Как отправлять миллионы email-писем и не попадать в папку «Спам»

Здравствуйте. Меня зовут Людмила, я маркетолог в компании Altcraft. Сегодня я хочу поговорить с вами о занозе многих маркетологов, называемой «Спам». В статье рассказываю, как правильно делать рассылки правильно и не стать спамером случайно. Приятного чтения.

Ежедневно в мире отправляется 122 миллиарда спам-сообщений по email — это 85% мирового email-трафика. Масштабы впечатляют и огорчают. Никто не любит спам, особенно сервисы рассылок. Поэтому многие системы ведут войну со спамом, однако под их санкции могут попасть и добросовестные компании. Как не допустить такой несправедливости?

Что такое спам

Спам — нежелательная рассылка по электронной почте или по другим источникам: по SMS, в сообщениях соцсетей. Такие рассылки спамеры делают без согласия получателя на большое количество пользователей. Обычно в письмах предлагают товары или услуги сомнительного качества.

Как появился спам

В 40-х годах прошлого века у слова «спам» (spam) не было негативного смысла. SPAM — это название торговой марки для консервов фирмы Hormel Foods Corporation, которая выпускала их для мясного рациона солдат во время Второй мировой войны. После войны продукции осталось много, и её предстояло реализовать до конца срока годности. Так консервы появились в рекламе, которая была везде. Продукт агрессивно навязывали людям.

Когда в сети появились «мусорные» массовые рассылки, их стали обозначать словом «спам». В начале такой метод мог быть эффективным, но сейчас спам-сообщения раздражают, люди перестают их замечать в большом потоке информации. Но рынок спама не теряет обороты.

Спам проник почти во все средства коммуникации. К электронной почте добавился спам:

  • на форумах, где в ответах пользователям используют скрытую рекламу;
  • в комментариях и личных сообщениях в соцсетях;
  • на сайтах отзывов;
  • в мессенджерах и SMS.

Автоматизация ускорила рассылку спама и увеличила его в разы. Спам-бот может заменить человека, например, при спаме в соцсетях. Пользователь будет думать, что общается с реальным человеком. Однако боты «не очень умные», сломать их логику можно неожиданным ответом.

Спам-реклама — обычные рекламные письма, которые рассылают по базе контактов.

Пример спам-рекламы

Фейковые сообщения — письма как бы от обычных людей, которые могут рассказывать свою трагическую историю и просить денег, или обещать подарить большую сумму просто так.

Пример спам-сообщения от «живого человека»

Фишинг — письма маскируются под известные бренды. В таком случае в адресе указана фейк-почта, которую конечный пользователь не видит. И понимает, что его обманули после перехода по ссылке. Цель — получить персональные и конфиденциальные данные. Ссылка из такого письма ведёт на поддельный сайт, где пользователь оставляет свои ФИО, пароли, номера банковских карт и другие данные.

Рассылки с вредоносным ПО — письма с вирусами, которые попадают на компьютер пользователя, когда тот переходит по ссылке в письме.

Почему пользователи получают спам

Причина спама на почте — это данные, которые попали не в те руки. Как спамеры получают адреса пользователей:

  • Утечка данных — адрес украден из списка контактов взломанного аккаунта.
  • Парсинг email-адресов с сайтов.
  • Через генератор почты, который перебирает возможные варианты. Некоторые могут оказаться рабочими.
  • Купленные базы — их продают недобросовестные компании или отдельные сотрудники.

Какие бывают спамеры

Спамить могут и профессионалы, и случайные люди, например, неопытные маркетологи компаний. Спамеров делят на:

  • Профи — это службы рассылок, которые шлют огромное количество писем. Такие команды хорошо знают своё дело, и в штате могут быть даже программисты для более продвинутых решений.
  • Собиратели адресов с помощью ПО проверяют и продают базы.
  • Неопытные и случайные спамеры — часто маркетологи компаний, которые не понимают, что такое рассылка, и делают её неправильно. Начинающий спамер не вникает в детали рассылки, за что его письма попадают под санкции сервисов.

Чтобы не оказаться в рядах случайных спамеров, к рассылке надо готовиться — знать правовые, технические и другие особенности.

Как избежать попадания писем в спам

Папка спам для вашего письма — это приговор. Почему? Клиент о вас не узнает, последствия могут быть серьёзнее: отключение домена, судебные иски и штрафы.

Чтобы узнать, почему письма попадают в спам, надо оценить много факторов:

  • законность рассылки;
  • репутацию домена;
  • технические настройки рассылки;
  • соблюдаются ли регламенты сервиса рассылки.

Разберём каждый пункт.

Законность рассылки

В России любая рассылка должна соответствовать законам:

Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ запрещает рассылку без предварительного согласия адресата. Также рассылку нужно прекратить при первой же просьбе адресата.

Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ — каждая компания, которая собирается делать рассылки, должна подать документы на регистрацию оператора персональных данных.

Когда согласие на рассылку не нужно

Такие случаи в законах тоже прописаны. Необязательно получать согласие пользователя, если рассылка:

  • предполагается федеральным законом;
  • нужна для реализации международных договоров РФ;
  • проводится для научных или статистических целей;
  • важна для защиты жизни и здоровья адресата;
  • для доставки сообщений почтовой связи;
  • делается для научной, журналистской или литературной деятельности, а данные используются согласно федеральному закону.

Как не нарушить закон

Сделать форму подписки с согласием на рассылку и предоставить пользователю следующие документы на сайте:

  • «Политика конфиденциальности».
  • «Пользовательское соглашение».
  • «Политика в отношении обработки персональных данных».

Репутация домена

Репутация источника рассылки зависит от: наличия IP-адреса и домена в чёрных списках, качества базы, наличия аутентификации, непрочитанных писем и процента кликов, жалоб на спам, интенсивности рассылок.

Качество базы

«Плохие» адреса в базе тоже влияют на рассылку, поэтому надо соблюдать гигиену почты: чистить дубли и неактивные адреса.

Какие могут быть проблемы с базой:

Адрес не прошёл валидацию. Пользователь оставил неактивный или неправильный email.

Базу не использовали сразу — тогда контакты устаревают. Такое бывает, когда компания долго собирает базу разными путями, но не делает рассылку сразу. Например, ждёт определённого количества пользователей.

Ошибки в базе

В списках адресов могут быть те, которые отписывались, но рассылка для них продолжается. Риск получить жалобы на спам от таких контактов повышается, в худшем случае можно получить судебный иск.

Спам-ловушки в базе

Это адреса-роботы, которые проверяет всю входящую почту. DOI (Double Opt-In — подтверждение адреса через переход по ссылке из почты) на таких ящиках не работает. Если на этот адрес приходит рассылка без согласия, то сервис может посчитать её спамом. Спам-ловушки иногда преобразуют из заброшенных адресов пользователей, которые не заходили в аккаунт течение долгого времени, или сервис их заблокировал. Другой вид спам-ловушек — созданные специально. Если в базе много таких адресов, то репутация отправителя ухудшается.

Жалобы на спам

Люди жалуются, даже когда изначально давали согласие. Какие могут быть причины жалоб:

  • неудачная, возможно, оскорбительная тема письма;
  • ошибка рассылки — пользователь снова получил письмо, хотя отписался;
  • изменение тематики рассылки — «я на такое не подписывался»;
  • партнёрские предложения в письмах.

Поведение пользователей

Сервисы рассылки считают, как часто пользователи открывают письма, переходят по ссылкам внутри. Чем меньше переходов, тем больше шансов попасть в спам со следующими рассылками.

Оформление рассылок

Сервис может заблокировать рассылку из-за невалидной HTML структуры. Запрещается использовать элементы: JavaScript, VBScript, Frames, IFrames ActiveX, Java-апплеты, подключение с сайтов через CSS или Meta Refresh и другие. Также сервисы принимают не все ссылки после сокращения в специальных инструментах.

Интенсивность и объём рассылки

Сервисы любят предсказуемые действия. Резкие увеличения рассылки и нерегулярность рассылки — признаки спама.

Блэклисты

Бывают частные и публичные. Частные собирают информацию внутри сервиса, а публичные с разных источников. IP-адрес и домен могут попасть туда за:

  • рассылки по неактуальным адресам;
  • большое количество спам-ловушек в базе;
  • просто за рассылку без подтверждения.

Поэтому важно проверять, нет ли вас в блэклистах. Например, репутацию документа можно посмотреть через Postmaster Tools.

Как сохранить репутацию

  1. Использовать двухэтапную Double Opt-In и продолжать рассылку только тогда, когда пользователь подтвердил свой email.
  2. Следить за рейтингами IP-адреса и домена в специальных сервисах регулярно.
  3. Очистить базу от неактивных контактов и проверять на ошибки.
  4. Прогревать адреса — увеличивать базу для рассылки постепенно.
  5. Следить за качеством контента и тестировать разные приёмы вовлечения, если ваши письма перестали открывать. Но знать меру и не доходить до сомнительных приёмов, например, кликбейта.

Технические настройки и архитектура email-сообщении

Все сервисы рассылки поддерживают одни стандарты для защиты от спама. На серверах, откуда идёт рассылка, есть технические заголовки. Сюда помещают данные о письме, которые определяют надёжность источника рассылки.

Какие параметры должны быть в «правильном» письме:

RFC (Request for Comments) — документ, который содержит технические спецификации и стандарты.

DNS (rDNS и PTR-записи) — у всех серверов, с которых идёт рассылка, должны быть валидные DNS записи. Никаких сгенерированных автоматически rDNS и PTR-записей. Если обратный DNS не указан, то почтовый сервис не пропустит такую рассылку.

IP-адреса (WHOIS) нельзя скрывать данные по IP-адресам в WHOIS. Особенно актуально, когда хостера взломали, и от вашего IP шлют спам. Если данных о вас нет, то сервис не может сообщить вам о проблеме и просто заблокирует все рассылки.

Proxy и Relay — это защита от рассылки спама от вашего имени. Сервер не должен быть с открытым Proxy-сервером или открытым Relay. Тогда анонимные и неавторизованные пользователи до него не доберутся.

DKIM (DomainKey Identified Mail) — протокол цифровой подписи письма определяет, имеет ли право отправитель на рассылку. Почтовый провайдер идентифицирует его через специальный ключ.

SPF (Sender Policy Framework) — запись, которая покажет, с каких доменов и/или IP будет приходить почта. Такая настройка должна быть во всех DNS, иначе почтовый сервис отправит письмо в спам или предупредит об угрозе.

FBL (FeedBack Lookup) — стандарт, который отображает информацию о жалобах на спам. Каждый отправитель писем с FBL может узнать, какой пользователь и на какое письмо пожаловался.

List-Unsubscribe настройка адреса или URL для отписки — пользователь может отказаться от рассылки и даже не открывать письмо.

Политика DMARC — стандарты, которые помогают владельцам доменов назначать правила для почтовых сервисов. По ним почтовый провайдер будет знать, что делать с письмами, которые отправили с домена владельца, но они не прошли аутентификацию. Это защитит от подделки DKIM и использования сервисов, где можно просто поставить чужой домен. Также DMARC помогает контролировать технические настройки.

Административные требования почтовых сервисов

Чтобы проверка письма на спам прошла успешно, надо уважать требования сервисов рассылок. Иначе возможны санкции:

  • ограничение по количеству писем;
  • блокировка отправки;
  • отметка как спам.

Какие требования могут быть у сервисов: на примере Gmail

  • Обратные записи DNS для IP-адресов настроены.
  • Разделять адреса по типу контента. С одного отправляются промоакции, с другого — чеки, оповещения — с третьего адреса.
  • Не стоит отправлять со своего домена фишинговые рассылки.
  • Нельзя отправлять письма от имени другого домена, если у вас нет на это прав.
  • Проводить аутентификацию сообщений.
  • Отправлять почту только заинтересованным пользователям, которые дали согласие на рассылку. Также сервис предлагает периодически продлевать согласие на подписку.
  • Сделать отмену подписки простой.
  • Отправлять почту по определённому графику и начинать отправку с небольших серий. Чем больше писем, тем медленнее надо увеличивать их количество.
  • Следить за репутацией IP-адресов: нет ли их в чёрных списках.

Важно! Всегда изучайте требования сервиса перед рассылкой. Даже маленькое нарушение правил может отправить ваши письма в спам.

Вывод

Путь email-рассылок тернистый и непростой, и у каждой компании есть шанс попасть в спам. Но отказываться от этого канала из-за сложности не стоит. Грамотный подход и хороший сервис помогут сделать рассылку правильно и повысить продажи.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Konstantin Kiselev

В статье не затронут важный момент. Надо проверять каждый емейл перед добавлением в базу на существование. Даже если вы собираете базу через форму на сайте (типичный пример, форма регистрации в интернет-магазине). Типичный вектор атаки на конкурента - это указать через форму на сайте некое количество несуществующих емейлов и вуаля, вы в спаме.

Так как если вы начнете слать даже doi-письма на несуществующие/заблокированные емейлы, то основные почтовики (gmail, mail.ru, yandex.ru) быстро отправят вас в спам.

Про старые базы, которые когда собирали и сейчас решили использовать (типичный кейс, покупка бизнеса у кого-то вместе с базой емейлов), я даже не говорю. Там чистка базы мастхев.

Проверить существование емейла в gmail'a достаточно просто через стандартные протоколы. Мейл.ру по всем стандартным протоколам на любой емейл говорит что он существует в системе. Для проверки емейл в мейл.ру нужны достаточно неочевидные хаки и статистика отправок из крупных email сервисов а-ля mailchimp.

Чтобы самому не городить все эти проверки и не отслеживать изменения в почтовиках, но при этом не попасть под спам, надо использовать проверку емейл через специализированные сервисы/api. Причем сервисы, которые поддерживают глубокую проверку емейла в мейл.ру (могут определить заблокированные там емейлы и отсечь).

Например,  https://rapidapi.com/relige/api/email-validator18

Ответить
Развернуть ветку
Влад Охотников

Какой программой лучше осуществлять рассылку? 

Ответить
Развернуть ветку
Furnify.ru

Попробуйте https://novomail.ru/, они за доплату делают массовую.

Ответить
Развернуть ветку
Altcraft
Автор

Спасибо, что поделились информацией

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Согласен. Дополню: в начале списка рассылки должны стоять корпоративные ящики. Только потом - ящики на публичных мылосервисах.
Даже если почта на корпоративном домене обрабатывается публичным мылосервисом - многие отключают спам фильтры или уделяют папке Спам то же внимание как и папке Входящие. Потому что в реальной бизнес-переписке без этого никак...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Елисеев

Слишком дорого на rapidapi. На кворке в 15! раз дешевле, а результат тот же
https://kwork.ru/information-bases/17000435/validatsiya-email-dlya-rassylok-proverka-email-adresov

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kiselev

Результаты разные, но спорить не буду ;)
Пользуйтесь любым устраивающим инструментом, лишь бы гарантировано в спам не попасть.

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Однажды мою почту заспамила одна компания... Мне это надоело и я сделал у них очень большой заказ на несколько миллионов рублей и попросил его собрать, сфотографировать и выставить счёт. Они долго собирали, несколько дней, сфотографировали и прислали мне фото и счёт на оплату по реквизмтам других спамеров. В ответ я им написал, что прикольнулся над ними в ответ на спам и заблокировал😂😂😂
Представляю сколько времени они потратили на то, чтобы расставить товары обратно😆😆😆
Кстати, в итоге они полностью прекратили спамить. 

Ответить
Развернуть ветку
Altcraft
Автор

Интересный и рабочий кейс)

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Чтобы научить как сделать так, чтобы письма попадали в спам, маркетологом быть не надо. 

Точно этому хотели научить? )))

Ответить
Развернуть ветку
Altcraft
Автор

Спасибо за ваш комментарий! Конечно, не этому.
Надеемся, статья была вам полезна.

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Еще важно знать что рекламная рассылка на корпоративные ящики - т.е. на ящики на доменах, принадлежащих юридическому лицу, не требует предварительного согласия получателя ...

Ответить
Развернуть ветку
Altcraft
Автор

Не смогла найти подтверждение вашей информации. Не подскажите, где можно об этом прочитать?

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Кратко: деятельность юридического лица направлена на извлечение прибыли, для чего это лицо использует в частности свои материальные и нематериальные активы. Доменое имя - нематериальный бизнес актив, по смыслу являющийся средством адресации к информационным ресурсам владельца в информационной-телекоммуникационной сети Интернет. Соответственно любое другое лицо, юридическое или физическое, решившее вступить в коммуникацию с юрлицом-владельцем домена может использовать этот способ адресации без ограничений в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе для информирования о своих товарах и услугах посредством отправки писем на электронные ящики, ассоциированные с доменом.
Все точно так же как с публично анонсируемым номером телефона фирмы - любой может звонить на него с деловыми предложениями потому что это соответствует обычаям делового оборота.
Важно понимать что такая трактовка не применима к юрлицам - провайдерам электронной почты, обьявляющим себя таковыми явно и действующим на основании публичной оферты. Ими являются все публичные сервисы электронной почты - яндекс, майл, гугл и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Ваша писанина актуальна для случаев борьбы со спамом через ФАС. Но даже через него очень сложно кого-либо привлечь к ответственности. Особенно, если рекламораспространитель будет отрицать. Есть более действенные методы и основаны они на том, что рекламораспространителю выгоднее отрицать любое взаимодействие с получателем спама. Например, можно заказать товары у спамера, но не выкупить их. Или согласится на услуги, но дать вымышленный адрес. Спамер навряд ли подаст в суд, так как ему придется подтвердить факт распространения спама, что в свою очередь можно будет передать в ФАС для привлечения к ответственности. 

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Согласен с вами. Я просто уточнил границы применимости отдельных норм закона о рекламе, только и всего.

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

А что автор(ка) статьи может сказать про всякие сервисы рассылок типа майлчимп и прочие подобные? Насколько они не попадают в спам? Есть данные? (Просто интересно, ведь живут же они за счет платных тарифов - значит как то намастрячились обходить спам-фильтры почтовых систем).

Ответить
Развернуть ветку
Altcraft
Автор

Эти сервисы рассылок ничем не отличаются от других. Там постоянно меняется логика, работа фильтров. Нельзя сделать раз и навсегда. К ним применяются такие же правила, как к другим. Достоверной информации нет.

Тот же яндекс на ретраи будет отправлять, чтобы проверять сендеры на всякие настройки, gmail отправляет в спам, чтобы проверить насколько получателям интересны эти письма и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Пьяный Мент

После того как настроил "по фен-шую" (домен, DKIM все дела). Доставка 95%. Но..
Случилось это.
Все отлупы (SPF) и абуз  пришел mail.ru (bk...)
Шо делать?

Ответить
Развернуть ветку
Altcraft
Автор

1. Если вам пришла абуза, значит на вас пожаловались конкретные люди, и эти жалобы к настройкам домена отношения не имеют. Проверьте базу. Точно все пользователи давали согласие на рассылку? На ваши письма жалуются определённые люди, и причину жалоб можете знать только вы. 
2. Если пришли отлупы, значит с настройками SPF не все в порядке. 

Ответить
Развернуть ветку
Влад Охотников

Посоветуйте программу или сервис для рассылки? 

Ответить
Развернуть ветку
Altcraft
Автор

Подскажите, какая у вас база подписчиков?

Платформа Altcraft создана для среднего и крупного бизнеса. У нас огромный функционал.

Платформа предназначена для управления маркетинговыми процессами и масштабирования В2С коммуникаций. Она предоставляет пользователям следующие возможности:

- сбор всех данных в едином цифровом профиле клиентов и сегментацию;
- конструктор маркетинговых сценариев;
- отправку персонализированных сообщений в digital каналы;
- отслеживание действий клиентов и аналитику в реальном времени;
- конструктор форм для сбора заявок и проведения опросов.

Прикрепляю ссылку для ознакомления https://altcraft.com/ru

Ответить
Развернуть ветку
Супер лингвист 12 языков

скажите а если люди мне отправляли сами свой эмейл для заказа моей книжки и теперь я хочу всех оповестить что повышаю цены в два раза😃 ❓ И каким сервисом я могу воспользоваться чтобы вручную всем всё не отправлять и мои письма не попадут в Спам ❓

Ответить
Развернуть ветку
Супер лингвист 12 языков

подскажите как разослать письма о повышении цен тем кто сам мне написал и что для этого надо 😁 почта icloud

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Майл.ру вообще не рекомендую в качестве рассылки почтовых сообщений с сайта. Даже если подключен DKIM. Наш сайт в день отправлял по 10-40 писем с информацией о заказах. То есть, это были именно информацмонные письма, не спам. Но с периодичностью примерно каждый месяц наш почтовый ящик на mail ru блокиррвался по причине взлома и спама.

Ответить
Развернуть ветку
Яна Громова

Здравствуйте, я из службы поддержки Почты Mail.ru. Если это было недавно, пожалуйста опишите ситуацию подробно с указанием имени ящика, с которым возникли трудности, через форму: https://help.mail.ru/surveys/claims
Проверим, в чем дело.

Но вообще в целом ящики Mailbox-провайдеров не предназначены для ведения рассылок. Лучше использовать ящик собственного домена и специальные сервисы (например, Sendbox https://help.mail.ru/biz/sendbox ).

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Автор водолей.
Пост заспамлен на 95%.

В блэклист.

Ответить
Развернуть ветку
Test Test

есть наработки по емейл рассылками серым и черным кто хочет поделиться опытом и обменяться пишите в ЛС,

Ответить
Развернуть ветку
Влад Охотников

А вы поделитесь опытом? Чем лучше рассылать, какой программой? Интересует эта тема. 

Ответить
Развернуть ветку
Test Test

в лс

Ответить
Развернуть ветку
Петр Литвин

122 миллиона спам-писем? Да у меня на личный емайл больше прилетает)) видимо автор перепутал разряд числа)) 122 миллиарда - ещё поверю, хотя и с трудом. 

Особенно если дальше автор оставляет на все остальные письма 15% от этой цифры. То есть по мнению автора всего в мире за день отправляется 20 миллионов писем. Бред при населении 7 млрд. 

Ответить
Развернуть ветку
Altcraft
Автор

Да, вы правы, 122 миллиарда.
https://dataprot.net/statistics/spam-statistics/

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда