{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как заключить сделку с клиентом, задачу которого вы способны решить лучше всех?

В отрасли разработки часто происходит так: заказчик на словах обозначает задачу (создать сайт, запустить контекстную рекламу, интегрировать системы), после чего часть разработчиков немедля оформляют КП, заключают сделку и запускают процессы. Мы считаем такой подход большой ошибкой.

Случается и другая ситуация: по отзывам и кейсам к нам приходит новый заказчик, которому нужен простой сайт. Мы занимаемся большими и нестандартными проектами, не совпадаем и передаём клиента более релевантным его задаче коллегам на рынке (а встречно к нам попадают более «сложные» заказчики).

Как понять, что к вам постучался «ваш» клиент? — Рассказываем в статье.

Как понять, что исполнитель лучше всех решит вашу задачу? — Читайте статью и проверяйте, задают ли подрядчики правильные вопросы.

Мы поделимся своим двадцатилетним опытом брифования и интервьюирования клиентов, который будет полезен не только веб-разработчикам, но и любому бизнесу.

Предыстория

К нам часто приходят клиенты, измученные неудачным опытом заказной разработки, во время которой они потеряли и время, и деньги, и растеряли моральный дух в целом. Тогда мы делаем то, что должны были сделать наши предшественники — начинаем идентифицировать настоящую бизнес-проблему заказчика.

Для чего именно нужен новый сайт или редизайн старого? Какие есть проблемы? Какие задачи не решает текущий продукт? Как самоидентификация клиента накладывается на объективную ситуацию на конкурентном рынке.

И обязательный вопрос: умеем ли мы решать такие задачи лучше всех на рынке?

Как мы всегда действуем:

1 — правильно брифуем клиента,

2 — правильно проводим глубокие проблемные интервью,

3 — всегда проводим презентацию предложения.

Шаг 1. Сначала поймите, ваш ли это клиент

Представим практически идеальную ситуацию. К вам обратился заказчик, который уже мечтает работать именно с вами, и хочет сделать именно то, что вы предлагаете на главной странице сайта. Казалось бы, пора готовить коммерческое предложение и выставлять счет. Но не стоит торопиться!

До того как вы начнете тратить время на разработку КП, проведите скоринг.

Скоринг — это квалификация лида, проверка на соответствие параметрам «вашего» клиента по заранее составленному чек-листу.

Самый простой, но эффективный, сценарий скоринга состоит из двух вопросов:

1. Какой бюджет у вашего проекта (хотя бы ориентировочно)?

2. Зачем вам это (разработка сайта, реклама, видео-ролик и так далее)?

Первый вопрос поможет вам отсечь лиды, не проходящие в ваши бюджетные рамки.

Подход работает как для дорогих, так и для бюджетных проектов. Скажем, если вы делаете видеоролики за 50 000 рублей, а к вам стучится заказчик с бюджетом в миллион рублей за минутный ролик, браться за такой заказ очень рискованно (вряд ли это вам по силам в данный момент).

Что вам поможет понять второй вопрос?

1. Насколько целевой лид вы получили.

Например, вы веб-интегратор, а к вам обращаются за лендингом или дизайнерским сайтом с 3D-анимацией. Может быть, именно сейчас у вас свободны дизайнеры, и эта задача вам идеально подойдет. Но точно ли сейчас такой случай?

2. Насколько экспертно клиент оценивает ситуацию.

Например, ответ на вопрос «Зачем вам это?» в ключе «У нас упал органический трафик из-за отсутствия мобильной версии» поможет вам понять, что с таким заказчиком вам будет легче взаимодействовать на следующем этапе. Не придется проделывать дополнительную работу по «раскапыванию» проблемы и обучению клиента.

Итак, вы отсекли нецелевые лиды и поняли, что заказчик ваш.

Этап 2. Получите максимум информации на проблемном интервью

Проблемное интервью — этап, в ходе которого вы должны максимально глубоко понять клиента, выявить его проблемы и сформировать задачи разработки. Иногда итогом этого этапа становится неожиданное откровение и польза для заказчика.

Приведем пример.

К нам обратился заказчик — крупнейшая российская парфюмерно-косметическая компания, которая работает в сегменте прямых продаж. Нужен новый сайт. На проблемном интервью мы выяснили, что сайт должен решить такую проблему — отсутствие роста выручки.

Поговорив с сотрудниками компании, мы узнали, что правила личного роста в компании непонятны почти всем продавцам. Необходимо, в первую очередь, создать прозрачную систему начислений комиссионных и бонусов на каждом уровне. Провели первую итерацию анализа, защитили предложение и получили заказ.

Во время разработки мы изучили огромный массив информации и создали удобный всем консультантам личный кабинет с понятными «правилами игры». Уже через год после публикации личного кабинета выручка заказчика выросла в два раза.

Вот самые важные вопросы, которые задают наши менеджеры на проблемных интервью.

1. Что не так с текущим решением (или его отсутствием)?

Простой вопрос, который поможет перевести разговор из плоскости «да мы просто хотим новый сайт» в плоскость «текущий сайт почти не генерирует лиды».

2. Кто в первую очередь заинтересован в реализации этого проекта?

Ответ на этот вопрос поможет вам понять, на что делать акценты при работе над проектом. Если основной интерес исходит от продаж и маркетинга — фокус будет одним, если от IT-подразделения или директора предприятия — определённо другим.

3. Допустим, я ваш потенциальный клиент. Почему я должен выбрать вас, а не компанию — конкурента?

Никто не знает УТП клиента лучше его самого. Ответ на этот вопрос поможет вам понять, что нужно более детально показать в проекте, а что нужно аккуратно обойти.

Отвечая на этот вопрос, клиенты чаще всего рассказывают об удачных и неудачных решениях у конкурентов. Это поможет вам не только понять позиционирование заказчика, но и заранее избежать «граблей», на которые уже наступили конкуренты.

4. К чему хотите прийти? Что для вас будет считаться успешным результатом работы с нами?

«Мы хотим сайт, который будет забирать награды на конкурсах дизайна» и «Мы хотим увеличить продажи в 2 раза к концу следующего года» — это две совершенно разные задачи. (Хотя в некоторых ситуациях эти задачи можно вести параллельно)

Обязательно готовьтесь к проблемному интервью. И слушайте заказчика.

Изучите информацию о компании заранее, воспитайте в себе неподдельный интерес к проекту заказчика. На самом интервью больше слушайте, чем говорите. Задавайте вопросы максимально по существу проекта, гибко меняйте сценарий разговора в зависимости от услышанного, а не просто читайте подряд типовые пункты из брифа.

Именно такой формат встречи поможет вам получить максимум информации, которая необходима не только при подготовке предложения, но и однозначно пригодится всем отделам компании при дальнейшей работе над проектом.

Эффективный подход — брать с собой на проблемное интервью технического специалиста, который сможет задать клиенту важные вопросы «с другого ракурса» и в целом усилит вашу экспертность в глазах заказчика.

Итак, вы выявили все проблемы заказчика и трансформировали их в правильные задачи разработки. Зафиксировали общее понимание целей и метрики. Сформировали впечатление эксперта в глазах клиента.

Этап 3. Не отправляйте предложение «молча». Защитите его перед заказчиком.

Вы провели большую и важную работу.

Обидно будет допустить распространенную ошибку — подготовить предложение с расчетом, отправить на почту и просто ждать ответа заказчика.

Не делайте так. Лично защитите предложение.

Защита предложения — важный этап, в ходе которого мы не только рассказываем клиенту наше видение проекта и отвечаем на все возникшие вопросы, но и фиксируем общее понимание целей и результатов, которые должны быть достигнуты по итогам разработки.

Во-первых, так вы убедитесь, что видите цели в одинаковых плоскостях и цифрах.

Во-вторых, даже грамотную красивую презентацию клиент может листать «по диагонали». Выхватит самое ключевое — как правило, это сумма в смете. Без вас он может не понять, почему такой расчет оправдан и эффективен, почему КП вашего конкурента с меньшей сметой, на самом деле, менее привлекательно.

Наконец, личная защита качественного предложения — это еще один прямой контакт с клиентом, который поможет вам окончательно убедить его в своей исключительной экспертности. И получить ваш заказ от вашего клиента.

Желаем вам win-win в работе с каждым клиентом!

Советуем также почитать

Для шлифовки знаний о правильном интервью с заказчиками советуем вам почитать «ясные и понятные» статьи:

Автор статьи: Евгений Бородкин, специалист по продажам SVK.Digital (Студии Валерия Комягина)

0
2 комментария
Tatiana Koniushenko

Хотим больше примеров, когда клиент пришел с одним, а вы предложили ему другое, соответствующее его задачам. Он согласился, и что из этого получилось.

Ответить
Развернуть ветку
SVK.Digital
Автор

Спасибо за вопрос :) Пример. К нам обратилась крупная компания - поставщик медицинского оборудования. Задача: редизайн сайта. На проблемном интервью мы начали погружаться в процессы компании и выяснили, что редизайн сайта не решит её бизнес-проблему. Мы обнаружили погрешности в системе продаж и отсутствие чёткой стратегии цифрового развития в целом. Из первоначальной роли редизайнера сайта мы выросли до роли стратегического digital-партнёра заказчика. Провели стратегическую сессию и вместе с руководством компании построили план развития. План был принят, сейчас мы разрабатываем структуру нового сайта. Создадим и запустим сайт под выбранную стратегию. Поможем настроить воронку продаж, внедрить CRM, работать с аналитикой и так далее. Таким образом, мы получили более комплексный заказ, чем изначально планировалось. А наша работа принесёт больше пользы бизнесу заказчика.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда