Маркетинг во время чумы: как бот привел учиться четверть будущих атомщиков и энергетиков ИАТЭ в 2021 году

Всем привет! На связи агентство комплексного интернет-маркетинга «Четвёртый Рим». Рассказываем, как привлекли 202+ студентов в ИАТЭ НИЯУ МИФИ, используя чат-бот во ВКонтакте.

Маркетинг во время чумы: как бот привел учиться четверть будущих атомщиков и энергетиков ИАТЭ в 2021 году

Исходные и задача

В декабре 2019 года мы начали сотрудничество с Обнинским институтом атомной энергетики (ИАТЭ, филиал НИЯУ МИФИ). Институт обучает ядерщиков, энергетиков и других специалистов, чья работа прямо или косвенно связана с мирным атомом.

ИАТЭ попросил нас привлечь новых абитуриентов, но так, чтобы не упал средний балл поступающих: институт гордится своим уровнем подготовки, поэтому будущий студент должен ему соответствовать.

Тестируем: первый блин (полу)комом

Мы начали работать незадолго до всех локдаунов, поэтому изначальный план был довольно традиционным:

  • Делаем лендинги на дни открытых дверей;
  • Льем контекст и таргет;
  • ???????????

  • PROFIT
Ну да, ну да
Ну да, ну да

Лендинги мы, конечно, сделали и слушателей, конечно, привлекли. Но (не подумайте, что мы тут пытаемся кого-то удивить) не в институт, а на онлайн-трансляцию дня открытых дверей, потому что всё закрыли на локдаун.

Маркетинг во время чумы: как бот привел учиться четверть будущих атомщиков и энергетиков ИАТЭ в 2021 году

В целом вышло хорошо: зрители активно чатились, писали, что всё чётко и по делу. Кто-то даже отписался потом, что поступил на медфак и доволен.

Работа над ошибками

Приём аудитории оказался тёплым, но стратегия, тем не менее, требовала доработок. Две основные проблемы, с которыми мы столкнулись:

  • Нет инструментов для подсчета эффективности кампании. В результате мы просто не знали, сколько студентов поступило благодаря нам: -) Точно знаем про 15 человек и считаем, что их было больше, но это уже никак не проверить.
  • Нет инструментов для удержания потенциальных студентов. Если человек не заполнил форму и ушел со страницы, он потерян для нас. При этом абитуриенты не выбирают вуз с первого касания — нужно поддерживать контакт до начала подачи документов.

К счастью, нам удалось найти решение, чтобы убить двух зайцев одним махом, и как догадался из названия внимательный читатель, мы решили запустить чат-бот во ВКонтакте.

Запускаем чат-бот

Не видим смысла расписывать преимущества чат-ботов и мессенджер-маркетинга в целом — за нас это делали уже не раз. Но для полноты картины подчеркнем, почему выбрали чат-бота для решения именно этой задачи.

  • Люди редко отписываются от чат-ботов. Особенно учитывая, что для отписки боту нужно вручную написать слово СТОП. Мы решили, что, если не злоупотреблять вниманием подписчиков, периодические рассылки очень помогут с подогревом аудитории.
  • Чат-бот работает сам. По сравнению с днем открытых дверей, в котором приходится задействовать кучу сотрудников вуза, чат-бот куда менее требователен: загрузил инфу и он сам себе выдает ее по запросу будущих студентов.
  • Данные легко анализировать. Встроенная аналитика + опросы внутри самого бота позволяют получить практически любой срез данных в любой момент времени.

ЦА и привлечение

Для запуска рекламы составили портрет идеального подписчика:

  • школьник 9-11 классов или его родитель;
  • физмат/химбио-класс;
  • в идеале из «атомного» города.

Для более точного таргетинга попросили приемную комиссию собрать список городов с сильными школами, откуда поступали в прошлые годы — на них и сконцентрировались. Подписчиков привлекали с помощью контекста, таргета и группы во ВКонтакте.

Контент

Мы спросили у первокурсников и их родителей, как они выбирали ВУЗ. Благодаря этим интервью, появилось понимание, какой контент хотят видеть подписчики:

  • специальности и подразделения ВУЗа;
  • проходные баллы, сроки обучения, стоимость, бюджетные места;
  • информация об общежитии;
  • внеклассные активности;
  • военная кафедра и т.д.

Всё это мы собрали, отсортировали и загрузили в чат-бот.

Мы задались целью максимально подробно ответить на вопросы абитуриентов, поэтому информации получилось ожидаемо много
Мы задались целью максимально подробно ответить на вопросы абитуриентов, поэтому информации получилось ожидаемо много

Вообще именно контент для бота оказался главной сложностью при запуске, потому что институт располагал огромным количеством информации в совершенно неподходящем формате.

Например, нам нужно видео на 2 минуты, а есть только получасовая лекция; нужна краткая справка, а есть только гайд на 120 страниц и т.д.

Поэтому больше всего времени мы провели за структурированием и подготовкой данных.

Рассылки

Чтобы будущие абитуриенты не скучали, мы продумали рассылки: рассказывали о том, как студентам живется в общаге, как они учатся, какие мероприятия проводят и как шутят на сцене КВН. Писали не очень часто — раз в неделю-две. Всего ушло 25 рассылок.

За это время получили только 13% отписок — большинство подписчиков читали нас очень внимательно
За это время получили только 13% отписок — большинство подписчиков читали нас очень внимательно

Обратная связь

Ну и, конечно, если подписчик что-то не понял или захотел уточнить, он мог просто написать боту и пообщаться с сотрудником ИАТЭ.

<p>Вопросы задавали нередко</p>

Вопросы задавали нередко

Результаты

Рекламные кампании велись с марта по август, и за это время мы привлекли около 1400 подписчиков.

202
подписчика поступили в ИАТЭ

Немного цифр к размышлению:

  • Конверсия из подписчика в абитуриента составила 14%.
  • Всего в 2021 поступили примерно 750 человек. Из них 202 (~25%) пришли через чат-бота.
  • До этого в ИАТЭ в среднем поступало около 600 студентов. Благодаря чат-боту набор увеличился до 750 (+25%).
  • Средний балл поступающих сохранился (если прям точно, то снизился на 0,2%, институт посчитал это незначительным и остался доволен).
  • Расширилась география набора — среди поступивших есть студенты из Сыктывкара, Мурманска, Комсомольска-на-Амуре.
ТОП-10 родных городов студентов, кроме Обнинска
ТОП-10 родных городов студентов, кроме Обнинска

Бонусом нагнали в группу в ВК живых и теплых подписчиков. Увеличили активность — участники лайкают, комментируют и задают вопросы.

Резюме

Чат-бот для привлечения студентов показал себя очень хорошо — каждый четвертый студент в этом году пришел именно из чат-бота. Существующих подписчиков не теряем, запустили опрос, чтобы почистить базу.

В этом году планируем повторить: разрабатываем отдельных ботов по возрасту (подготовительные программы, бакалавриат, магистратура) и запускаемся в Telegram.

* * *

Задать вопрос или обсудить проект можно у нас на сайте — Четвёртый Рим

1010
35 комментариев

Очень крутой кейс! Молодцы, ребята!

3
Ответить

Андрей, от тебя вдвойне приятно получить лестный отзыв! спасибо :-)

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Наверное половина наших сотрудников из обнинского офиса учились в ИАТЭ. Институт классный

1
Ответить

Интересный кейс. Видно, что проделана колоссальная работа, круто! Используете ли вы чат боты на других своих проектах?

1
Ответить

Используем. Постепенно развиваем это направление.
Например, привлекали таксистов-водителей в такоспарк и клиентов для надувных домов и лодок

1
Ответить

Вот интересно... 25% новых привлеченных студентов - это много или мало?

Ответить