Как сохранить спокойствие во время турбулентности: советы сотрудникам и руководителям

Сохранить ментальное здоровье и необходимый уровень продуктивности — важная задача в условиях мира, когда каждая составляющая жизни стала переменной.

Кризис, с чем бы он не был связан: с летучей мышью, политикой или личной жизнью — это возможность провести переоценку всего, что происходит в вашей жизни и действовать по-новому.

Екатерина Кобзарь, hr-директор Медиа 108, и Татьяна Хлынцева, менеджер по подбору персонала в Комплето, решили объединиться и найти ответ, как же эффективно работать и строить карьеру в текущих реалиях, а психолог Юлия Нехейма подготовила практические упражнения, которые помогут справиться с тревогой.

Советы сотрудникам

1. Позаботьтесь о базовых потребностях

Сон оказывает огромное влияние на психическое здоровье человека. Это поможет адекватно воспринимать информацию и справиться со стрессовыми ситуациями.

2. Совмещайте активную и пассивную работу

Отвлекайтесь рутинными или бытовыми задачами. Если вы работаете на удаленке, то простое действие как, например, помыть посуду поможет отвлечься и немного расслабиться.

Для тех, кто работает в офисе, отлично подойдет кофе брейк и беседа с коллегами на отвлеченную тему.

3. Составьте план действий для разных сценариев развития событий

Оценив риски, подумайте о том, что вы сейчас можете предпринять. Для этого возьмите лист бумаги (или откройте заметки в телефоне) и пропишите их. Даже если нет возможности глобально повлиять на ситуацию, вы минимизируете собственные потери.

Прописывайте не идеальные решения, а практические. Вместо того, что бы искать гарантию своего увольнения, поищите способ стать более продуктивным сотрудником.

Проявите себя и покажите руководству свой профессионализм. Займитесь тем, до чего давно не доходили руки. Например, проведите аудит своей работы и улучшите внутренние процессы.

Записывайте любые идеи, даже те, которые не касаются ваших прямых обязанностей. Здорово, если ваши идеи – это не долгосрочные решения, а то что можно выполнить здесь и сейчас с минимальными вложениями.

4. Покажите работодателю свою лояльность

Ваша компания столкнется с переменами и самое время собрать все силы в кулак, оставаться эмоционально стабильным и осознать всю ценность сохранения работы в компании. Лояльный и заинтересованный сотрудник поможет компании тем, чем может, а руководитель обязательно это оценит.

Ваши действия в компании должны быть логичными, рекомендуем отложить разговор о повышении.

5. Делите большие задачи на части и проявляйте самостоятельность

Если конечный результат представлен в виде маршрутной карты, то вы быстрее к нему придете.

Проявляйте больше самостоятельности и инициативы. В кризис все сталкиваются с нагрузкой и стрессом, от линейных сотрудников до руководителей компании. Предлагайте несколько вариантов решения задач начальнику. Это сэкономит время и силы не только руководству, но и вам самим.

Советы руководителям

1. Сохраняйте нейтралитет

В разговорах на острые темы нас часто переполняют эмоции. Вместо здравых рассуждений на первый план выходит агрессия. Обсуждение новостей на фоне общей нервозности может превратиться в конфликт внутри команды.

Поскольку бизнес сейчас в непростом положении, роль каждого сотрудника крайне высока. Чтобы не выходить из рабочего строя, не обсуждайте новости с коллегами, воздерживайтесь от демонстрации политических убеждений внутри своей команды и помните, что офис — нейтральная территория.

2. Общайтесь с командой

Очень просто поддаться панике под влиянием большого количества информации и неопределенности. Не исключено, что уровень тревожности вашей команды увеличился. Поэтому сбор обратной связи очень важен. Узнайте, что нужно сотрудникам на самом деле.

Люди должны иметь возможность выплеснуть свои эмоции в письменном виде или в разговоре с руководителем. Если не будет внутреннего канала для обсуждения, информация может оказаться вовне и это создаст ощущение паники в команде. Кроме того, людям всегда важно, чтобы их услышали.

Обсуждение рисков, вариантов решения проблемы или возможных последствий будет полезно для поиска выходов из кризиса. Главное – не бояться критики, а выслушать её внимательно и искать в ней новые идеи.

3. Держите команду в курсе

Скрывать от подчиненных реальное положении дел, каким бы сложным оно ни было, – плохая тактика. Людям важно знать, какая ситуация сложилась на данный момент, какой антикризисный план разработан, как принимаются решения в компании.

Если сотрудников не информировать, они начинают распространять слухи, и может случиться, что дела обстоят лучше, чем это кажется коллективу.

Первое, что сделали в Media108 — это провели общую встречу, на которой подчеркнули, что агентство продолжает свою работу в прежнем режиме, и рассказали, что сохранение рабочих мест — приоритет компании.

А в Комплето существуют еженедельные онлайн-новости от генерального руководителя, в которых он рассказывает про текущую ситуацию в компании.

Новости разделены на несколько частей:

  1. Финансы компании, выполнение планов, результаты проектов или факапы — всё в открытом доступе.
  2. Новости каждого бизнес-юнита.
  3. Неформальная часть. Например, часто устраивается конкурс на лучший мем :)
  4. Мотивационное слово.

Такие новости поднимают корпоративный дух и помогают сотрудникам выйти из состояния неизвестности.

4. Ответственность

Если дела в компании идут не так позитивно, руководитель не должен избегать ответственности. Если временно отменили kpi, не стоит транслировать своей команде, что решение принимали не вы. В этом случае вы автоматически теряете авторитет и в глазах руководства, и в глазах сотрудников.

5. Спасение в рутине

Привычные действия успокаивают и стабилизируют. Поэтому все операционные процессы: планирование, отчеты, созвоны, встречи должны остаться в штатном режиме.

Не отменяйте мероприятия, которые напрямую не связаны с рабочим процессом, но составляют часть корпоративной культуры.

Так, в Media 108 все так же проводятся по расписанию утренние зарядки, сейчас акцент сместился на дыхательные практики. Выпуск дайджеста, общекомандные шеринги — мастерклассы от внутренних и внешних экспертов, спортивные игры, поездка в корпоративные домики в Переславль-Залесском пройдут в обычном режиме.

Однако, в независимости от того, какую позицию на работе мы занимаем, прежде всего мы — люди. И каждый из нас по-своему переживает трудности и потерю стабильной почвы под ногами. Медиа 108 и Комплето предлагают уделять своему внутреннему состоянию больше времени, искать опору прежде всего внутри себя и внедрять в свою жизнь наши практичные советы. Они помогут пережить нам любой кризис.

Практики для борьбы с тревогой

В свете происходящих в мире событий тревога – нормальное явление.

Для того, чтобы успокоиться, трезво оценивать ситуацию и оставаться эффективным сотрудником, используйте простые, но очень действенные упражнения:

1. Убираем непродуктивную тревогу

Чтобы не поддаваться панике, проанализируйте свою ситуацию. Существует ли реальная угроза лично для вас? Связаны ли риски с угрозой жизни, существенной потерей финансов или чем-то принципиально важным для вас?

Преобразуйте свои тревожные размышления в вопрос о действии: «Какая есть у меня проблема? Какую проблему мне сейчас нужно решить?».

2. Техника «Квадратное дыхание»

В стрессовой ситуации мозг страдает от гипоксии из-за выброса кортизола, адреналина и норадреналина. Нам становится сложнее соображать, иногда трудно дышать и делать привычные ранее дела.

Как сохранить спокойствие во время турбулентности: советы сотрудникам и руководителям

Простой способ убрать тревогу из тела и восстановить эмоциональную стабильность – техника «квадратное дыхание».

Дыхание называется «квадратным», потому что все его фазы выполняются на определенный равный счет (как стороны квадрата). Мы делаем вдох на четыре счета, задерживаем дыхание на четыре счета, выдыхаем на четыре счета и опять задерживаем его на такой же период.

В конце практики выходят четыре квадрата. Затем счёт можно увеличить на 5, затем на 6.

Не спешите сразу выполнять длинные дыхательные циклы, увеличивайте их продолжительность постепенно.

Дышите таким образом 5-10 минут в день. Вы можете выполнять «квадратное дыхание» в любой момент, когда почувствуете, что вас переполняет тревога, а эмоции зашкаливают – пройдите по квадрату дыханием и почувствуйте, как ваша нервная система успокаивается, а тело расслабляется.

3. Упражнение на расслабление тела (прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону)

  • Займите удобное положение сидя или лёжа.
  • Сфокусируйте внимание на одной группе мышц в нижней части тела (это могут быть мышцы ступней, икроножные или мышцы ног в целом – все зависит от времени и желания, но чем более мелкие мышцы, тем сильнее эффект).
  • Максимально напрягите эти мышцы и задержите напряжение на три – пять секунд, а затем на выдохе расслабьте мышцы.

Таким образом, в направлении снизу вверх прорабатываются все (или хотя бы основные) группы мышц.

4. Прощаемся с тревогой и агрессией

Агрессия – ещё один механизм, с помощью которого тело и психика справляются со стрессом. В этом случае энергии внутри нас много, но она носит разрушительный характер. Поэтому использовать её для работы или полезных бытовых дел не получится.

Возьмите лист бумаги и выпишите на него все тяжелые, тревожные, агрессивные мысли. Важно делать это письменно, на бумаге. Пишите всё негативное, что приходит в голову, не оценивая написанное.

Когда мысли закончатся – не читая, уничтожьте бумагу. Можно ее скомкать и выбросить в урну, порвать на мелкие кусочки, сжечь. Вы можете придумать свой особый ритуал уничтожения. Можно делать это перед сном, как практику улучшения сна (после регулярного выполнения техники засыпать вы будете легче, а сон станет более глубоким).

Еще один вариант экологичного выплеска эмоций – высокоинтенсивные тренировки.

5. Ежедневные подарки самому себе

Каждый день будьте готовы ответить себе на вопрос: «Что у меня сегодня будет хорошего?».

Это может быть что-то очень простое, вроде просмотра серии любимого сериала, разговора с близкими, поедание любимого мороженого, чтения увлекательной книги.

Главное, чтобы вы знали, что этот приятный подарок самому себе ежедневно маячит в конце рабочего дня.

1313
4 комментария

спасибо за классную статью

1
Ответить

всегда рады)

Ответить

Статья очень нужная в наше время. Практические советы возьму на вооружение. Спасибо авторам.

1
Ответить

стараемся!

Ответить