Токсичная компания, или Как не заразиться?
Недавно я опубликовала пост о трендах на рынке труда в 2022 году и мне задали интересный вопрос: «Что такое неразвитая корпоративная культура?».
Неразвитая или токсичная (можно назвать, как угодно) - механизм, который не работает, несет больше вреда, чем пользы, и заражает весь коллектив.
Что такое коллективная деятельность?
Это когда за действия несет ответственность вся группа целиком, благодаря совместным усилиям достигается производственный результат. Принадлежность к определенной социальной группе является базовой потребностью человека и позволяет ему выжить. Корнями это уходит в доисторическое прошлое, когда изгнание из первобытного племени означало неминуемую смерть. Поэтому человеку важно быть частью чего-то большего.
Во время групповой работы повышается и личная эффективность отдельного сотрудника. Качество взаимодействия участников внутри коллектива формирует психологический климат всей компании. Он может быть благоприятным и неблагоприятным, последний из которых отражается на личной производительности сотрудника, влияет на HR-бренд, имидж организации, текучесть кадров, лояльность клиентов и соискателей и прочее.
Корпоративная культура включает несколько показателей:
1. Философия компании;
2. Ключевые ценности, которые транслируются внутри и во вне;
3. Цели и стратегии;
4. Традиции;
5. Нормы и правила (график и формат работы; дресс-код , документы и т.д.);
6. Уровень взаимодействия в коллективе (развитие внутреннего портала организации, социальных сетей для общения между сотрудниками, совместные мероприятия);
7. Культура общения (между собой в коллективе, клиентами, поставщиками и подрядчиками);
8. Мотивация сотрудников (премии, доплаты к важным жизненным событиям, прочие материальные бонусы);
9. Помощь и поддержка сотрудников или нематериальная мотивация (например: соц. пакет, адаптация новых сотрудников, корпоративный мерч, забота о здоровье, в том числе доставка фруктов в офис, ежегодные медицинские обследования, скидки на фитнес, компенсация санаторно-курортного отдыха и многое другое).
10. Также сюда можно отнести следование фирменному стилю компании и оформление офиса в корпоративных цветах.
Большой набор мероприятий формирует корпоративную культуру и от степени внедрения его мы можем говорить, развита она или нет. Многие организации на сегодняшний день не имеют четко сформулированной миссии, цели и ценностей. Если руководство не знает, куда плывет его корабль, как тогда это понять коллективу.
Токсичная корпоративная культура, главное - не заразиться.
В таких организация, как я уже указала, отсутствует философия, миссия и ценности, попросту говоря они не знают, ради чего здесь собрались. Нет понимания пользы, которую приносит их деятельность, и глобальной цели достижения. У коллектива, который трудится без цели, снижается мотивация и эффективность как общая, так и личная. Даже если у вас высокая оплата труда, то это не решит все проблемы, потому что со временем денег всегда становится мало. Прогрессивные работодатели сейчас держат курс на общность коллектива.
Следующий токсичный признак: низкий уровень взаимодействия. Есть компании, в которых люди не здороваются друг с другом, потому что не могут отличить клиентов, поставщиков и подрядчиков от своих же сотрудников из других кабинетов (часто встречается в крупных компаниях от 500 человек) или случайно зашедших людей со стороны, в почте и на корпоративном портале отсутствуют фотографии сотрудников, в то время как удаленный график работы во время пандемии еще больше подсветил эту проблему. При низком взаимодействии отсутствует и командная эффективность, мотивация к достижению общей цели, поддержка и помощь со стороны коллег, решения принимаются несогласованно, информирование об уже принятых решениях происходит после их реализации, не учитывается голос коллектива.
Пассивно-агрессивное поведение. Когда сотрудники недовольны работой в компании, при этом им некуда «слить» свой негатив, а уходить тоже некуда, начинают расти сплетни, интриги, заговоры, конфликты, а вместе с ними и негатив в интернете (анонимные отзывы о работе, комментарии в социальных сетях). Новые сотрудники очень быстро подхватывают волну недовольства, буквально заражаясь им. Необходимо дать альтернативную возможность выразить свой негатив, чтобы не портить имидж и репутацию компании.
Отсутствие высококвалифицированных кадров, текучесть. Эффективные и целеустремленные члены коллектива бегут из токсичной организации первыми, в условиях дефицита качественных кадров им несложно найти более комфортное место.
Увеличивается число нарушений трудовой дисциплины, у сотрудников часто случается эмоциональное выгорание, апатия, снижается концентрация внимания и время выполнения поставленных задач.
Расход бюджета на неэффективные мероприятия. Если компания не знает интересы своего коллектива, то организовывает бонусы и мероприятия, которые ему не нужны: не подходят под потребности и не отвечают целям компании. Например, корпоратив на День рождения крупной строительной организации с филиалами и дочерними подразделениями, плохо взаимодействующих между собой, в театре. Такое решение руководства было провальным изначально, потому что не учитывались интересы рядовых сотрудников, не способствовало объединению коллектива, большинство людей старались избежать мероприятия из-за отсутствия интереса к его формату.
Так какие же они, компании с «неразвитой» корпоративной культурой?
Ответ становится очевиден. Это организации без миссии, цели и ценностей, без налаженной коммуникации внутри коллектива, без программы материальной и нематериальной мотивации, без стратегий, без изучения потребностей сотрудников, без возможности обратной связи с увеличивающимся напряжением и негативом внутри коллектива, где решения руководства не доходят до конечного исполнителя, а социальный ресурс рассматривается как расходная единица, работа ради работы и не более того.