качественной и быстрой разработки продукта. Здесь можно почитать статьи, скачать полезные гайды и книги, посмотреть вебинары, которые разбиты на тематические блоки.

UXmatters
Площадка для обозревателей и авторов, в число которых входят многие ведущие эксперты. Здесь происходит обмен мнениями по важным темам и описание передовых практик, влияющих на развитие сферы.

Research Ops
Комьюнити продуктовых исследователей.

Senior-исследователь

На этом этапе рисечер активно взаимодействует с коллегами и проявляет лидерские качества, уверенно пробует новые методы и сочетает разные подходы. Обработка данных из нескольких исследований занимает меньше времени, потому что прокачен навык выделять основные тенденции и паттерны. «Проколов» в работе нет, эффективность на максимуме. Этот грейд определяет знание большинства подходов к разработке и различных фреймворков, а еще способность изучить работу других команд.

Ресурсы

Книги

«Universal Principles of Design, Revised and Updated», Lidwell, Holden, Butler
В книге описаны универсальные принципы дизайна, которые помогут исследователю лучше понимать коллег-дизайнеров и разговаривать с ними на одном языке.

«Validating Product Ideas: Through Lean User Research», Sharon
Из этой книги можно почерпнуть советы о том, как научить продактов и дизайнеров проводить исследования, если не хватает ресурсов.

«Good Services: How to Design Services that Work», Downe
Руководство о том, как создавать сервисы, которые будут помогать пользователям.

«The Journey Mapping Playbook», Angrave
Книга о том, как лучше понимать своих потребителей и улучшить их клиентский опыт. Это одновременно и руководство по улучшению пути пользователя.

«Mapping Experiences», Kalbach
Книга для дизайнеров, продакт и бренд-менеджеров, а также владельцев бизнеса, которая показывает, как использовать идеи и наблюдения потребителей и превращать их в практические решения.

«Intercom on Jobs-to-be-Done», Traynor
Книга о Jobs To Be Done с советами о том, как следует думать о бизнесе, росте и инновациях.

«Competing Against Luck: The Story of Innovation and Customer Choice», Christensen, Dillon, Hall, Duncan
Почему понимание клиентов не способствует успеху инноваций? Руководство по планированию и внедрению инноваций в бизнесе от автора методики JTBD.

«The Jobs To Be Done Playbook», Kalbach, Scrage
Как предлагать покупателям то, что они хотят, и сделать так, чтобы они захотели покупать то, что вы предлагаете.

Каналы в Телеграме

Дайджест продуктового дизайна
Канал Юрия Ветрова об инструментах, паттернах и трендах в продуктовом дизайне.

Про удобство
А точнее про «продуктоводство», UX, работу с дистанционной командой от Михаила Грекова.

Паблики на Медиуме

UX Collective
Кураторские истории о пользовательском опыте, визуальном оформлении и дизайне продукта.

UX Planet
Обо всем, что касается User Experience.

Блог Prototypr.io
О прототипировании, UX-дизайне, front-end разработке и не только.

Блоги

Facebook Research
Советы от людей, изучающих пользовательское поведение для Facebook.

Shopify UX
Актуальные мысли о торговле, профессии и культуре от команды Shopify UX.

Uber design
О работе, последних новостях и новых идеях в Uber.

Airbnb design
Про креативные идеи и дизайн на платформе Airbnb.

User Research in Government
Блог правительства Великобритании по User Research.

Руководитель направления исследований продукта

Все существующие методы давно освоены, особый азарт вызывает использование подходов, теории по которым практически нет. Клиенты довольны – огромные массивы данных систематизируются в понятной и лаконичной форме, результаты всегда прозрачны и применимы на практике. Специалист на этом уровне имеет сильные менджерские скиллы, способен выстроить отношения в команде, встроить исследования в другие процессы, а также нанять новых сотрудников.

Ресурсы

Книги

«The Mom Test: How to talk to customers & learn if your business is a good idea when everyone is lying to you», Fitzpatrick
Классика custdev’a, помогает сменить фокус от научного подхода ближе к практике и бизнес-решениям. Советы из книги стоит соотносить со знаниями, полученными их предыдущих ресурсов.

«Lean Customer Development: Building Products Your Customers Will Buy», Alvarez
Практическое руководство о том, как проверять идеи о продуктах с помощью исследований. Фокус на достижении бизнес-целей, а не на методах исследований.

«Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели», Рис
Книга для бизнесменов о быстром тестировании идей новых продуктов на реальных потребителях.

«The Entrepreneur's Guide to Customer Development», Vlaskovits
Руководство для бизнесменов о поиске первых пользователей, создании MVP, нахождении product market fit и составлении дорожной карты продаж и маркетинга.

«Sprint: How to Solve Big Problems and Test New Ideas in Just Five Days», Knapp, Zeratsky, Kowitz
Авторы – партнеры Google Ventures – дают описание уникального пятидневного процесса решения сложных бизнес-задач, эффективность которого была проверена на практике в 100 компаниях мира.

«The Design Thinking Playbook: Mindful Digital Transformation of Teams, Products, Services, Businesses and Ecosystems», Lewrick, Link, Leifer
Пособие о том, как подвергнуть сомнению текущее мышление, переориентироваться на пользователя с его потребностями, быстро внедрять итерации вместе с мультидисциплинарными командами для решения сложных задач и проблем.

Стандарты

An official website of the United States government: Accessibility for Teams
Доступность – это удобство использования для всех людей, в том числе тех, кто иначе взаимодействуют с продуктами из-за ментальных, физических или других ограничений. По ссылке – стандарты accessibility в разных компаниях, а также универсальные руководства для дизайнеров, разработчиков и смежных команд.

ISO 9241-210:2019. Ergonomics of human-system interaction — Part 210: Human-centred design for interactive systems
Этот документ содержит требования и рекомендации по принципам human-centred design.

Национальный стандарт РФ. Эргономика взаимодействия человек – система: Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем
Стандарт предназначен для специалистов, осуществляющих разработку. В нем рассмотрены способы улучшения взаимодействия человек-система за счет аппаратных и программных компонентов интерактивных систем.

Каналы в Телеграме

UXSSR
Канал консалтинговой фирмы о том, как отслеживать тренды, исследовать рынки, трансформировать бизнес-процессы так, чтобы успевать за меняющимся миром и делать его лучше.

Не исключение: цифровая доступность и инклюзивный дизайн
Канал об инклюзии в цифровом и физическом мире.

Блоги

XD ideas by Adobe
Форум для уникальных идей и мнений о практике, бизнесе и глобальном влиянии дизайна от профи, создающих Adobe XD.

52 weeks of UX
UX-марафон постинга мега актуальных статей для расширения кругозора и майндсета специалиста.

Комьюнити

Research Ops community
В сообществе ResearchOps делятся друг с другом ресурсами и накопленным годами опытом.

UX Researchers Association
Эта группа для людей, которые занимаются UX, дизайном или рисечем. Здесь особенно приветствуются вопросы о дизайне и методологиях исследований.

Design Thinking Group
Комьюнити для дизайнеров про поиск работы и обмен опытом.

User Experience
Платформа для UX-специалистов, дизайнеров, разработчиков и других людей, работающих с продуктом.

Директор департамента исследований

Руками исследования здесь уже не проводят, а следят за командой рисечеров разных уровней. Отточено до уровня мастерства понимание работы подчиненных, знания современных подходов к разработке, фреймворкам, дизайн-трендов и расчеты юнит-экономики. Директор выступает «коммуникативным» центром – фасилитирует командный обмен информацией, вдохновляет сотрудников, качественно проводит собеседования и может обучить этому других.

Ресурсы

Книги

The Startup Owner's Manual: The Step-By-Step Guide for Building a Great Company, Blank, Dorf
Руководство для стартаперов, которое содержит пошаговые инструкции по внедрению и использованию кастдева.

Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers, Osterwalder, Pigneur
Руководство для тех, кто меняет правила игры, и тех, кто пытается бросить вызов устаревшим бизнес-моделям и спроектировать бизнес завтрашнего дня.

Value Proposition Design: How to Create Products and Services Customers Want, Osterwalder, Pigneur, Bernarda, Smith
Книга помогает решить главную задачу любого бизнеса – создавать привлекательные продукты и услуги, которые захотят купить потребители.

Change by Design, Revised and Updated: How Design Thinking Transforms Organizations and Inspires Innovation, Brown
Аудиокнига для творческих лидеров, стремящихся внедрить дизайнерское мышление на всех уровнях организации, продукта или услуги, чтобы найти альтернативы для бизнеса и общества.

Zero to One: Notes on Startups, or How to Build the Future Hardcover, Thiel
Книга описывает взгляд на будущее прогресса в Америке и новый способ мышления об инновациях: он начинается с умения задавать вопросы, которые побуждают бизнесменов находить ценность даже в неожиданных вещах.

«Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся», Чалдини Психологические приемы воздействия на человеческое сознание.

«Принципы. Жизнь и работа», Далио
Автобиографическая книга основателя компании Bridgewater о принципах, которыми он руководствовался в своей жизни и работе.

«Сторителлинг в проектировании интерфейсов. Как создавать истории, улучшающие дизайн», Кесенбери, Брукс
Книга о том, как лучше понять пользователей, узнать их цели, представить результаты исследований и продемонстрировать варианты дизайна.

Каналы

О Бизнесе
Название говорит само за себя.

Бизнес-идеи
Для вдохновения и креативных идей.

Подписка

РБК Pro
Бизнес-консалтинг для предпринимателей и топ-менеджеров.

User Weekly
Еженедельная имейл-рассылка для понимания того, что происходит в области исследований. Это хороший способ быть в курсе тенденций, методологий и передовых идей.

Хорошая база теоретических знаний и постоянная практика – половина успеха. Скорость прохождения грейдов больше зависит от желания и упорства, любопытства и насмотренности, умения задавать вопросы, а еще нетворкинга и постоянного обмена опытом с людьми в аналогичной и смежных областях. Собственно, знания и опыт, помноженные на эти качества, и отличают «продвинутые» уровни от остальных.

5757
11
11
7 комментариев

это просто золотая подборка. спасибо огромное! часть уже прочитана и перечитана👍👍👍

1
Ответить
Автор

Классно!) Спасибо за отзыв!

1
Ответить

Спасибо!

1
Ответить

Спасибо! Подписался на вас )

1
Ответить

Клево

1
Ответить
Автор

Привет всем, кто только сейчас добрался до этой статьи.

Решили тут в комментах напомнить, что выходы наших полезных для комьюнити статей, опубликованных в СМИ, всегда анонсируем в соцсетях: Телеграм-канале (https://t.me/uxssr) и Фейсбуке (https://www.facebook.com/theuxssr/).

Join us! 

Ответить