ESG: что это такое, в чем его отличие от КСО и почему об этом важно знать пиарщику

Аналитическая компания PR News рассказывает, как новый термин ESG закрепился в бизнесе, чем он отличается от КСО, как связан с устойчивым развитием компании и какое значение имеет для тех, кто занимается коммуникациями.

ESG: что это такое, в чем его отличие от КСО и почему об этом важно знать пиарщику

КСО уже не та

Корпоративная социальная ответственность или КСО — понятие, которое давно и прочно вошло в бизнес-терминологию. Но за последние десять лет в этой теме произошли большие перемены. Со временем то, что прежде считалось некоммерческой компонентой в бизнесе и изначально относилось к вопросам благотворительности и добровольной социальной активности компании, переросло в более масштабные процессы — КСО, в которой есть такие направления, как корпоративное волонтерство, забота о своих сотрудниках, жителях региона (если это градообразующее предприятие), и многое другое. Такая деятельность может отражать и некую гражданскую позицию бренда.

В последние годы на слуху уже другое понятие: ESG, аббревиатура, которую мы встречаем уже чаще, чем КСО. Некоммерческая активность компании сегодня стала целым комплексом аспектов, наличие которых напрямую влияет на финансовую успешность компании и ее привлекательность для инвесторов.

Что такое ESG

Прежде чем углубиться в тему, давайте разберемся: что такое ESG?

В аббревиатуре заключены три понятия: Environmental, Social и Corporate Governance (экология, социальная ответственность, корпоративное управление). Эти направления обозначают риски и возможности, которые влияют на долгосрочную ценность компании. Они включают аспекты, связанные с охраной окружающей среды (изменением климата, истощение природных ресурсов, возможности возобновляемой энергии и т.д.), социальными вопросами бизнеса (такими, как условия труда, качество продукции, доступность здравоохранения и другими) и управлением компанией (бизнес-этика, вознаграждение топ-менеджмента и т.д.).

ESG — это не абстрактный набор «факультативных» некоммерческих направлений работы бизнеса. Это стандарт, который компания может применять в своей отчётности. И именно это понятие компании сегодня активно используют в работе как с инвесторами, так и с потребителями.

Как это связано с устойчивым развитием компании

ESG базируется на 17 целях устойчивого развития (Sustainable Development Goals), которые в 2015 году сформулировала Генеральная ассамблея ООН. В их числе — ликвидация голода и нищеты, гендерное равенство, качественное образование, ответственное потребление и производство, мир, правосудие и другие. Они сформированы на пересечении трёх сфер: экологической, социальной и экономической.

Под устойчивым развитием принято понимать развитие, отвечающее потребностям настоящего времени без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

ESG: что это такое, в чем его отличие от КСО и почему об этом важно знать пиарщику

Современная ESG-повестка основывается на целях устойчивого развития, но не обязательно предполагает, что компания активно работает над каждой из них.

Как ESG-деятельность связана со стоимостью компании

Если КСО важна прежде всего для репутации, но не имеет прямого влияния на финансовую устойчивость компании, то в случае с ESG эта взаимосвязь имеет ключевое значение для её инвестиционной привлекательности. Инвесторы учитывают ESG-факторы в принятии своих решений, чтобы управлять рисками и обеспечивать устойчивый и долгосрочный возврат от инвестиций. Они хотят знать, какие действия в этом направлении предпринимает компания, прежде чем вкладывать в нее свои средства: учитывает ли её руководство в стратегии развития свои социальные обязательства и ставит ли их в приоритет в ущерб краткосрочной прибыли.

Такой подход называют «ответственным инвестированием» (UN PRI).

ESG: что это такое, в чем его отличие от КСО и почему об этом важно знать пиарщику

Почему пиарщику важно в этом разбираться

Многие специалисты по коммуникациям сегодня говорят о том, что ESG — это новое золото. Этой теме была посвящена довольно большая часть контента на Baltic Weekend 2021, одном из главных событий нашей отрасли. И слышать это понятие мы с вами будем всё чаще. Мы в PR News сейчас по запросу от нескольких компаний работаем над исследованиями на эту тему.

Тренд набирает обороты не только в бизнес-сообществе, но и с другой стороны — наверняка, вы слышали про такое понятие, как «осознанное потребление». Новому активному поколению потребителей-миллениалов важно знать, насколько компания, товарами или услугами которой они пользуются, обеспокоена глобальными проблемами мира. Именно миллениалы сегодня составляют значительную часть одной из новых целевых аудиторий — розничных инвесторов. Мы рассказывали об этом тренде в нашем телеграм-канале.

Задачи пиарщика здесь — грамотно выстраивать коммуникацию на тему ESG со всеми заинтересованными сторонами. О том, какие риски есть в этой работе, можно почитать в нашем посте. Новая реальность такова: пиарщики и IR-специалисты крупных компаний теперь работают в тесной связке друг с другом.

Информационное поле, которое создает компания, отслеживают инвесторы, финансовые аналитики и рейтинговые агентства. И то, как компания заявляет о своей ESG-деятельности, должно быть согласовано с её общей бизнес-стратегией и максимально приближено к тому, как она реализует свои цели в этом направлении.

Мы в PR News регулярно анализируем коммуникационные кампании по направлению КСО. Вот здесь можно почитать наши советы о том, как заручиться поддержкой медиа в подобных проектах. Обещаем делиться опытом в наших новых исследованиях, посвященных ESG.

Больше полезного читайте в нашем телеграм-канале о коммуникационной аналитике ComInsights.

66
2 комментария

Вот, я учусь в магистратуре и моя ВКР посвящена КСО. Изучив тему, я не понимаю, почему КСО нельзя приравнивать к ESG (якобы они разные по сути)?

Ответить

Потому что понятие ESG шире, чем КСО. КСО затрагивает максимум два аспекта: S и E. Корпоративная часть (G), насколько я знаю, не входит в "юрисдикцию" КСО: вряд ли решаются проблемы справедливой конкуренции, реализуются антикорруцпионные мероприятия, проверяются поставщики на отсутствие нарушений законодательства и тд. Да и вопросы создания и принятия политик о экологическом менеджменте, программы по энергосбережению тоже не в КСО.

Ответить