Исследование рынка и трендов при запуске продукта на конкретных примерах

Успех бизнес-идеи принадлежит не только технической реализации, но и тщательной аналитической работе и планированию. Чтобы не тратить впустую время и деньги, лучше изучить рынок заранее: проанализировать спрос, конкурентов, целевую аудиторию, внешние факторы, чтобы принимать решения, основанные на реальных рыночных возможностях, а не на собственных догадках.

Зачем вообще исследовать рынок?

Анализ рынка – это процесс оценки, моделирования и выявления типичных особенностей рыночных тенденций, где выводы влияют на развитие бизнеса. Это важно для:

  • понимания потребностей целевой аудитории;
  • проверки конкурентоспособности продукта;
  • изучения проблемных мест конкурентов;
  • оптимизации уже существующих продуктов или услуг;
  • минимизации рисков;
  • планирования времени и ресурсов для создания продукта или услуги;
  • создания правильных маркетинговых кампаний;
  • привлечения инвесторов;
  • выход на глобальный рынок.

Готовимся к выпуску продуктов на рынок

Начинаем с определения цели анализа

Задачи и цели определят бюджет, сроки исследования и помогут избежать лишних действий.

Поставьте перед собой конкретные задачи, чтобы полученные ответы использовать в качестве основы для следующих шагов. Если анализировать рынок, не имея никакого представления о том, что вообще нужно исследовать, вы рискуете потратить ресурсы впустую.

Для определения целесообразности запуска продукта узнайте емкость и динамику рынка, оцените уровень спроса и релевантность предложения относительно потребностей целевой аудитории, изучите внешние факторы и глобальные тенденции, влияющие на рынок, сделайте анализ предложений конкурентов.

Изучаем общие показатели рынка

Чтобы четко определить свой сегмент и нишу для детального анализа рынка товаров нужны данные о емкости, динамике и изменении рынка.

Емкость рынка - это оценка бизнеса аналогичных компаний, что они из себя представляют, как распределены географически и какую прибыль получают ежегодно за товары или услуги. Обычно рассчитывается для конкретной территории и за конкретный период и зависит от:

  • уровня цен;
  • размера потребления продукта;
  • качества товаров;
  • наличия схожих способов закрыть ту же потребность;
  • проводимых маркетинговых и рекламных кампаний.

Для определения динамики и перспективности рынка, возьмите показатели емкости за последние 5 лет и определите, наблюдается ли увеличение спроса на товары? Если спрос увеличивается, значит динамика положительная, если уменьшается — отрицательная. При отрицательном показателе узнайте причины, оцените ситуацию и другие предложения на рынке, и уже потом принимайте решение — стоит выходить на рынок или нет.

Анализируем спрос, целевую аудиторию и конкурентов

Спрос на продукцию покажет, как сильно клиенты заинтересованы в продукте в конкретный период или настроены на покупку. Чтобы как можно точнее проанализировать спрос, определите географию рынка и его целевую аудиторию. Данные для оценки рынка ищите в:

  • официальной статистике;
  • специальных сервисах;
  • пользовательском контенте (форумах, блогах, обсуждениях и т.д.);
  • маркетинговых исследованиях;
  • поисковых запросах.

Спрос на продукт определяется:

  • доходом и предпочтениями клиента;
  • ценой продукта;
  • количеством людей которые ищут продукт;
  • сколько они готовы заплатить;
  • доступным для покупки количеством товаров.

Как проанализировать спрос на товар

Анализ спроса на продукт или услугу поможет понять, насколько востребовано предложение и отследить динамику интересов пользователей. Перед анализом нужно собрать информацию. Получить ее можно при помощи:

  • опросов;
  • пробного запуска рекламы и исследования рекламы конкурентов;
  • изучения конкурентов;
  • мониторинга спроса с помощью готовых сервисов.

Опросы

Опрос - это простой и распространенный способ сбора данных, который можно провести онлайн. Ответы на вопросы помогут определить ожидания покупателей и их реакцию на выход продукта, как люди будут позиционировать новый товар, что они хотели бы изменить в уже существующих или ожидают увидеть в новых, отследить закономерности формирования рынка.

Вопросы создаются в соответствии с потребностями бизнеса при помощи инструментов, например, Google Forms, Oprosso, Examinare. Или используются готовые шаблоны из Интернета. Такие можно найти на сайтах Survio, Typeform или QuestionPro.

Запуск и исследование рекламы

Тестовая рекламная кампания это хороший старт для проверки спроса на товар. Разместить рекламу можно в Google или Yandex чтобы оценить интерес покупателей, ценность предложения, эффективность УТП, стоимость целевого действия, приблизительные объемы трафика, размер бюджета на рекламу и ее окупаемость.

Через Facebook Ads Library можно проверить контекстную рекламу конкурентов и что используют в объявлениях для привлечения клиентов.

С помощью инструментов Facebook, VK можно узнать сколько пользователей соцсетей соответствуют вашей аудитории.

Изучение конкурентов

Изучайте как прямых, так и косвенных конкурентов, все они - ценный источник информации. Обратите внимание на тех, кто работает на рынке давно и даже в кризисной ситуации держит планку и тех, кто отстает, чтобы учесть их ошибки. Вся собранная информация покажет, с кем вам придется иметь дело при выходе на рынок. Обязательно посмотрите:

  • Сайт — его посещаемость, функционал, источники трафика, демографические данные посетителей, предложения, инструменты продвижения и ключевые слова, по которым пользователи находят сайт.
  • Ассортимент товаров, их рейтинг, цены, способы доставки и условия возврата.
  • Отзывы клиентов, рейтинги и оценки покупателей — что привлекает или отталкивает клиентов, на чем основывается их выбор.

При более детальном анализе конкурентов используются инструменты и сервисы, такие как SimilarWeb, SEMRush, Spywords, Serpstat, Screaming Frog, Marketing Grader и другие.

Мониторинг спроса с помощью готовых сервисов

Способов по определению спроса на товар больше десятка. Одни из них бесплатные, за другие нужно платить. Наиболее популярные сервисы это: Google Trends, который поможет установить тенденции и тренды; Google Keyword Planner и Яндекс.Вордстат, которые определяют количественные показатели спроса.

Google Trends

Google Trends используется для оценки общих тенденций динамики спроса в Google. Такая информация особенно нужна крупным магазинам или при начале продаж новых товаров. В сервисе можно выбрать регион, настроить период, взглянуть на ситуацию в поиске по картинкам, новостям, товарам и в YouTube. В Google Trends есть фишка, которая сравнивает тренды по смежным запросам.

Google Keyword Planner

Google Keyword Planner - это инструмент, который предназначен для сбора и прогнозирования статистики ключевых запросов, а также для создания новых рекламных кампаний. Сервис отображается среднее количество поисковых запросов по ключевому слову и близким вариантам в месяц; анализирует статистику по словам; получает прогнозы по существующим кампаниям; показывает список слов, которые используют конкуренты для рекламы.

Яндекс.Вордстат

Сервис очень похож на Google Keyword Planner, но ориентирован на СНГ рынок. Яндекс.Вордстат показывает, сколько раз в месяц пользователи искали ваш продукт. Удобно анализировать статистику по отдельным городам и регионам, а история запросов позволяет понять, как изменился интерес к товару или услуге за последние пару лет и выявить сезонные тенденции.

Сочетание методов

Для своих клиентов в сфере электронной коммерции при анализе рыночных тенденций на те или иные продукты мы в Techvice совмещаем данные из Google Trends, Keyword Planner с данными, полученными в результате скрейпинга интернет-магазинов. В ходе скрейпинга мы собираем все доступные данные по магазинам и их ассортименту – названия, описания, цены, даты публикации товаров, являются ли товары популярными и многое другое.

Сейчас в нашей базе около 200 миллионов товаров и более 250 тысяч сайтов. Ещё более полутора миллионов интернет-магазинов находятся в листе ожидания. В рамках этой статьи их данными можно пренебречь, поскольку это магазины с относительно малым ассортиментом и посещаемостью. Если же добавить к обычным интернет-магазинам маркетплейсы, такие как Amazon, Ebay, Aliexpress, то речь пойдет о десятках миллиардах товаров.

Обрабатываем полученную информацию и визуализируем данные

Чтобы анализ был более эффективным и удобным, структурируйте данные, иначе всю собранную информацию будет сложно воспринимать. Представьте информацию в виде графиков, диаграмм, таблиц, гистограмм или карт. Обычно инструменты для анализа заодно и визуализируют данные. Также можно воспользоваться специальными сервисами, например Google Charts, Tableau, Qlik, Infogram, Orange, Power BI.

Ниже приведены примеры анализа продуктовых запросов. Для удобства восприятия мы приведем количество поисковых запросов из Google Keyword Planner (обозначено синим цветом) и количество добавленных в магазины товаров (выделено оранжевым цветом) к относительным показателям, как в Google Trends, где 100 - это пик популярности, а 0 - отсутствие данных.

Медицинские маски

Исследование рынка и трендов при запуске продукта на конкретных примерах

Такой резкий спрос на медицинские маски в 2020 году стал следствием распространения COVID-19 по всему миру. Одновременно с этим интернет-магазины начали активно продавать маски, что можно увидеть на графике выше. При снижении заболеваемости уменьшился и спрос. А с каждой новой волной заболеваемости росла нужда в приобретении средств защиты.

А на этом графике отображено количество магазинов, добавивших в свой ассортимент медицинские маски, что подтверждает рост спроса на способы защиты от COVID-19.

Исследование рынка и трендов при запуске продукта на конкретных примерах

Автоматические дозаторы для мыла

Исследование рынка и трендов при запуске продукта на конкретных примерах

Рост спроса на жидкое мыло и санитайзеры для рук, в условиях пандемии, привел к увеличению использования автоматических дозаторов. Сопоставив данные из магазинов, Google Trends и Keyword Planner, как и в случае с медицинскими масками, заметно значительное повышение потребности в продукте.

На графике ниже можно увидеть увеличение числа интернет-магазинов, осуществляющих продажу автоматических дозаторов для мыла.

Исследование рынка и трендов при запуске продукта на конкретных примерах

Массажные пистолеты

Исследование рынка и трендов при запуске продукта на конкретных примерах

На рынке массажеров большой популярностью стали пользоваться массажные пистолеты для тела, что привлекло внимание магазинов. На сравнительном графике можно заметить положительную динамику спроса на продукт и как скоро интернет-магазины начали пополнять свой ассортимент автоматическими массажерами.

Исследование рынка и трендов при запуске продукта на конкретных примерах

А на этом графике подтверждение тому, что растущая популярность массажеров повлияла на увеличение количества интернет-магазинов, добавивших в свой ассортимент представленный товар.

Жевательные конфеты для сна

Исследование рынка и трендов при запуске продукта на конкретных примерах

Жевательные конфеты для сна начали набирать популярность как один из способов борьбы с беспокойством, депрессией, болями и для улучшения сна, и пользователи постепенно стали проявлять интерес к данному продукту.

Исследование рынка и трендов при запуске продукта на конкретных примерах

В свою очередь интернет-магазины, заметив растущее любопытство, начали активно продавать конфеты для сна с марта 2019.

Благодаря таким комбинированным подходам к анализу данных, можно не только отслеживать популярность сезонных товаров, но и выявлять растущие тенденции на рынке, и находить те продукты, на которые активно увеличивается спрос.

Ознакомиться с графиками по товарам из примеров можно в дашборде Power BI.

Резюмируя

Успех бизнес-идеи принадлежит не только технической реализации, но и тщательной аналитической работе и планированию. Исследования рынка это опора для бизнеса и своеобразный путеводитель, позволяющий заранее избавиться от проигрышных идей, а для проектов у которых есть шансы — собрать полезную информацию и разработать эффективную стратегию развития.

Чтобы не тратить впустую время и деньги, исследуйте рынок до запуска продукта, чтобы принимать решения, основанные на реальных рыночных возможностях, а не на собственных догадках.

Если вам нужны примеры по другим товарам - пишите в комменты, по контактам на сайте или на почту rmilyushkevich@techvice.org.

99
3 комментария

Комментарий недоступен

По продуктовым запросам всё на скриншотах. В марте-апреле 2020 года резкое увеличение пользовательского интереса и как следствие, к июлю-августу 2020 количество магазинов, добавивших в свой ассортимент веб-камеры практически удваивается.