{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как избежать ценового давления в B2B: кейс по повышения доходности компании по производству мясных и колбасных изделий

Личный энтузиазм и желание выпускать натуральные продукты, привели к созданию небольшого бизнеса по производству колбасных изделий и копченого мяса.

Деликатесы начали продаваться с 2006 года через дистрибьюторы, которые поставляют продукцию в мелкую розницу, специализированные магазины и ярмарки. Главные принципы производства: высокое качество, свежесть мяса, и натуральность готового продукта.

Трёхлетний опыт с сетевым ритейлом (2008 - 2011 гг), привёл к отказу в работе с данным каналом продаж из-за низкого уровня рентабельности.

Работа с дистрибьюторами до 2015 года приносила положительные результаты. Партнеры были довольны продуктами и самостоятельно принимали решения по каналам продаж, что сопутствовало ежегодному росту в 20-25%. Но были и другие…

….Федеральные бренды крупнейших мясоперерабатывающих холдингов.

С 2016 года дистрибьюторы начали требовать снижения цен в обмен за результат, ссылаясь на более выгодные условия работы с крупными холдингами по производству колбасных изделий. Доходность с единицы продукции начала падать.

В 2018 году собственники открывают цех по забою и производству свинины и говядины, что позволяет снизить себестоимость готовой продукции почти в 2 раза. Однако этого решения не хватает на долго - дистрибьюторы продолжают оказывать ценовое давление и всё менее и менее активно продают продукцию.

В 2019 году бизнес впервые попадает в “пропасть” своего жизненного цикла, и показывает отрицательную динамику операционной прибыли, правда сохраняя продажи на уровне 2018 года. А 2020 год уже становиться по-настоящему “провальный”, прибыль компании снижается на 34%, продажи на 12% к 2019 году. В конце 2020 г года, я знакомлюсь с собственниками производства, и перед нашей командой (маркетинговой компании “ВИАТ”) появляется задача по внедрению совместных решений по снижению ценового давления со стороны дистрибьюторов.

Перетягивание одеяла:

Небольшая структура имеет одно ключевое преимущество для бизнеса - гибкость и высокую скорость принятия решения. Однако наши аудиторы, проведя две недели в компании увидели совершенно другую картину: руководитель отдела продаж считает, что проблема падения продаж связана исключительно с высокими ценами на продукцию, директор производства видит потенциал по снижению затрат за счет закупки более дорогого оборудования и автоматизации, отдел закупок считает, что важнее увеличить объем закупки сырья для снижения себестоимости, а маркетологи предлагают создать новую товарную марку с более-премиальным позиционированием. Единого понимания характера проблем внутри компании нет, как и нет ключевых решений развития. В результате возникает эффект “перетягивания одеяла”, в котором каждый руководитель стремиться доказать, что именно его решения дадут наибольший эффект.

Мы не раз отмечали в своих кейсах о том, что все решения в бизнесе поддаются оценке экономической эффективности от большего к меньшему. Однако во многих компаниях принято считать экономическим обоснованием расчет, сделанный без учета рыночных и внутренних факторов других отделов или подразделений. Данная компания не исключение. Например, решения о закупке собственного парка грузовых автомобилей производилось на основании прогнозируемых объемов продаж и расчета срока окупаемости от объема перевезенных грузов. При этом никто не сравнивал, насколько выгоднее использовать доставку транспортными компаниями и в какие регионы. Так же, как никто не учитывал тот факт, что дистрибьюторы в связи с ростом ассортимента будут увеличивать частоту закупок малыми партиями, не набирая полную единицу техники.

Прежде чем разрабатывать решения по снижению ценового давления в B2B, мы предложили заказчику систематизировать все решения в компании и оценить их экономическую целесообразность. Затем принять к исполнению именно те решения, которые способны принести наиболее высокий результат как с точки зрения покупателей, так и с точки зрения самого бизнеса. Для этого в начале наши коллеги собрали все идеи по повышению эффективности, затем рассчитали их экономическую целесообразность и наиболее результативные, касающиеся внешнего рынка, обсудили с дистрибьюторами.

Мы передали только технологию, и по ней наши коллеги в течении 4-х месяцев утвердили следующие решения для повышения маржинальности продукции:

- Формирование цен на готовую продукцию на уровне премиальных брендов;

- Увеличение мощности по забою и переработке мяса для перевода всего производимого ассортимента на полный цикл производства;

- Развитие продаж продукции на рынках с лояльными и перспективными дистрибьюторами;

- Снижение объема продаж дистрибьюторам с сильной зависимостью от цены поставки;

- Оптимизация расходов на логистику на 15%.

Следует отметить, что все решения содержат конкретные экономические показатели, затраты и сроки исполнения, но мы не можем поделиться этими данными.

Тактика «прятанья» цены:

В процессе собственного анализа и проведения интервью с некоторыми дистрибьюторами, мы обратили внимание на то, что они очень хорошо понимают себестоимость готовой продукции и с целью повышения собственной доходности стремятся диктовать условия. В связи с этим мы предложили заказчику на первом этапе использовать тактику “прятанья” цены, которая позволит продавать продукт с меньшими препятствиями.

Например, копчёная колбаса нашего заказчика реализовывалась в двух фасовках 800 г. и 400 г., тогда как большинство других производителей используют вес 750 г и 375 г. Визуально продукты похоже, поэтому дистрибьюторами они воспринимались как сопоставимые по цене. Скорректировав вес готовых продуктов в меньшую сторону, мы сохранили действующие цены, тем самым повысили доходность на единицу продукции на 5%.

При организации производства с собственным забоем, производитель вынужден расширять ассортимент готовой продукции, однако она пользуется неравномерным спросом. Для стимулирования продаж, а также сохранения высокой доходности, мы разработали комплекты готовой продукции для дистрибьюторов, которые в сумме стоят дешевле, нежели покупка россыпью, но при этом обязывают приобретать менее ходовые, но высокомаржинальные продукты.

Для конечных потребителей приобретение товара в крупной фасовке выгоднее, чем в маленькой при пересчете стоимости товара за 1 грамм. Мы рассчитали % выгоды в каждом продукте и отразили его на упаковке.

Внедряли принятые решения с апреля по май 2021 года, а в июнь уже показали рост валовой прибыли, с сохранением объема продаж. За июнь - декабрь 2021 года только за счёт тактики “прятанья” цены валовая прибыль выросла на 12%, оборачиваемость продукции категории “С” выросла на 37%, категории “В” на 4% (согласно “АВС-анализу”).

Тактика “близких” отношений с дистрибьюторами:

С одной стороны, малый бизнес занимает низкую долю в портфеле дистрибьюторов, с другой, учитывая небольшую и гибкую структуру он может уделять им больше времени, чем крупный производитель. Дистрибьюторская компания - это не просто компания со своими требованиями и ресурсами, а люди, которые внутри компании работаю на разные KPI в зависимости от своих должностных обязанностей, а значит на данные KPI можно влиять, так же как влиять на эмоциональный фон специалистов и принимаемые ими решения.

В связи с этим, мы приступили ко второму этапу работы - внедрению решений по эффективному взаимодействию с сотрудниками дистрибьюторов.

Выделяем ключевые факторы, влияющие на развитие продаж и взаимодействие с дистрибьюторами, и оцениваем каждого партнера по этим факторам, в результате получаем матрицу, которая демонстрирует целесообразность и перспективы работы с каждым.

По итогам оценки разрабатываем ключевые корректирующие мероприятия в работе с учетом сложившихся взаимоотношений. Например, для одной категории дистрибьюторов принимается решение по активному развитию продаж и помощь в освоении рынка, для других повышение цен и работа на условиях производителя в независимости от позиции. Все решения обоснованы экономическими факторами, и готовности партнеров идти на уступки. Если с дистрибьютором работать не выгодно, мы ищем решения повысить доходность, либо сворачиваем сотрудничество.

Все дистрибьюторы, с которыми работает производитель по уровню оборота превышают бизнес нашего партнера, а доля продаж в их портфеле не более 1%. Поэтому коммуникации с собственниками и директорами дистрибьюторских компаний либо не осуществляются, либо осуществляются крайне редко. Основные решения по принятию в ассортимент продукции производиться закупщиками и маркетологами на основании % доходности и прогнозируемого объема продаж. Далее отдел продаж нашего партнера выстраивал взаимоотношения исключительно с сотрудником и руководителем отдела закупок. Такие взаимоотношения не отражают полную картину деятельности компании по продвижению продукции на рынок. Например, в случае снижения объема заказов со стороны дистрибьютора, закупщик сообщает о затоваривании склада и снижении оборачиваемости, но при этом он не может отразить реальные причины падения продаж. Условия стимулирующих акций и рекламные материалы также передаются закупщику дистрибьютора, обратную связь об их понимании и эффективности отсутствует.

Схема работы отдела продаж, как было:

Продажи → Закупки,

Как стало:

Продажи → Закупки → Маркетинг → Продажи.

Мы также предложили разделить функционал отдела продаж на специалистов по отгрузкам и специалистов по продажам. Первые должны заниматься исключительно операционной деятельности, т.е. обеспечить качественное принятие заявок, контроль их своевременного выполнения и сопровождение отгрузочных документов. Вторые развитием продаж, взаимодействие со всеми ключевыми специалистами дистрибьютора, сбором обратной связи и совместной реализации маркетинговых инициатив.

Для второй группы разработали стандарты работы и типовые стимулирующие мероприятия для сотрудников дистрибьютора и клиентов дистрибьютора, в зависимости от категории, к которой отнесли дистрибьюторов.

Запустили пилотный проект, который включал в себя следующие мероприятия:

  • Разработку аргументатора для разных типов сотрудников о преимуществах продукта. В данном документе главное рассказывать не о том, насколько мы хорошие, а о том, почему дистрибьютору с нами будет хорошо.
  • Разработали презентацию для отдела продаж дистрибьюторов о продуктах и исследованиях рынка, чтобы каждый понимал, как и кому лучше всего продавать наш ассортимент.
  • Провели совместную встречу с сотрудниками дистрибьюторов, в которую входили закупщики, продавцы и маркетологи. Показали презентацию и собрали обратную связь о сотрудничестве.
  • Разработали корректирующие мероприятия по итогам обратной связи.
  • Запустили стимулирующую акцию, нацеленную на продавцов дистрибьюторов, которые получали баллы за объем продаж нашей продукции. Данные баллы обменивались на сертификаты в маркетплейсы по итогам акции.
  • Запустили акцию для клиентов дистрибьюторов (за исключением сетевого ритейла), которая заключалась в предоставлении бесплатной продукции при выполнении объемных показателей закупки.
  • Проанализировали результаты, разработали корректирующие действия для масштабирования проекта.

В результате тестирования проекта на базе трех дистрибьюторов с августа - октябрь 2021 года увеличили продажи продукции на 38%, при этом для каждого дистрибьютора сохраняли цены на уровне целевой маржинальной рентабельности.

Стратегия фокусирования на узкоспециализированных JTBD:

Концепция Jobs To Be Done (JTBD) разработана профессором Гарвадской школы бизнеса Клейтоном Кристенсеном, которая заключается в следующем:

Любой продукт решает конкретные задачи пользователей, и пользователь выбирает лучший продукт, который поможет ему в этом.

Соответственно для решения задач нашего заказчика, достаточно найти узкоспециализированные JTBD, в которых низкий уровень конкуренции, при этом существуют возможности реализовывать свой продукт с высокой маржинальной доходности. Объем таких рынков будет значительно меньше, но для защиты интересов малого бизнеса, их будет достаточно.

Мы составили список всех возможных JTBD, а затем определили сегменты, через которые реализуются товары по данным JTBD. Например, у пары есть предпочтения к Итальянской кухне, и они предпочитают устраивать ужин в Итальянском стиле. Однако поездки в Италию или поход в ресторан в родном городе из-за пандемии имеет определенные ограничения. Поэтому комфортнее всего приобрести итальянской вино и продукты и организовать такой ужин дома. Учитывая наличие производства мясных продуктов, наш заказчик может производить продукты по Итальянским традициям и продавать таким парам. Далее, мы определяем каналы, через которые реализуются такие продукты, делим их на сегменты и создаем матрицу включающую объем рынка и уровень конкуренции:

На основании оценки рынка, а также дополнительного анализа по стоимости освоения новых продуктов, совместно с заказчиком определили стратегические направления развития по узким сегментам в конце 2021 года.

Мы продолжаем работу над проектом, и обязательно поделимся результатами позже. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Александр Тимошин

Отличная статья! Спасибо!
Оказывается даже в такой жесткой ситуации - взаимодействие небольшой компании с дистрибьюторами - можно увеличивать доходность бизнеса.
Хорошее подтверждение цитаты Резерфорд "У нас нет денег, следовательно нам нужно думать"

Конкретный момент в кейсе, который , на мой взгляд описывает первопричину возникших проблем в компании.
"...Однако наши аудиторы, проведя две недели в компании увидели совершенно другую картину: руководитель отдела продаж считает, что проблема падения продаж связана исключительно с высокими ценами на продукцию, директор производства видит потенциал по снижению затрат за счет закупки более дорогого оборудования и автоматизации, отдел закупок считает, что важнее увеличить объем закупки сырья для снижения себестоимости, а маркетологи предлагают создать новую товарную марку с более-премиальным позиционированием.
Единого понимания характера проблем внутри компании нет, как и нет ключевых решений развития. В результате возникает эффект “перетягивания одеяла”, в котором каждый руководитель стремиться доказать, что именно его решения дадут наибольший эффект"

На мой взгляд, это один из ключевых источников проблем, в бизнесе проблем.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Александр, спасибо за комментарий. Поддерживаю.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Статья класс

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Ганиев

Очередной мечтатель бизнес воплощений - мечтал всю страну накормить натуральной колбасой, однако страна не поняла, не заметила, и идея чуть не провалилась...

Ответить
Развернуть ветку
Рафиль Таипов

обычно так и рождается бизнес, просто у кото получается вырваться, а ктото на месте топчется

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Кулькова

Насколько увеличились остатки у оптовиков? и какое изменение оборачиваемости продукции у них?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Если Вы про раздел "Тактика “близких” отношений с дистрибьюторами", в котором мы описали тестирование трейд-маркетинговых мероприятий, то остатки дистрибьюторов упали на 10-15% к концу мероприятий, при этом рост продаж был сопоставим с ростом продаж производителя. Причиной снижения остатков стало появление дефицита на некоторые продукты из-за неготовности производителя к такому росту и обеспечению быстрой поставки продукции.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Braun

По поводу jobs to be done — вы опрашивали клиентов? Если да, то можно рассказать поподробнее об опросе - как делали, каковы находки, каковы сюрпризы.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

На данный вопрос думаю лучше готовить отдельный материал. Подписывайтесь на наш канал, мы обязательно подготовим ответ на него.
Если кратко, то это не совсем опрос, а интервью, которое проводиться в свободной форме и позволяет ответить целевой аудитории максимально открыто. В B2B такие интервью согласовываться заранее, и как правило оплачиваются, в В2С достаточно прийти в точку продаж продукции и обсудить реальные потребности клиентов.
В данном проекте мы в начале собрали максимальное количество точек продаж, предлагающих нестандартный ассортимент продовольственный товаров и провели интервью с собственниками, продавцами и конечными клиентами таких точек.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда