Читаем по картам. Как отражается реальность и что ждет локальный маркетинг?

Читаем по картам. Как отражается реальность и что ждет локальный маркетинг?

Рассказывает Артем Ефремов, сооснователь и генеральный директор ИТ-стартапа Поинтер – сервиса, который управляет данными компаний на геосервисах и предоставляет решения для работы с отзывами.

Геосервисы – это картографические сервисы с огромным количеством информации. Они помогают пользователям решить множество важных задач: найти ближайшую аптеку, снять деньги в банкомате, поменять шины в автосервисе и так далее.

Сегодня практически любая компания, неважно, один у нее офис или тысяча, следит за своими данными на картах и работает с обратной связью потребителей. Мы видим, что геосервисы уже потеснили платформы-отзовики и стали тем онлайн-пространством, где можно поделиться впечатлениями о превосходном мастере в бьюти-салоне за углом вашего офиса или о неприятном опыте в кафе на соседней улице.

Поинтер работает с информацией о 300+ крупных брендах и 95 тысячах их филиалов, а наши услуги включают в себя также сбор статистических данных.

Хотим поделиться с вами нашими наблюдениями о произошедших с конца февраля 2022 г. изменениях на онлайн-картах с точки зрения конечных потребителей, владельцев геосервисов и компаний, которые размещают информацию о себе на картах.

Использование онлайн-карт пользователями

Анализируя статистику действий людей на геосервисах с 24 февраля по 15 марта, мы видим, какие сферы были в центре внимания людей.

Это банки. Людям было важно не просто снять или поменять деньги: сперва пользователи искали нужную им информацию, а потом уже строили маршрут. В среднем на 20 % выросло количество открытий карточек банковских отделений, а частота нажатий на номер телефона увеличилась в 2 раза по сравнению с обычными будними днями.

Читаем по картам. Как отражается реальность и что ждет локальный маркетинг?

Это аптеки. В первую очередь люди боятся потерять доступ к жизненно важным лекарствам, особенно когда что-то происходит с экономикой. Поэтому рост просмотров карточек аптек на геосервисах нас не удивил: этот показатель вырос в 3–4, а в некоторых сетях и в 5 раз.

Интересно, что в такой ситуации люди уже не ищут конкретную аптеку, а пользуются категорийными запросами: им важно найти нужное лекарство, а где – неважно. В этой сфере также виден рост именно звонков по телефону (в 4–5 раз): пользователям важно проверить наличие и стоимость медикаментов.

Читаем по картам. Как отражается реальность и что ждет локальный маркетинг?

Это автоиндустрия. После того как стало понятно, что предыдущие логистические цепочки будут нарушены, люди обратили свое внимание на все товары традиционно западного происхождения. Мы наблюдаем рост просмотров карточек автосалонов, сервисов и магазинов запчастей в 2 раза и значительный скачок в кликах на телефон. Учитывая, что в Москве более 80 % от объема машин иномарки, беспокойство граждан вполне обоснованно.

Читаем по картам. Как отражается реальность и что ждет локальный маркетинг?

А вот в карточках продуктовых сетей особых изменений в поведении на картах не заметно. И это несмотря на большое количество сообщений о том, что сахар и гречка уже пропали с полок. Люди закупаются продуктами в приложениях или же приходят в ближайший магазин ― а эта активность на картах не отображается.

Среди общепита и ретейла, включая одежный и мебельный сегмент, каких-либо значительных изменений в целом тоже не видим. Точечные всплески касались только отдельных компаний, которые объявляли о своем уходе с российского рынка.

<i>Пример: Компания 1, объявившая об уходе с российского рынка. Рост количества построения маршрутов</i>
Пример: Компания 1, объявившая об уходе с российского рынка. Рост количества построения маршрутов
<p><i>Пример: Компания 2, объявившая об уходе с российского рынка. Рост прямых и брендовых запросов (то есть поиск компании на картах по названию и месторасположению) в последние дни работы компании</i></p>

Пример: Компания 2, объявившая об уходе с российского рынка. Рост прямых и брендовых запросов (то есть поиск компании на картах по названию и месторасположению) в последние дни работы компании

Работа компаний со своими данными на геосервисах

Одна из сложностей, с которой столкнулись компании сегодня, – это кибератаки, целью которых было максимально распространить те или иные материалы по интернету. Карты оказались удобным полем для подобной деятельности, потому что на них можно публиковать текстовые отзывы и фотографии.

Всегда важно помнить, что онлайн-карты – это открытые ресурсы. Изменения в данных на геосервисах могут вносить сотрудники карт, роботы платформ, владельцы бизнесов и сами пользователи.

Как известно, нерелевантные, то есть не относящиеся к деятельности вашей компании, отзывы и фотографии пользователей можно удалить. Если вы работаете через сервис Поинтера, отзывы и фотографии пользователей с разных онлайн-карт (Яндекс.Карт, Google Карт и 2ГИС) всегда у вас под рукой: все изменения, сделанные третьими лицами на картах, ежедневно закачиваются в ваш личный кабинет. Для удаления нужно просто нажать на кнопку «Обжаловать», после чего – если комментарий или снимок нарушает правила площадок – они будут удалены.

Работа геосервисов

Сложившаяся ситуация отражается под разным углом на любой деятельности, и геосервисы не остались в стороне, им добавилось работы.

Во-первых, нужно обрабатывать значительно выросшие запросы на удаление нерелевантного контента. Таких заявок много, решение по ним не всегда приходит оперативно.

Во-вторых, сейчас геосервисам придется перепроверять большой объем данных: часть компаний закрылась или приостановила свою работу. Закрывая офисы, компании не всегда заботятся о том, чтобы удалить неактуальные данные о себе на онлайн-картах.

Что будет дальше?

Любые изменения на рынке – это период крушений и новых возможностей. И когда закрывается одна дверь, обязательно открывается другая. Если вы до сих пор не следили за данными о вашей компании на онлайн-картах и не работали с отзывами, то, возможно, сегодня самое время заняться этими направлениями.

Более 70 млн человек в России использует онлайн-карты, чтобы найти или выбрать ресторан, магазин, банк или парикмахерскую. Люди ищут на картах часы работы и контакты, услуги и товары.

Правильно выстроенная работа на геосервисах позволяет не только предоставить всю необходимую для визита информацию, но также повысить ваши позиции в поисковой выдаче по категорийным запросам и укрепить репутацию компании.

Онлайн-маркетинг переживает большие перемены: ряд площадок перестает работать, другие – начинают перестраиваться под новые задачи рынка. При этом онлайн-карты уже имеют большой пул бесплатных опций и устоявшийся арсенал рекламных возможностей. И на геосервисах есть ваши пользователи, и они уже готовы к покупке. Сейчас самое время дать им найти себя, предоставить наиболее полную и актуальную информацию, а также оперативно реагировать на запросы клиентов.

Компания Поинтер специализируется на локальном маркетинге и геопродвижении, предоставляет клиентам удобный сервис для работы с отзывами на картах и сайтах-отзовиках. Оставьте заявку на нашем сайте, и наши менеджеры свяжутся с вами и подробно проконсультируют.

33
Начать дискуссию