Усаживайтесь поудобнее: как и зачем собирать клиентскую базу магазину, ресторану или кафе

Пошаговая инструкция выстраивания ключевого процесса в любом современном бизнесе.

Клиентская база кафе — важная часть в ведении бизнеса и продвижении ресторана. Каким бы классным не было ваше заведение, интерьер, эксклюзивные сорта вина — без клиентов не получится проработать долго и успешно.

По статистике, количество заказов от постоянных гостей составляет 24% от общего количества заказов в заведении. А заведения, которые ведут клиентскую базу, в среднем зарабатывают больше на 35%.

Давайте же узнаем, как не провалить такую важную операцию.

Как ресторану собрать клиентскую базу

Разберем несколько вариантов сбора контактов. Наиболее оптимальный и знакомый каждому инструмент для получения информации о гостях — программа лояльности.

Регистрируясь в бонусной программе, клиент автоматически попадает в базу и никаких других действий вам выполнять не нужно.

Например, кафе и рестораны, использующие Passteam, могут улучшить и автоматизировать этот процесс с помощью онлайн-анкеты. Клиент вводит номер своего телефона и другие данные, если его еще нет в базе, и после получает карточку в свой Apple Wallet или Google Pay.

Онлайн-анкета для сбора данных Passteam
Онлайн-анкета для сбора данных Passteam

Онлайн-анкета Passteam позволяет клиенту самостоятельно в любое время и в любом месте получить карту, а также исключает риск дубликатов одного и того же клиента.

Еще один вариант сбора контактов — бронь столиков. Внесите гостя, который забронировал у вас столик, в базу данных, спросите его имя и номер телефона — для такого способа регистрации этих данных будет достаточно. Хорошо, если гость придет к вам, но если он отменит бронь, то можно отправить сообщение с напоминанием о себе и предложением забронировать столик на другую дату.

При бронировании столика на терминале, клиент автоматически подтянется из базы, если его номер уже есть у вас.

Создание брони столика в Poster
Создание брони столика в Poster

Как собирать качественные данные (и не нарушать закон) ?

Заполняйте все поля — следите за тем, чтобы в вашей базе не было контактов без имен, номеров телефона и даты рождения. Именно эти данные являются ключевыми для работы с клиентами. Имя клиента нужно вам для создания рассылок. Номер телефона для связи, а дата его рождения позволит поздравить гостя, напомнить о себе и поднять уровень его лояльности к вам.

Карта клиента в Poster
Карта клиента в Poster

Научите персонал вежливо запрашивать эти данные. Если ваши гости регистрируются в программе лояльности самостоятельно и попадают в базу автоматически, то сделайте поля для ввода этой информации обязательными.

Не допускайте дубликатов — следите за тем, чтобы в вашей базе не было нескольких карточек одного и того же гостя. Это самая частая причина, почему не начисляются бонусы или не применяется скидка, так как она привязана к дубликату карточки клиента.

Чтобы избежать дубликатов, спрашивайте у гостя: не регистрировался ли он ранее, не менял ли номер телефона, не терял ли карту лояльности и т. д. При замене данных просто укажите актуальные в карточке клиента и не создавайте новую запись.

Иногда даже сами гости не помнят, что уже регистрировались.

Работайте только с вашими гостями и подписчиками. Мы не рекомендуем покупать базы данных номеров телефонов и имейлов у третьих лиц для холодных рассылок и звонков. Кроме всего прочего, такие действия незаконны.

Вносите в базу приходящих к вам гостей, собирайте информацию по вашим подписчикам и работайте с этой «теплой» аудиторией. Во-первых — это законно и этично, а во-вторых, конверсия с такой аудитории на порядок выше, чем с холодной.

Один из клиентов Passteam начал активно работать с аудиторий своего инстаграма. Он запустил рекламную кампанию, по условиям которой всем новым гостям начислял по 100 бонусов за регистрацию. После размещения ссылки в шапке профиля и анонса, за неделю он получил более 200 новых регистраций, и около 30% этих регистраций действительно дошли до кофейни. Размещение в другом профиле (реклама) с аналогичным количеством подписчиков дало всего 35 установок карты.

Получение карты лояльности через анкету Passteam
Получение карты лояльности через анкету Passteam

Собирая данные посетителей через анкету Passteam вы автоматически решаете вопрос законности этого процесса. Чек-бокс в конце анкеты дает вам право на сбор и использование их данных в своих целях – по ссылке ваш гость может ознакомиться со всеми условиями обработки и хранения персональных данных.

Почему важно вносить каждого клиента в базу?

Знать своих гостей в лицо (или хотя бы подсмотреть их имя в CRM) — один из главных моментов выстраивания клиентской лояльности. Вам ведь приятно, когда приветственная цепочка e-mail сообщений начинается с обращения к вам по имени?

Вашему гостю также понравится, если бариста скажет ему «Хорошего дня, Катя», а не просто сухое «До свидания».

Персонализированный подход делает клиентский опыт более вовлеченным, позволяет таргетированно обращаться к их «боли» и решать ее тем способом, который устроит конкретно их.

Чтобы было понятнее, разберем на кейсе: представьте, что вашей кофейне исполняется 5 лет, в честь этого вы решили объявить акцию. Но какую именно? Самый простой вариант — скидка 30% на все меню. А теперь посчитайте, сколько прибыли вы упустите, делая такую скидку.

Другой вариант — вы запускаете акцию, где на любимую позицию гостя будут начислены двойные бонусы при покупке. Гостю приятно, ведь он бы все равно заказал эту позицию, а теперь еще и двойные бонусы за это получит. И вы не потеряете в выручке, так как бонусная программа лояльности выгоднее скидочной для заведения.

Создание портрета вашего гостя

Благодаря анализу клиентской базы заведения вы можете выяснить привычки ваших клиентов и создать общий портрет гостя. Эти данные покажут вам, на какую аудиторию ориентироваться, например, при запуске таргетированной рекламы.

Усаживайтесь поудобнее: как и зачем собирать клиентскую базу магазину, ресторану или кафе

Понимание потребностей и желаний клиента. Выясните, какая позиция в вашем меню является самой популярной или в связке с какой позицией продается чаще всего.

Например, капучино — самая популярная позиция в кофейне и чаще всего она продается в одном чеке с круассаном. Сделайте скидку 10% на такое комбо, и общее количество заказов возрастет до 20% (реальная история клиента Passteam).

Сбор отзывов о вашем заведении. С помощью клиентской базы вы сможете делать рассылки, где гость может оставить обратную связь о вас. Это может быть позитивный опыт или даже негативный отзыв, на который вам нужно будет обратить внимание.

Определение точек роста. Анализируя клиентскую базу кафе, можно определить точки роста и направления для расширения бизнеса. Простой пример — отмечать всех клиентов, которые работают в вашем заведении или проводят бизнес встречи определенным комментарием. И, если таких гостей много, стоит задуматься об улучшении условий, например, добавить в ваше заведение элементы коворкинга.

Что можно делать с клиентской базой ресторана

Сегментация базы клиентов позволяет вам быть ближе к гостю. Например, разделяя гостей на группы в программе лояльности вы сможете отправлять им персональные акции. Так делает Старбакс: участники «золотого» уровня первые получают оповещения о новинках в меню и другие спецпредложения.

Рассылка Старбакс. Редакция Passteam очень любит маркетинг Старбакс и их имейлы в частности :)
Рассылка Старбакс. Редакция Passteam очень любит маркетинг Старбакс и их имейлы в частности :)

Персональная связь — анализ клиентской базы кафе позволяет более точечно подходить к маркетинговой активности и поощрению клиентов в рамках лояльности. Например, подарок в честь дня рождения. Вашему гостю будет приятно получить свой любимый напиток или салат с большой скидкой. Такой подход дает клиенту понять, что он вам действительно важен, как отдельная личность, и вы помните о его предпочтениях.

Частный пример, для чего нужно знать дату рождения гостя
Частный пример, для чего нужно знать дату рождения гостя

Подписчики в соцсетях — тоже база?

Определенно. Подписчиков ваших социальных сетей условно можно разделить на 3 категории:

  • те, кто у вас были — гости;
  • те, кто к вам собираются прийти — потенциальные гости;
  • те, кому просто нравится ваш профиль, компания, тексты, интерьер и т.д., кто к вам не придет — нецелевые подписчики.

Собирать данные мы рекомендуем именно у 1 и 2 категории подписчиков — гостей и потенциальных гостей.

Делать это можно вручную, переходя в профиль подписчика и вбивая данные — эффективный, но долгий и монотонный способ добавления контактов.

Другой вариант — разместить ссылку на форму или анкету на вашей странице и попросить подписчиков заполнить свои данные. Так вы сможете добавить их в базу гостей или потенциальных клиентов. Этот способ самый простой, удобный и эффективный для переноса аудитории ваших соцсетей в CRM.

Как видите, на сбор базы и работа с ней — это не так сложно. Особенно на первых этапах, где главное что нужно сделать — это настроить сбор данных и создать несколько информационных писем.

И особенно, это несложно если использовать современные инструменты, такие как Passteam.

Дальше, в зависимости от ваших задач, этот процесс можно расширять бесконечно глубоко, тестирую различные гипотезы и программы.

Об этом и многом другом мы расскажем в будущих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить их. Особенно, если вы владелец бизнеса и у вас нет штатного маркетолога. Попробуем вам его заменить!

1515
1 комментарий

Я обычно на***й посылаю заведения, которые посредством смс направляют мне различные приглашения и акции (если конечно я не давал им согласия на это).

Ответить