Как блокировка Инстаграма повлияет на Яндекс.Директ и почему контекстная реклама станет дороже и сложнее

Это всё-таки случилось. Инстаграм будет полностью заблокирован на территории России. Что это значит для бизнеса? Для кого-то — разорение, а кто-то сможет перейти в другие оставшиеся рекламные системы. Сегодня поговорим о том, как будет проходить процесс трансформации интернет-рекламы и почему всё станет сильно дороже.

Текущая ситуация на рынке интернет-рекламы

Привет, меня зовут Богдан Ефремов. Я руковожу рекламным агентством Efremov Media и веду блог в телеге про маркетинг. На сегодняшний день мы имеем уже несколько полностью заблокированных соцсетей с большой аудиторией: Фейсбук, Твиттер, а теперь ещё и Инстаграм. Также, ранее была полностью блокирована вся рекламная деятельность Гугла и Ютуба. Тоже самое касается и Тик-тока.

Учитывая новости о блокировке Гуглом каналов российских государственных СМИ — вполне можно ожидать и полной блокировки не только рекламных систем, но и всей экосистемы Google в целом, последствия чего мы будем разгребать не один год.

Что осталось у бизнеса в России на сегодняшний день из рекламных систем? Список не очень длинный: ВК, Одноклассники, Яндекс.Директ и ещё несколько более мелких систем. Тик Ток пока держится, но учитывая тот факт, что без VPN туда даже выложить видео не получится, то и нет смысла его рассматривать, по крайней мере во время горячей фазы всем известного конфликта.

В комментариях поправили по поводу SEO. Верное замечание, учитывая что органическое продвижение в Гугле, из-за отсутствия контекстной рекламы там, станет гораздо более эффективным. Однако нужно понимать, что SEO — удовольствие долгое и дорогое, которым, тем не менее, нельзя пренебрегать.

Чем блокировка Инстаграм грозит бизнесу в России

Если отвечать кратко, то это — почти катастрофа. В нашей стране существует огромное количество инстаграм-ориентированного бизнеса, существующего в рамках только этой социальной сети. Конечно, скорее всего мы сможем посещать Инсту, подрубив VPN, но ту же таргетированную рекламу, увы, запустить не получится. Вроде как за это планируют ввести ответственность, вплоть до уголовной.

Альтернативой могут стать ВК и Телеграм, однако тот же Телеграм не имеет никакой рекомендательной системы, а ВК может не подойти большому количеству предприятий, ориентированных на визуал. Да и процесс полного перехода и адаптации к новым условиям может занять несколько месяцев, что сможет себе позволить далеко не каждый.

Не говоря уже о том, что перманентно будут потеряны многолетние усилия по аккумуляции и раскручиванию своего профиля в Инстаграме. Поэтому есть смысл ожидать массового разорения малого бизнеса, что является абсолютно чудовищным событием, так как затронет всю экономику в нашей стране.

С другой стороны, ещё после закрытия рекламного кабинета ФБ я писал про массовый отток рекламодателей в ВК, но был настроен к этому скептически, так как за рекламодателями в старую соцсеть потребитель не побежит. Теперь же аудитория в ВК возрастёт, что, возможно, увеличить отдачу от таргета ВКонтакте.

Как блокировка Инстаграма повлияет на контекстную рекламу в Яндекс.Директ

Для меня этот момент является наиболее ощутимым, так как мы с командой работаем именно в Яндекс.Директ (и в Google Ads до поры до времени). Я уже слышал в свой адрес пару толи упрёков, толи подбадриваний в духе: «Радоваться должен».

И действительно, уже на этапе закрытия рекламных инструментов Google мы ощутили нарастание спроса на настройку Яндекс.Директ. Сейчас же этот спрос утроился и будет продолжать расти.

Однако при всё при этом следует ожидать изменения как для специалистов по контекстной рекламе, так и для рекламодателей. Это и удорожание рекламы, и монополистские замашки Яндекса, и много чего ещё. Да и сами запросы на настройку рекламы являются чаще всего не целевыми.

Мы привыкли работать только с теми рекламодателями, которые знают, что такое контекстная реклама и заранее готовы к ней. А заменить клиентам Инстраграм Яндекс.Директом мы никак не сможем, но об этом позднее.

Как изменится Яндекс.Директ в ближайшее время

  • Резкое удорожание Поиска. Рекламодателей станет больше, аудитории — нет. Неадекватно дорогой Поиск станет ещё дороже. Учитывая отсутствие конкуренции от Гугла — Яндекс постарается перевести вообще всех рекламодателей на автостратегии, полностью добив все ручные решения.
  • Аудитория РСЯ расширится. Владельцы площадок, которые ранее продавали рекламные места Google Ads — будут вынуждены перейти на Яндекс, что приведёт к росту аудитории РСЯ. Станет ли аудитория качественнее или наоборот — сейчас сказать сложно, но думаю тут мало что изменится.
  • Волатильность рубля. Даже если аудитория РСЯ удвоиться — ожидать удешевления рекламы не стоит как минимум из-за падения курса рубля. Скорее всего все ключевые показатели подорожают, что мы наблюдаем уже сейчас.
  • Яндекс.Директ становится монополистом. Если до начала санкций Директ сходил с ума и угарал по полной, то теперь всё станет гораздо хуже. Одним из факторов удорожания рекламы станет наращивание Яндексом своей маржи за клик. Также начнётся массовое продвижение и внедрение новых рекламных систем по типу Яндекс.Бизнеса, Яндекс.Дзена, а также автоматических рекламных решений по типу Мастера Кампаний, что приведёт к уменьшению контроля за рекламой со стороны рекламодателей и, следовательно, к ещё большему её удорожанию.

В целом, если обобщать — реклама станет дороже, а её эффективность ниже. И это мы ещё не затронули падение покупательского спроса, который гарантировано случится.

Также, Яндекс постарается реализовать все свои задумки по уменьшению контроля рекламодателя за рекламной системой, заменив большую часть ручных решений на автоматические, тем самым наращивая свою маржу путём продажи низкокачественного трафика.

Я предсказывал в своих статьях, что это случится в ближайшие 5-10 лет, но по факту этого события можно ожидать в ближайшие годы, если на рынке не появится альтернатива по типу Baidu, или не вернётся Google Ads.

Сможет ли Яндекс.Директ и РСЯ заменить Инстаграм

В последние дни я получаю большое количество заявок на настройку Яндекс.Директа от бизнеса, для которого основным каналом продвижения был таргет в Инстаграм. Это абсолютно нормально, так как бизнесу нужно искать альтернативные каналы продаж.

Именно поэтому я хочу дать несколько советов тем, кто выбрал Контекстную рекламу в качестве замены таргета, а также указать на основные отличия и разницу в подходах в обеих системах.

  • Контекстная реклама и РСЯ в среднем дороже Таргета. Тут вы вряд ли сможете получать лиды по 100-300 рублей как в Инстаграме, так что с этим придётся смириться.
  • Не смотря на более высокую стоимость заявки — лиды из контекстной рекламы в среднем более горячие и качественные, особенно если вы собираете их на Поиске. Это сможет частично компенсировать более высокую стоимость лида.
  • Яндекс.Директ и контекстная реклама в целом направлены на удовлетворение спроса, а не на его создание. Выводить в контекстную рекламу продукт без чёткого спроса крайне сложно. Это касается любых дизайнерских изделий, одежды, поделок и тд.
  • В Яндекс.Директ продаёт не креатив, а сайт. Задача объявления — привлечь пользователя на вашу посадочную страницу, поэтому ваша основная задача — проработать конверсионность вашего сайта. Это краеугольный камень в работе с контекстной рекламой.
  • Вы не сможете аккумулировать аудиторию в качестве подписчиков с целью дальнейшего прогрева. Поэтому тут не так важны показатели стоимости клика, CTR и тд. Ориентируйтесь только на показатели воронки продаж.

В целом нельзя говорить, что Яндекс.Директ сможет полностью заменить таргет в Инстаграм. Это совершенно другая система, к которой нужен иной подход. Контекстная реклама в большинстве случаев намного сложнее таргета и требует хороших инвестиций для получения результата.

Если всё же решились попробовать — учитывайте особенности инструмента, которые я описал выше. Думаю, в ближайшие дни выпущу статью-гайд по первоначальной настройке РСЯ.

Ну а сейчас — надеемся на лучшее, но готовимся к худшему. Блокировка таких гигантов, как Мета и Google не пройдёт безболезненно. Будем надеется, что после окончания горячей фазы конфликта, большая часть IT-гигантов и не только вернётся на наш рынок.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, который давно уже вышел за рамки контекстной рекламы. Обсуждаем маркетинг и его инструменты, вместе с подписчиками разбираемся в насущных вопросах.

Если хотите почитать кейсы нашего агентства по Авито и контекстной рекламе, заглядывайте на efremov-m.ru.

4848
44 комментария

Комментарий недоступен

31
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Категорически согласен. Долгое время старался переводить клиентов из яндеха в гуглик, он в разы адекватнее и технологичнее, и в итоге получился пшик 😒

5
Ответить

Все верно, Яндекс коммерческая компания и ключевая цель него прибыль, странно, если бы было иначе. В целом, Google делает точно также в США, ничего не ново под луной.

Ответить

Пока Google имеет текущую долю поиска Яндекс еще не монополист, но не «уйдёт» ли Google, вот вопрос.

Ответить

А еще, Богдан, бюджеты потекут в SEO, держу в курсе. В гугле сейчас в этом плане благодать, 1-е в органике = 1-е место в органике (есть конечно виджеты карт и др). Но, SEO - это долго и дорого.

9
Ответить

Да, вы правы, забыл указать про SEO. Но я тут больше про платные источники трафика, плюс рекламодатели из Инстаграма не сразу пойдут в органику. Ну и надеемся, что сам Гугл сможет как-то договорится с нашей властью.

1
Ответить