Руководство по неймингу для стартапа: как не стать посмешищем, если ты авиаконструктор

Привет! Я Леша, главред «Стартап-кафе № 1». Сегодня некоторые события в новостях умышленно называются не так, как им следует называться, и это раздражает. Некоторые же другие вещи случайно называются так, как им ни за что не следовало бы называться.

В Советском Союзе античную мифологию изучали по чудесной книге Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции», которая до сих пор манит детей и студентов в мир подвигов Геракла и странствий Одиссея.

Однако читали ее не все: советские авиаконструкторы, которые создали самый большой в мире турбовинтовой самолет, древнегреческим мифам предпочитали аэродинамику и сопромат. Это не страшно. Страшно другое: после того, как самолет был построен, забросившие мифы ученые решили назвать его в честь персонажа из этих самых мифов.

Это советский транспортник Ан-22 «Антей», крупнейший турбовинтовой самолет в мире, которому дали самое неподходящее для самолета имя
Это советский транспортник Ан-22 «Антей», крупнейший турбовинтовой самолет в мире, которому дали самое неподходящее для самолета имя

В древнегреческой мифологии великан Антей — сын богини земли Геи. Пока Антей оставался на земле, одолеть его было невозможно, ибо он черпал силы от матери. Геракл ослабил и победил великана, оторвав от земли и подняв над головой.

Скульптура «Геркулес и Антей» в усадьбе «Архангельское» изображает поединок, в котором сын Зевса отрывает великана Антея от Земли, чтобы лишить его сил
Скульптура «Геркулес и Антей» в усадьбе «Архангельское» изображает поединок, в котором сын Зевса отрывает великана Антея от Земли, чтобы лишить его сил

Пикантности в историю с советским неймингом добавляет американский военно-транспортный самолет Локхид С-130 «Геркулес».

В авиапромышленности, как и в мифах, Геракл побеждает: американский «Геркулес» — самый распространенный военный транспортник в мире. К 2019 году выпущено 2600 сыновей Зевса, а великанов Ан-22 собрали только 69.

Чуть менее резонансно и каламбурно, но не менее символично: серия советских атомных подлодок тоже называется «Антей». К этой серии относился и затонувший «Курск».

Подходите к неймингу серьезно и ответственно, не допускайте нелепых ассоциаций и противоречивых трактовок, но помните, что продукт гораздо важнее, чем название.

Как стартапу не выкинуть деньги на ветер, заказывая нейминг

У стартапа есть гораздо более важные статьи расходов, чем разработка названия, поэтому несколько раз подумайте над тем, действительно ли оно вам надо? Скорее всего эти деньги можно направить на трафик, разработку, дизайн или куда-нибудь еще, где результаты будут более осязаемыми.

Крутой нейминг поможет продавать хороший продукт, но если продукт провальный, неймингом ничего не исправить.

Если на нейминг все-таки решено направить какой-то бюджет, то исполнителя нельзя оставлять наедине с задачей — нейминг требует участия заказчика, так что готовьтесь тратить не только деньги, но и время.

Ответственность лежит на заказчике

Если разработчики сдали вам сайт, на котором спустя месяц обнаружилась уязвимость, нет проблем — берем договор и идем к разработчику, потому что это его вина.

С неймингом все иначе — окончательное решение принимает заказчик, а исполнитель лишь предоставляет выбор. Обычно это 3 итерации: лонг-лист из 10-30 вариантов, шорт-лист из 5-7 вариантов и финальные 2-3 варианта, каждый из которых заслуживает шанса быть выбранным. Именно заказчик выбирает, кто из финалистов станет названием проекта.

За какой нейминг не стыдно?
Магазин детских игрушек «Крошка единорожка»
Межевальная компания «Абракадастр»
Криптовалютный обменник Beaver Dealer
1010
13 комментариев

Когда учился в Московском Авиационном Институте ректорат на полном серьезе рассматривал вариант - Московский Университет Дальней Авиации и Космонавтики.

3
Ответить

Не удивляет ) интересно было бы посмотреть на лица этих мудаков в тот момент, когда до них дошло )

2
Ответить

Что за высосанная из пальца проблема? Антей - титан. Большой. А то, что он теряет силу - ну, про это не все знают. Вернее, совсем немногие.

Ошибок в нейминге полно. В Испании вы не найдете мицубиси-паджеро. Ибо это означает "дрочер". Как ни ниву. Ni va - "не едет". Можно и досирак вспомнить. И "хавал", например, вспомнить. Которые себя прекрасно чувствуют.
И непонятно, как эти ваши "итерации" смогут это исправить.

Брендинг - не проблема. Многие успешные бренды либо по имени основателя, либо по ассоциациям (аптеки "доктор Столетов", "Вита" и пр.). Но есть и совершенно бестолковые бренды. Вопрос в качестве продукции и в маркетинге, а не в названии.

Кстати, предложенные на голосование три варианта - бредовые абсолютно. Но это не значит, что они не могут стрельнуть.
(Бобровый дилер - это сильно, конечно...)

2
Ответить

То, что мы не встретим в Испании Паджеро — как раз не ошибка в нейминге, а наоборот — чуткое отношение к тому, как будет звучать и что будет обозначать название.

Тот факт, что кто-то не знает, откуда Антей черпает силы, не клеймит человека дураком, конечно. Просто не нужно было конструкторам использовать слова, коннотации которых им неизвестны.

4
Ответить

Страшно другое: после того

?

1
Ответить

Упс, предложение потерялось. Исправил. Спасибо за бдительность )

4
Ответить

Вы невнимательно прочитали текст )

Да. Перечитал. Факт :( Приношу извинения. Я-то почему-то подумал, что Вы брендинг продвигаете, причем исходя из странных сравнений нэйминга Геркулеса и Антея. Был неправ.

2
Ответить