Раскрутка с нулевым бюджетом. История маленького приложения

Вероятно, это не вполне форматная статья для vc.ru. Это история не про «успешный успех» в том смысле, что я пока не разбогател на приложении. И не про неудачу типа «как я вложил кучу бабла и получил пшик».

Но я смог при нулевом бюджете на продвижение достичь 100K установок для неигрового нестандартного приложения, а само приложение переведено на 20 языков самими пользователями. Возможно, кому-то будет интересен мой небольшой опыт.

Пару слов про нулевой бюджет. Я разработчик-одиночка, приложение писал для себя в первую очередь, третий год его использую. Приложение нестандартное, отзывы очень полярны, от “Отлично, давно искал такое” до “Что за хрень? В Экселе можно сделать лучше и удобнее”. Т.е. своя аудитория есть, но подходит приложение не всем, поэтому у меня нет уверенности, что смогу отбить вложенные в раскрутку деньги.

Внешний вид главной страницы приложения

Историю создания android-приложения “Сколько я могу потратить? Контроль расходов” я уже описал в статье “Как и зачем я написал свой «Контроль расходов»”, и там я уже упомянул о создании двух приложений на одной кодовой базе: платного премиум-приложения с полным функционалом и бесплатного с опциональной встроенной покупкой, снимающей все ограничения. Так вот, при отсутствии бюджета на рекламу эта схема оказалась вполне рабочей. Бесплатное приложение берут вяло, всего 27К установок за почти три года с запуска приложения. За тот же период премиум-версия может похвастаться 115K установок. Да, почти все они пришлись на бесплатные раздачи или распродажи с сильным дисконтом, которые Google разрешает устраивать раз в месяц. Каждая бесплатная раздача даёт взрывной прирост в тысячи новых пользователей, которые присылают обратную связь, пишут отзывы, и некоторые даже начинают пользоваться приложением :). Забавно, но в период акции обычно начинают расти и установки бесплатного приложения, и даже увеличиваются внутренние продажи в нём.

Динамика числа активных пользователей премиум-приложения во время акций и между ними

А ещё Google даёт возможность генерировать промокоды, до 500 за квартал, на бесплатную установку приложения или бесплатную внутреннюю покупку. Их распространение целиком зависит от разработчика. Можно распространять среди фанатов) или сотрудничать с сетевыми изданиями или приложениями, предлагающими такой контент. Я перепробовал разные варианты и единственным удобным оказался сайт-посредник play-code.xyz. Правда, его аудитория, как мне показалось, преимущественно состоит из индусов, азиатов и жителей Латинской Америки.

Приложение имеет свою тему на 4pda, это тоже удобная возможность для продвижения и обратной связи.

Удержание аудитории на сегодняшний день составляет около 29% для премиум-версии и около 10% для обычной.

Многоязычность

Изначально приложение было только на английском и русском языках. После того как мне прислали чешский перевод, я переделал меню выбора языка и добавил последним пунктом “Другой язык”. При выборе этого пункта пользователю предлагалось написать разработчику о своем предложении. Во время каждой раздачи приложения мне поступало 10-15 предложений о новых переводах. Я в ответе благодарил и предлагал помочь мне с переводом, честно предупреждая, что не смогу оплатить этот труд, поскольку приложение почти не приносит дохода. 3-4 человека соглашались помочь, затем 1-2 присылали перевод. Платил я только раз, в самом начале заказал испанский перевод у русского фрилансера. Позднее один испанец бесплатно поправил перевод по своей инициативе. Сейчас приложение имеет интерфейс на 20 языках.

Меню выбора языка интерфейса в приложении

“Соглашение о роялти” с японцами

Однажды я нашел в спаме письмо от одной японской компании, которая предлагала рассмотреть предложение о сотрудничестве. Они предложили свое посредничество в программе распространения приложений по подписке на японском рынке (аналог Google Play Pass). В Японии есть две платформы распространения приложений по подписке: SmartPass (KDDI) и AppPass (SoftBank), первая крупнее и по ней предлагались ежемесячные выплаты роялти 40% от дохода, по второй - 20%. От меня требовалось согласие и некоторая подготовка приложения, а японцы кроме посредничества обещали бесплатно подготовить японский перевод приложения.

Я решил, что ничего не теряю и заключил предварительный договор. Через несколько месяцев было получено согласие от AppPass, пришлось подписать кучу бумаг, даже потребовалось удостоверение от налоговой, что я резидент РФ (между РФ и Японией есть соглашение об устранении двойного налогообложения). В приложении для японского рынка пришлось интегрировать защиту DRM. Японцы, со своей стороны, не только сделали перевод, но и тщательно протестировали приложение, по результатам которого был исправлен ряд ошибок и сделано несколько доработок. Кроме перевода японцы предложили сделать в приложении визуальную пошаговую инструкцию, которую сами и подготовили. Кстати, правду говорят о японцах, работают они очень неспешно)

Что тут выйдет по деньгам, судить пока сложно, приложение распространяется по подписке всего третий месяц, пока нет взрыва интереса. Японцы обязались выполнять перевод по накоплении суммы 50 тыс. иен. Сейчас месячный роялти составляет менее 3 тыс. Не фонтан, конечно, но я уже в плюсе - есть японский перевод и некоторое продвижение на японском рынке. Если интерес к приложению появится, роялти-отчисления тоже вырастут.

Немного статистики по странам

Интересно, что статистика установок по странам для бесплатного и платного приложения сильно отличается.

Топ-5 стран по установкам бесплатного приложения:

  1. Россия - 32%
  2. Германия - 9%
  3. Бразилия - 6%
  4. Украина - 5%
  5. Мексика - 4.5%

Топ-5 стран по установкам платного приложения:

  1. Германия - 20%
  2. Мексика - 13%
  3. Бразилия - 9%
  4. Россия - 5%
  5. Испания - 5%

Интересная разница, учитывая тот факт, что подавляющее число установок платного приложения сделано во время бесплатных раздач по акции.

Я так и не понял, в чем причина популярности приложения именно у немцев. Все началось со шквала отзывов немецких пользователей во время одной из раздач, приложению ставилась оценка “1” с довольно грубым комментарием об отсутствии на тот момент немецкого перевода. Потом перевод появился, и число немецких пользователей продолжало расти. Немецкий журнал “Computer Bild” бесплатно опубликовал врезку о приложении в обмен на apk-файл для их читателей, который был размещен на их сайте в течение месяца.

Публикация в Computer Bild, к дизайну и тексту этой статьи я не имею отношения :)

Звонок из Google

Эту историю я вспоминаю с улыбкой. Мне позвонили с московского номера, девушка представилась сотрудницей Google. “Да-да, из самого настоящего Google”, - убедительно повторила она. Ее интересовало, хочу ли я продвигать свое приложение. Мы неплохо поговорили. Меня поставил в тупик ее вопрос, на рынке какой страны я хочу продвигаться. Приложение-то универсальное и мультиязычное. Зато я выяснил давно волновавший меня вопрос, можно ли продвигаться через Google Ads исключительно в Google Play, а не в смежных сервисах типа Youtube (нет, нельзя). И да, я уверен, что разговаривал с настоящим представителем Google. Потому что она назвала минимальный бюджет продвижения: $4K/мес., “меньше не имеет смысла” :)

Выводы

Продвигать приложение без затрат на рекламу не очень просто и это занимает время, но всё-таки это возможно. Не надо бояться регулярно устраивать распродажи и, особенно, бесплатные раздачи приложения. Да, продажи на время прекратятся, но эти “потери” будут много меньше затрат на рекламу. Обычно сразу после завершения акций продажи на время становятся выше среднего, а рост аудитории со временем непременно отразится на популярности приложения и его монетизации.

И еще один момент. Пока приложение молодое, его бесплатная раздача часто сопровождается хейтом в отзывах и существенным снижением средней оценки в результате каждой акции. Оказалось, это проходит. С ростом числа установок, негатива в отзывах не становится больше, но увеличивается число число положительных откликов. Не знаю, с чем это связано. Возможно, имеет место “психология толпы”)

Буду рад, если поделитесь в комментах своим опытом раскрутки приложения.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Zhiganov Ilya

Спасибо за статью.
Возможно пропустил ответ на этот вопрос, но почему был выбрал путь именно бесплатного продвижения?
Реклама позволяет масштабироваться уже сегодня и не ждать акций и распродаж от Google Play. Или просто по юнит-экономике не бьется рекламный трафик?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov
Автор

Ответ в третьем абзаце) Кроме того, я простой разраб, без соответствующих знаний можно слить бюджет без выхлопа (перед глазами vc-статья "Как мы потратили 12 млн и заработали 200 тыс", как-то так). Кроме того, смущает позиция Google, что при бюджете меньше $4K/мес вообще не имеет смысла дергаться

Ответить
Развернуть ветку
Zhiganov Ilya

Понимаю такую позицию. В любом случае очень рекомендую начать с простых UAC в Google Ads (легко гуглится, как запуститься с нуля без опыта за 1 день) и рекламу в Facebook Ads хотя бы.

Начать можно с бюджета условных 500р в день и наблюдать за основными показателями (как минимум ценой установки и ценой оплаты), сходится ли экономика и, оптимизируя метрики, стараться прийти к нулевому ROI (вложили 10 тыс. руб. в мес на рекламу и хотя бы отбили эти же 10 тыс. на оплатах).

Истории про $4к в мес – очень странно, на мой взгляд. На моей памяти гугл наоборот всегда двигается в сторону снижения порога входа для новичков.

Есть разумные требования для оптимизации рекламы гуглом: 10-50 целевых действий в рамках вашего бюджета. То есть, если в вашей нише в определенной стране цена установки будет в среднем 10р, то для успешной оптимизации гуглу необходим дневной бюджет от 100 до 500р, что выходит в 40-200$ в месяц для старта.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov
Автор

$4к - возможно, речь была про рекламную кампанию под ключ. Понятно, что Гуглу каждая занесенная копеечка выгодна. За подробный комментарий спасибо, есть над чем подумать.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Брантон

Очень круто!) Сам такой и сам так всегда живу) Сейчас вот тоже выхожу на рынок приложений. Спасибо за информацию.) А сколько в итоге получается зарабатывать с приложения если не секрет? Что-то не увидел в статье циферок)))

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov
Автор

Пока мелочь, вывожу $100 каждые 3-4 месяца, но рост есть)

Ответить
Развернуть ветку
Kira Kira

Интересная история. Желаю дальнейших успехов)

И соглашусь с сказанным выше насчёт Гугла. Сама им занимаюсь и давно поняла, что для них наши бюджеты кажутся смешными, они мыслят другими масштабами) Мои заказчики только пополняют бюджет, а Гугл уже пишет, что недостаточно средств😀

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Иванова

Про сотрудничество с японцами можно прям отдельную статью написать. Думаю многим будет интересен этот рынок

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov
Автор

Да я практически все и написал) Честно говоря, не знаю, чем можно расширить.

Ответить
Развернуть ветку
Askar Seitov

Что-то странная история. Никогда не слышал, что так можно продвигаться. Напишите потом результаты

Ответить
Развернуть ветку
Askar Seitov

Про 4000 $ минимум это неправда. Можно хоть сколько. Настраивается очень просто. Да и настроек нет. Чисто гео выбрал и всё. Самое главное это креативы их должно быть много. Цена зависит именно от них

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov
Автор

Вроде мне предлагали рекламную кампанию под ключ. В ручном режиме нет ограничений, это понятно. Вопрос в балансе расходы/эффективность.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

интересно, не думал о распродажах в таком ключе, у меня 15к установок где-то, расту чисто ASO по 50-100 инсталлов в сутки, UAC реклама не сошлась по экономике
а вот с переводом беда конечно, особенно на японский и корейский, они в топе по заходам на страницу приложения, но установок почти нет от них

Ответить
Развернуть ветку
3AV Games

Звонок от гугла? Тебя ребята с Google ads на бабки разводили 😁 в этом нет ничего особенного, можешь и сам им набрать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov
Автор

Думаю, так и есть)

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда