eCommerce рынок в России: как изменилось поведение покупателей в 2021 году и что нас ждёт дальше

Раз в месяц мы в Mojo проводим desk research, чтобы быть в курсе изменений в рынке онлайн-ритейла. В этот раз мы проанализировали исследования РБК, Deloitte, McKinsey и Ipsos. Внутри вас ждут рекомендации по цене и срокам доставки, тренды в запросах клиентов и прогнозы, что ждёт eCom в будущем.

eCommerce рынок в России: как изменилось поведение покупателей в 2021 году и что нас ждёт дальше

В этой статье

Рынок eCommerce растёт

Количество интернет-покупателей с 2019 по 2021 год выросло с 50,1 млн до 64,8 млн. В опросе РБК 45% респондентов признались, что стали покупать в интернете чаще. Прирост аудитории — не временное явление.

Люди выбирают онлайн-шопинг из-за:

  • быстрой и удобной доставки;
  • большого ассортимента. В интернет-магазинах собраны все товары из разных торговых точек ритейлеров;
  • удобной фильтрации. В онлайн-каталоге покупатель сразу сортирует и фильтрует товар по нужной цене, параметрам и т.д.;
  • удобной системы возврата;
  • экономии времени и средств.
РБК Исследования рынков
РБК Исследования рынков

Правда, есть прогнозы, что скоро всё откатится, но об этом ниже.

Как покупатели выбирают интернет-магазины

Люди стремятся найти магазин с лучшими предложениями.

По результатам исследования Deloitte, ключевые критерии выбора интернет-магазина:

  • доступные цены;
  • скидки;
  • положительные отзывы;
  • бесплатная доставка.

Ритейл — мелкодисперсный рынок, где множество игроков предлагают примерно похожие товары. Это приводит к тому, что потребители начинают сравнивать продавцов не только по продуктам и ценам.

  • поддержание экологических инициатив;
  • участие в благотворительности;
  • решение социальных проблем, которые волнуют потребителей.

Об этом говорят не только исследования западной аудитории. На ежегодной конференции Think Big от исследовательского агентства Ipsos в России обсуждали, что последние события обострили «устойчивую повестку». Бренды больше не могут оставаться в стороне от социально важных тем. Наступает эпоха «маркетинга со смыслом».

Для зарубежного рынка это уже «гигиенический минимум», но и в России покупатели всё чаще ищут компании, которые разделяют их ценности. Особенно это важно для поколений X и Y.

Забота об интересах клиента добавляет эмоциональный компонент в отношения с брендом. Это один из шагов к формированию позитивного клиентского опыта.

Люди не готовы ждать: актуальные сроки доставки

С появлением экспресс-доставки магазины развозят заказы за несколько часов. Правда, это касается только товаров повседневного спроса и продуктов питания.

Для доставки крупногабаритных товаров используют склады и распределительные центры. Операторам нужно больше времени, чтобы отправить товар.

Ритейлеры должны стремиться соответствовать этим требованиям. Иначе клиент с большей вероятностью откажется от их услуг и товаров.

Сколько покупатели готовы платить за доставку

Бесплатная доставка становится распространённой практикой. Это повышает требования пользователей.

По результатам опроса РБК, 44% россиян рассчитывают на бесплатную доставку малогабаритных грузов, 25% ー на бесплатную доставку крупногабаритных.

Те, кто готовы заплатить, отдадут не больше 192 рублей за доставку малогабаритных и 610 рублей за крупногабаритных товаров. Чем дороже доставка, тем больше покупателей теряет ритейлер.

Высокая цена доставки в 82,4% случаев становится причиной отказа от покупки.

eCommerce рынок в России: как изменилось поведение покупателей в 2021 году и что нас ждёт дальше

ПВЗ популярнее доставки курьером

78% респондентов в опросе РБК предпочитают забирать онлайн-покупки в пунктах самовывоза.

Почему покупатели выбирают ПВЗ:

Проверка товара. В пунктах выдачи есть возможность примерить товар, проверить его исправность, детали.

Простой возврат. Если ожидание и реальность от покупки не совпали, возврат оформляют быстро и в том же месте.

В мае мы проводили глубинные интервью с клиентами интернет-магазина косметики. Покупатели рассказывали, что чаще пользуются ПВЗ, потому что не хотят караулить курьера. Через пункт выдачи им легче построить свой маршрут в течение дня.

Максим Отмахов, UX/UI Lead в Mojo

Почта России — второй по популярности способ доставки, ей чаще пользуются в регионах. Связано это с менее развитой сетью ПВЗ и системой курьерских услуг в маленьких городах.

eCommerce рынок в России: как изменилось поведение покупателей в 2021 году и что нас ждёт дальше

Будущее наступило ー перспективы беспилотной доставки

Беспилотной доставкой уже пользуются на Западе. Инноватором стал Amazon в 2014 году.

В России роботы-доставщики появились в конце 2020 года. Ими стали «Яндекс.Роверы», которые развозят товары по Москве и Иннополису.

В России покупатели не очень оптимистичны в отношении новой услуги. 45% пользователей ожидают, что смогут воспользоваться беспилотной доставкой через 3-5 лет.

eCommerce рынок в России: как изменилось поведение покупателей в 2021 году и что нас ждёт дальше

В чём преимущество беспилотников

Расходы. Роботы могут сократить загрузку курьеров и траты на их передвижение. Например, «Яндекс.Роверы» используют для доставки в пределах нескольких кварталов. Курьеры развозят заказы только на расстояния больше 2 километров. Это уменьшает время ожидания в часы сильной загрузки.

Вместимость. Один робот Яндекса может перевозить около 20 кг груза.

Время. Дроны могут свободно передвигаться по воздуху. Роботы самостоятельно строят маршрут и перемещаются наравне с пешеходами.

Кому нужны отзывы и где их смотрят

В очередной раз повторяем, что отзывы нужны покупателям.

По данным «РБК Исследования рынков», 98,4% респондентов изучают их перед покупкой.

РБК Исследования рынков
РБК Исследования рынков

Отзывы приносят пользу не только клиентам. Система пользовательского контента помогает бизнесу.

Зачем отзывы ритейлерам

  • у пользователей формируется доверие к сайту;

Отзывы ー доказательство, что товар действительно покупают. По описанию и фото понятен контекст использования. Поэтому у покупателя больше шансов выбрать подходящий товар. А значит, он будет более уверен в покупке. Меньше покупательских разочарований ー больше повторных покупок и LTV.

  • вы улучшаете качество своих услуг;

Отзывы помогут выявить основные проблемы и сменить поставщиков, перевозчиков или изменить технологию производство товаров, если на это есть частые жалобы.

Где покупатели чаще всего ищут отзывы

На странице товара. Пользователь хочет видеть всю интересующую его информацию в одном месте. Искать отзывы на отдельных сайтах неудобно. К тому же нет гарантии, что покупатель вернётся в интернет-магазин, если любопытство увело его с сайта.

56% опрошенных обращаются к отзывам на сайте магазина.

В социальных сетях. Отзыв реального человека с подробным описанием достоинств и недостатков формируют доверие к источнику. Поэтому к отзывам в соцсетях обращается 55,7% опрошенных.

eCommerce рынок в России: как изменилось поведение покупателей в 2021 году и что нас ждёт дальше

Самые востребованные категории товаров в онлайне

Традиционно в eCommerce наиболее популярной отраслью остаётся FMCG. В 2021 одежду, обувь, аксессуары приобрело 62% опрошенных.

Покупатели отдают предпочтение изделиям из натуральных материалов. Их выбирают 45% покупателей.

Fashion&Beauty

Самой востребованной остается российская и европейская косметика. Интерес к корейским и американским брендам и увеличился на 8%.

Покупатели обращают внимание на ингредиенты в косметике. 57% клиентов ищут в составе натуральные и экологически чистые компоненты. Это — важный фактор для принятия решения о покупке.

Парфюмерию покупают онлайн в два раза реже по сравнению с 2020 годом. Сейчас это делают 47% респондентов.

Витамины и БАДы

Спрос на эти товары возрос. Продажам поспособствовала легализация торговли нерецептурными препаратами весной 2020 года.

Еда и общепит

Продукты питания в интернет-магазинах покупают на 6% больше людей по сравнению с 2020 годом.

Растёт интерес к био и органическим продуктам. Спрос на эти товары увеличился на 21%.

Потребление готовой еды набирает популярность — в 2021 готовую еду покупают на 10% больше людей. Чаще в этом секторе заказывают пиццу, суши и роллы. 34% респондентов ответили, что покупают эти товары регулярно.

Что ждёт eCommerce в будущем

В исследовании McKinsey респонденты ответили, что сократят использование digital-каналов, когда уйдут ограничения на офлайн-коммуникации. Поэтому некоторые отрасли могут потерять часть онлайн-аудитории.

По прогнозам, с этой проблемой столкнутся сферы:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • госсектор;
  • ритейл.
<span>McKinsey</span>
McKinsey

Чтобы ритейлу не терять клиентов, McKinsey рекомендуют рассмотреть такие действия:

Следите за защитой данных. Приватность и конфиденциальность остается проблемой для многих пользователей. 44% опрошенных не доверяют свои данные интернет-сервисам.

Анализируйте конкурентов. Близость к дому — больше не критерий при выборе магазина. Круг предложений для покупателя расширился — конкуренция на digital-рынке усилилась.

Пользователь выбирает интернет-магазин с лучшими сервисом и услугами. Проведите конкурентную разведку и выделите свои точки роста.

Улучшайте СX. 32% онлайн-покупателей ответили, что для комфортного шопинга им не хватает удобного интерфейса. Как сделать интернет-магазин пригодным для покупок — читайте в наших циклах по дизайну десктопной и мобильной версий.

Но юзабилити недостаточно, чтобы сформировать крепкие отношения с покупателем и обеспечить позитивный клиентский опыт. Также для качественного CX мало просто выполнять ожидания пользователя в отношении цены и качества товаров. Нужно работать на эмоциональную привязанность к бренду.

6 сил клиентского опыта

  • Удовольствие. Это возможностью получить желаемый опыт и избежать неприятностей. Появляется, когда компания делает жизнь клиента легче и даёт больше свободы. Например, вы вовремя доставили товар, он соответствовал описанию на сайте.
  • Принадлежность. Клиент, который разделяет ценности компании и видит, как те заботятся об общем благе, чувствует свою принадлежность к ней. Как мы писали выше, чувство принадлежности — залог долгосрочных доверительных отношений. Поддерживайте социальные инициативы, которые волнуют покупателей. Сотрудники «Кухни на районе» сами приезжают за упаковкой, в которой доставили еду, чтобы отдать её на переработку.
  • Ясность. Это впечатление от предсказуемости и прозрачности сервиса. Ясное, прозрачное информирование обо всех аспектах услуги позволит клиентам чувствовать себя более уверенно. Неопределённость отпугивает. Разработайте понятный каталог в интернет-магазине, обозначьте сроки доставки на странице товара, а не в чекауте. Это повысит лояльность аудитории.
  • Справедливость. Взаимный обмен и готовность идти на уступки со стороны компании формирует ощущение справедливого отношения. Если клиент думает, что ритейлер извлекает несправедливую выгоду — он не станет лояльным покупателем. Позвольте оплачивать доставку при получении и без конфликтов заменить товар, повреждённый по вине перевозчика.
  • Контроль. Ощущение контроля возникает, когда мнение клиентов принимают во внимание. Например, жалобу покупателя не только рассмотрели, но и сообщили о проделанной работе. Отвечайте на негативные отзывы. Рассказывайте о проделанных изменениях. Вы улучшаете качество своего продукта. А клиент почувствует контроль над ситуацией и причастность к процессам внутри компании.
  • Статус. Клиент чувствует свой статус, когда его ценят, уважают, обеспечивают особое отношение. Это — самый сложный критерий для улучшения, так как требуется персонализации. Например, интернет-магазину косметики мы предлагали внедрить голосования и опросы среди аудитории, чтобы они выбирали бренды, которые хотят видеть в магазине.
<i>Пример внедрения эмоционального компонента в CJM</i>
Пример внедрения эмоционального компонента в CJM

Выводы

  • онлайн-покупателей стало больше, но есть прогнозы, что в дальнейшем их количество сократится;
  • при выборе магазина пользователь смотрит на цены, отзывы, скидки, доставку и экологичность товара и упаковки;
  • покупатели ожидают получить товар через 2-3 дня после оформления заказа;
  • большинство покупателей готовы заплатить за доставку, но не больше 192 рублей;
  • для получения заказов россияне чаще выбирают пункты выдачи и отделения «Почты России»;
  • на беспилотную доставку уже есть спрос ー жители регионов ожидают воспользоваться услугой беспилотной доставки через 3-5 лет;
  • отзывы отражают качество товаров и услуг. Отработка негативного фидбека — способ повысить лояльность клиентов;
  • одежда, обувь, аксессуары и косметика ー наиболее продаваемые товары 2021 года;
  • розничная торговля столкнется в ближайшем будущем с сокращением онлайн-аудитории;
  • внедрение эмоционального компонента в управление клиентским опытом поможет формировать долгосрочные отношения с покупателями.

Мы в Mojo разрабатываем интернет-магазины с заботой о клиентском опыте. Подписывайтесь на блог на нашем сайте — там тоже временами проскальзывает полезная информация. И не забывайте про «+1», если было полезно :)

4848
39 комментариев

наконец-то новая статья Mojo!❤️

11
Ответить

Ага, вы в 2020 году на сайте оставили всего 3 комментария, и все на статьи Mojo.

Потом вы почти год не оставляли никаких комментариев на сайте, и скорее всего вообще не заходили на сайт, но внезапно всё же зашли, наткнулись случайно на свеженькую статью от вашего любимого писателя решили оставить ещё два комментария именно под этой публикацией Mojo. И комментарии через 20 минут после выхода статьи.

Вот это совпадения!

19
Ответить
Автор
3
Ответить

супер полезно и интересно, такая статистика в удобном формате - 🔥🔥🔥

4
Ответить

Особенно полезно самым ярым фанатам Mojo, комментирующие только их статьи?

8
Ответить
Автор

Аня, спасибо большое! Можно было ограничиться одним комментарием 🤣

Ответить

Если честно, всем уже плевать на сроки доставки. Лишь бы доставили. Люди вполне готовы ждать вместо часа 2-3 часа, вместо недели 2-3 недели по той причине, что у других не лучше. Стали ли заказывать меньше в Икее из-за того, что там вообще могут всю доставку отменить - нет. Стали ли меньше заказывать из-за введения высокого спроса - нет.

1
Ответить