Как продать ничто: есть ли законная управа на инфоцыган

Успешный успех, Х10 к доходу, личное счастье, сверхспособности — это, как по щелчку пальцев, может обрести любой желающий, не напрягаясь. Бесчисленные коучи, менторы, учителя, гуру готовы облагодетельствовать страждущих и дать информацию, благодаря которой те наконец-то заживут как надо.

Пользователи действительно готовы выкладывать приличные суммы за «волшебную таблетку». Иногда речь идет о сотнях тысяч рублей. В итоге учителя оказываются некомпетентными, а польза от наставлений — нулевой. Эта «диаспора» часто именуется «инфоцыганами». Кто они такие с точки зрения права? Попробуем разобраться.

Что такое «инфоцыганство»

Ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Михаил Хохолков поясняет, что в большинстве случае под «инфоцыганами» понимают людей, которые продают информационный продукт, не имеющий ценности, общеизвестную информацию под видом курсов и образовательных услуг. «Трудно провести градацию между хорошими курсами и пустышками. Критерии здесь условны», — подчеркивает он.

Подробный анализ термина проведен юристом практики «Интеллектуальное право. Трудовые отношения и споры» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнёры» Юлией Козявиной. «С точки зрения специалиста по интеллектуальной собственности, инфоцыгане — не только те люди, информационный продукт которых не несет в себе образовательной значимости и полезности, но и те, которые создают инфопродукты на базе чужих или полностью копируя идею и проект другого лица», — говорит она.

Есть еще один признак инфоцыганского продукта: его практическую полезность невозможно оценить.

«По результату прохождения какого-то курса Вы не способны провести прямую параллель между результатом и приобретенным информационным продуктом. К примеру, Вы не сможете определить, исполнилось ваше желание лишь потому, что вы правильно формулировали запросы в космос или все-таки потому, что сделали действительно больше работы для того, чтобы оно воплотилось в жизнь», — считает юрист.

Стоит обратить внимание и на такой аспект. Если на создание инфопродукта затрачено меньше времени и ресурсов, чем на продвижение — это верный признак недоброкачественности.

К примеру, любимый блогер запускает курсы каждый месяц. Промежутков в их рекламировании курсов нет. На таргетинг и маркетинг затрачены огромные ресурсы, а программа не меняется уже несколько потоков.

«Инфоцыганский продукт всегда идеален с точки зрения автора продукта. Вы увидите кучу отзывов и ни одного негативного, при рекламе продукта будет миллион раз указано на то, что он уникальный и единственный в мире. Увы, даже в отношении ресторанов, имеющих 3 звезды Мишлен, есть негативные отзывы, и это абсолютно нормально. Именно это позволяет сформировать мнение о продукте. Но только не об инфоцыганском, так как в нем нет нюансов, недоработок и недовольных потребителей, по мнению автора продукта», — заключила Юлия Козявина

Кому нужна лицензия?

Главная сложность для потребителя — понять качество предлагаемого инфопродукта. Скажем, в случае с психологами или коучами можно говорить о каком-либо документе, подтверждающим квалификацию. Но что делать с многочисленными тарологами, наставниками, экспертами по глубинной распаковке личности?

Может быть, есть смысл опираться на наличие лицензии на оказание образовательных услуг?

По словам Елены Юловой, основателя Forensic Alliance, Председателя МКА «Юлова и партнеры», лицензия не имеет значения. Главное — ценность содержания.

«Я за то, чтобы материал предварялся предварительным бесплатным видеороликом, в котором и автора материала можно увидеть, почувствовать, и в котором автор может рассказать о продукте так, чтобы было понятно — есть в нем потребность или нет», — говорит она.

Необходимость лицензии зависит от самого продукта. «Например, если кто-то учит обжигать горшки, готовить то или иное блюдо, зачем она нужна? Образовательная это услуга или нет, если меня, к примеру, обучает разговорному иностранному языку носитель языка?», — рассуждает Елена Юлова.

Больше определенности в сфере услуг, традиционно считающихся образовательными — учебные курсы, с помощью которых можно освоить профессию или повысить квалификационный уровень. Здесь без лицензии не обойтись.

«Но в этой сфере все-таки вопросов больше, чем ответов, — полагает она. — Например, курсы повышения квалификации Федеральной палаты адвокатов, которые ведут признанные авторитеты в профессии — должны ли быть в данном случае лицензии? Дать однозначный ответ проблематично».

Юлия Козявина подчеркивает, что почти никогда авторы информационных продуктов не указывают, что занимаются образовательной деятельностью, т.к. она регулируется законом «Об образовании в РФ». А это дополнительные юридические и организационные сложности.

Скорее всего, инфобизнес будет использоваться понятие «просветительская деятельность», появившееся в законе в 2021 году. Как новые положения будут реализовываться на практике, покажет время.

Но при этом, вероятно, большая часть информационных продуктов останется за пределами подобного регулирования.

Михаил Хохолков, говоря о лицензии на образовательную деятельность, подчеркивает, что интернет-тренеры и коучи не позиционируют свою работу как образовательную. «Как правило, вся схема обучения заключается в открытии материалов для ознакомления. То есть, к примеру, предоставление доступа к какому-нибудь видео — это и будет предоставляемая услуга», — указывает он.

Иными словами, закон не имеет никаких претензий к авторам онлайн-курсов, если те не допустили неточностей в формулировках или рекламе.

Можно ли защититься от инфоцыган?

Вопрос правового регулирования «инфоцыганства» остается открытым. Очевидна необходимость комплекса нормативно-правовых мер, направленных на защиту потребителей инфопродукта. Но пока отсутствуют крупные судебные прецеденты, которые могут послужить толчком к этому.

Михаил Хохолков подчеркивает, что законодательство, к сожалению, не позволяет в полной мере защитить права потребителя в этой сфере. Эксперты единодушны - если деятельность не подпадает под понятие образовательных услуг, то формально никаких нарушений не существует.

К тому же в случае оформлении участия на курсе или марафоне часто стороны обходятся без заключения договора.

Увидеть его крайне важно, полагает Юлия Козявина. «Зачастую подобные информационные продукты реализуются через социальные сети. Оплата осуществляется путем перевода средств по номеру телефона, а сам курс или марафон направляется в директ или на электронную почту. Если соберется все комбо вышеописанных действий, то доказать факт наличия договорных отношений между сторонами будет крайне проблематично», — предостерегает она.

Так что пока в этом вопросе существует правовая неопределенность, покупателям советуют опираться только на собственную внимательность и осознанно подходить к выбору того, кого назовете своим тренером или коучем.

22
3 комментария

Хорошая статья, пояснительная. Из-за инфоцыган, сейчас очень трудно действительно вывести на рынок хороший продукт. Все испоганили, что людей так тригерит, на любое предложение инфопродука, просто ужас( Закидают тухлыми помидорами))

Ответить

Согласны с вами. На рынке много достойных инфопродуктов, которые тонут в море предложений от "инфоцыган".

1
Ответить

Блиновскую инфоцыганку взяли, так почему же главный инфоцыганку не возьмут? Та же самая Алина Гесс, хуже Блиновской!

Ответить