Как SMM-щику удержать клиентов: правильные ожидания, понятные отчеты и еще 6 советов

Иногда клиенты уходят даже от тех, кто все делает правильно. Но чаще причиной отвала становятся ошибки в коммуникации, разные взгляды на качество услуг и взаимовыгодное сотрудничество.

Конечно, удержание на уровне 100 % – это фантастика. Но минимизировать потери все-таки можно. В статье собрала направления, которые можно проработать, чтобы снизить отток клиентов в SMM.

Формируйте правильные ожидания

Обманутые ожидания вызывают трудности не только в личных отношениях, но и в работе с клиентами.

Владелец барбершопа думал, что вы возьмете на себя контент, таргетированную рекламу, комьюнити-менеджмент. А еще будете отвечать на вопросы в личке, принимать заявки – и все это за 10 000 рублей в месяц. Вы же предлагали исключительно контент, для всего остального нужны другие подрядчики за отдельные деньги.

Хорошо, если это выяснилось в первую неделю сотрудничества, а не спустя месяц ;-) Вы сможете все разъяснить и, вероятно, продолжите сотрудничество. В противном случае клиент почувствует себя обманутым и уйдет.

Как SMM-щику удержать клиентов: правильные ожидания, понятные отчеты и еще 6 советов

С таким немного утрированным сценарием, полагаю, сталкивались многие SMM-щики в начале пути.

Чтобы избежать непонимания, важно обсуждать все нюансы и сверять курс во время переговоров, планирования работ и на всех промежуточных этапах. Для этого:

  • Повторяйте потребности и пожелания клиента своими словами, чтобы убедиться, что вы правильно его поняли.
  • Поясняйте термины и рассказывайте, что и зачем будете делать, чтобы клиент правильно понял вас.
  • Уточняйте детали: объем работы, прогнозируемый результат, сроки работ и отчетности, порядок и содержание отчетов. Можно оговорить даже время, когда вы бываете на связи, и сроки ответов на вопросы.

Говоря о прогнозируемых результатах, подчеркните, что это именно прогноз, и реальные цифры могут отличаться. А более точный сценарий вы сможете предоставить после тестов.

Ориентируйтесь на цели клиента

Вы можете отлично сделать свою работу – привести в аккаунт тысячи новых подписчиков, да и цена подписки будет приемлемой. Однако клиент будет не очень этому рад, если его целью было привлечь трафик на сайт, а переходов нет – вся активность новых подписчиков ограничивается соцсетями.

Чтобы этого не произошло:

  • Скрупулезно выясняйте, зачем клиент идет в соцсети и какие глобальные цели стоят перед его бизнесом.
  • Фокусируйте на этих целях всю свою работу – от разработки стратегии до отчетности.

Каждое действие и каждый рубль бюджета должны в конечном итоге приближать вас к достижению целей.

Погружайтесь в бизнес клиента

С целями разобрались – хорошо. Но этого мало, чтобы принести результат. Когда специалист не задает вопросов о продукте, целевой аудитории, конкурентах, процессах, а молча уходит «работать», становится очевидно, что либо перед нами новичок, либо у спеца все поставлено на поток, и он штампует проекты под копирку.

Опытный клиент сразу увидит проблему и уйдет. Неопытный дождется, пока деньги будут потрачены безрезультатно, и тоже уйдет. Результат один.

Погружаться в бизнес нужно не только, чтобы показать клиенту свою вовлеченность, но и чтобы сделать продвижение более эффективным – найти решения для задач этого конкретного клиента. С его продуктом, аудиторией, уровнем конкуренции и нюансами процессов.

Чтобы лучше разобраться в проекте, задавайте больше вопросов. Помимо стандартных про целевую аудиторию и конкурентные преимущества, спросите:

  • Как принимаются, оформляются и обрабатываются заказы?
  • Покупают единоразово или регулярно?
  • О чем спрашивают менеджеров?
  • Какие сложности возникают с обработкой и доставкой, обслуживанием?
  • Как долго люди принимают решение о покупке?

Также полезно регулярно обсуждать с клиентом планы и результаты. Показывайте результаты анализа аудитории и конкурентов, чтобы сверить свое видение и дать информацию, которая пригодится не только в соцсетях. Так вы будете точно знать, что двигаетесь в правильном направлении, и вовремя заметите, что что-то идет не так. Ведь приоритеты бизнеса могут меняться. В начале сотрудничества владелец бухгалтерского сервиса говорил, что делает упор на привлечение юридических лиц. А потом они разработали новый продукт для ИП, который по прогнозам должен принести больше прибыли за счет массового спроса.

Как SMM-щику удержать клиентов: правильные ожидания, понятные отчеты и еще 6 советов

Показывайте результат

В SMM не всегда удается сходу достичь поставленных целей. Нужны исследования и тесты, чтобы методом проб и ошибок выявить подходы, которые работают. Однако не все клиенты это понимают, они могут уйти, если не видят результата.

Чтобы клиент не переживал за успех продвижения и свой бюджет, показывайте, что происходит с проектом и чего вам удалось добиться. Даже если кажется, что вы не сильно приблизились к достижению целей и пока показывать нечего. Не отмалчивайтесь. Расскажите, что как раз сейчас подбираете стратегии и инструменты, которые принесут результат.

Вот несколько сценариев для примера:

  • Вы запускали кампании на подписку, но подписчики идут медленно. Расскажите клиенту, что вы протестировали и отбросили 5 сегментов, которые вообще не реагируют на рекламу. На остальных планируете протестировать лид-магнит. А еще предлагает поэкспериментировать с оформлением и контентом, чтобы сделать страницу более привлекательной.
  • Подписчики хорошо реагируют на контент, но лидов нет или совсем мало. Подготовьте отчет и покажите, как растут охваты, активность и вовлеченность. Предложите гипотезы, что можно внедрить или изменить, чтобы получить лиды.
  • Подписчики прибавляются медленно, активность вялая, на сайт идут редкие единичные посетители. Покажите клиенту эту статистику и подберите примеры аккаунтов из той же или похожих ниш, чтобы убедить протестировать другую стратегию – разбавить однообразные и безликие полезные посты развлекательным и интерактивным контентом.

Конечно, клиент не будет рассыпаться в благодарностях – цели то не достигнуты. Но честность, искреннее желание разобраться и то, что вы знаете, что с этим делать, он точно оценит.

Как SMM-щику удержать клиентов: правильные ожидания, понятные отчеты и еще 6 советов

Позаботьтесь о понятных и информативных отчетах

Даже когда есть крутой результат, без качественных отчетов клиент может не оценить его. У владельца бизнеса часто нет времени ходить по статистике рекламных кабинетов и анализировать показатели, а в Яндекс.Метрике и Google Analytics вообще еще разобраться надо. Показать результат, а заодно – и заботу о клиенте, сэкономив его время, помогут удобные, понятные и наглядные отчеты.

Чтобы подготовить такой:

  • Проработайте структуру – определитесь, какие показатели и насколько детализировано нужно представить в отчете, а также в каком порядке их расположить. Наметьте разделы и блоки. Здесь стоит отталкиваться от KPI и потребностей клиента. Одним нужна детальная статистика по постам, другим достаточно количества и стоимости лидов.
  • Подумайте, какие нужны данные исходя из структуры и особенностей клиента. Помимо метрик из статистики соцсетей и рекламных кабинетов, могут понадобиться данные веб-аналитики и CRM – в зависимости от того, насколько глубокая и детальная аналитика нужна бизнесу.
  • Подберите таблицы, графики и срезы, чтобы представить статистику максимально понятно и наглядно.

Выберите подходящий инструмент. Excel, Google Таблицы и тем более Google Доки со скринами из статистики соцсетей – далеко не единственные варианты. Например, красивый, информативный и грамотной структурированный документ можно минут за 10 собрать в DataFan. Подключаем аккаунт или рекламный кабинет, выбираем подходящий шаблон, ждем загрузки данных – и отчет готов.

Готовый отчет можно расшарить клиенту, выгрузить в PDF или открыть в Google Data Studio, чтобы отредактировать
Готовый отчет можно расшарить клиенту, выгрузить в PDF или открыть в Google Data Studio, чтобы отредактировать

Это если кратко. А вот моя подробная статья про отчеты по таргетированной рекламе и не только – «Как сформировать отчет по рекламе: гайд для маркетолога».

Разберитесь в маркетинге

Даже если вы отлично знаете все нюансы продвижения в разных соцсетях, без понимания, как работает маркетинг в целом, будет сложно.

Маркетинг – это та база, на которой строится выбор подходов, инструментов и вообще все продвижение в соцсетях:

  • аудитории для рекламы;
  • темы и рубрики контента;
  • офферы и посылы креативов;
  • конкурсы и другие активности;
  • рассылки и чат-боты.

Чтобы применять все это с умом, при планировании нужно ориентироваться на особенности ниши, продукта и целевой аудитории, изучать конкурентов и смотреть, что и зачем они делают в соцсетях. А еще понимать, какое место занимает SMM в общей маркетинговой стратегии компании и на пути пользователя к покупке.

Продукт, целевая аудитория, воронка продаж, конкурентная среда, customer journey map – все это маркетинговые понятия и инструменты, в которых нужно разобраться, чтобы работать на результат хоть в SMM, хоть в SEO, хоть в контекстной-рекламе.

Если вы учились SMM на практике или курсах, в программе которых этого всего не было, чтобы закрыть пробелы можно:

  • изучить базовый курс по маркетингу;
  • попытаться разобраться с помощью книг;
  • пройти расширенный курс по SMM, который охватывает и маркетинг и аналитику;
  • собрать темы и вопросы, в которых плаваете, и найти информацию в статьях и видео на YouTube.
Правда, самостоятельный сбор информации займет больше времени, и придется отделять зерна от плевел
Правда, самостоятельный сбор информации займет больше времени, и придется отделять зерна от плевел

Собирайте обратную связь

Клиентов у SMM-щика, конечно, на порядок меньше, чем у интернет-магазина, даже если мы говорим об агентстве. Запускать чат-бота в духе «оцените качество нашей поддержки» ни к чему. Большинство заказчиков сами скажут, что их не устраивает, некоторые даже найдут время написать в личку благодарственный отзыв.

Однако целенаправленно и систематически собирать обратную связь все же стоит, потому что:

  • отвечая на конкретные вопросы, клиент даст больше информации, которая поможет повысить качество услуг;
  • выявив недовольных заказчиков, можно заранее предвидеть и даже предотвратить их уход;
  • ответы наиболее лояльных клиентов станут источником отзывов и кейсов, которые можно использовать для привлечения новых заказчиков.

Чтобы получить информативную и полезную обратную связь, составьте список вопросов для клиента. Например:

  • Для решения каких задач вы обратились?
  • Что вам больше всего нравится в сотрудничестве?
  • Какую пользу мы принесли вашему бизнесу?
  • Что хотелось бы улучшить?
  • Какие возникают проблемы?
  • Какова вероятность, что вы порекомендуете нас своим партнерам и знакомым?

Далее можно попросить клиента письменно ответить на них, оформив все в Google Forms, например. Другой вариант – созвониться с заказчиком и проговорить все голосом. Последний формат предпочтительнее, потому что так вы сможете задать дополнительные и наводящие вопросы, чтобы получить больше информации. К тому же это быстрее и экономит время клиента. Не забудьте сделать запись разговора, чтобы переслушать, транскрибировать и использовать в дальнейшей работе.

Как SMM-щику удержать клиентов: правильные ожидания, понятные отчеты и еще 6 советов

Не пропадайте

Оставаться на связи, вовремя отвечать на сообщения и предупреждать о форс-мажорах – норма деловой этики, а не премиальный сервис. Однако установку «не пропадать» воспринимают как должное далеко не все, поэтому я решила вспомнить и о ней напоследок.

Иногда, чтобы удержать клиента, достаточно «делать нормально» и быть на связи ;-)

44
2 комментария

Мем отличный, очень жизненный.

1
Ответить

Как удержать? По ушам ездить. Размыто и не по факту отвечать на чётко заданные вопросы. И в любой ситуации заявлять что разберёмся и приложим все усилия,а потом забить болт.

Ответить