{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Статья-вопрос: что можно автоматизировать через API Ozon?

В этой статье я хочу поделиться своими идеями автоматизации бизнес-задач на Ozon, а также задать вопрос вам: что еще, по вашему, можно автоматизировать на данном маркетплейсе.

Несколько слов про Ozon API

Ozon API, если говорить простыми словами, это отдельный личный кабинет маркетплейса Ozon, но не для людей, а для программ.

Т.е. Вы можете взять какой-нибудь язык программирования и написать собственную программу, которая будет управлять вместо менеджера вашим магазином.

И фишка Ozon API в том, набор методов работы с API столь огромен, что можно автоматизировать практически все.

Конечно, если вы работаете с несколькими товарами или даже с несколькими десятками товаров, то можно, в целом, все делать вручную.

Но ниша, которую я сейчас запускаю, очень ассортиментная - это картины по номерам, и тут без автоматизации не обойтись.

Поэтому я в своей ниши стараюсь автоматизировать абсолютно все, что только можно.

В этой статье я лишь обобщенно поделюсь информацией о том, как бизнес-процессы мне удалось автоматизировать с помощью этого инструмента.

Вы можете написать в комментариях: о чем вы хотели, чтобы я рассказал подробнее (привел примеры кода, раскрыл те или иные алгоритмы и т.д.) - я постараюсь осветить это в следующих статьях.

И, если вас заинтересовала тема автоматизации бизнес-процессов на Ozon, то заходите в мою группу телеграмм, которую я создал специально для обсуждения вопросов, связанных с Ozon API.

А теперь к теме: что же мне удалось автоматизировать на Ozon.

Автоматическое продвижение товара

Если закинуть картину по номерам на маркетплейс, то не стоит ожидать, что он сразу будет продаваться: слишком большая конкуренция. Скорее всего, она даже не будет получать никакого трафика, а значит и продаж гарантированно не будет.

Как уже писал выше, картины - ассортиментный товар, и продвигать каждый товар вручную - муке подобно.

Поэтому именно продвижение товара я когда-то автоматизировал самым первым делом, и работает это примерно так:

1. Когда на маркетплейс попадает новый товар, то программа автоматизации проверяет: есть ли на товар трафик или нет. Если его нет или его очень мало, то включается режим его продвижения: делается скидка и запускается реклама.

У нас в магазине есть картины, которые продаются в реальный минус. И среди них много картин, которые просто еще не раскручены.

Как только они раскрутятся, то цена сразу вырастет и товар уже будет приносить нам прибыль.

Например, картину "Кот Мэнни" можно было купить за 378 рублей меньше месяца назад, 7-го марта, а сейчас эта картина продается за 1684 рубля.

Так что если картина у нас стоит дешево, то это не значит, что она плохая. Скорее всего, это просто новинка, и она в режиме раскрутки.

Также в режим раскрутки попадают товары, которых долго не было на складе, т.е. утеряны места в каталоге, а значит и продажи.

Автоматическое тестирование маржи

Извечный вопрос: какую сделать наценку или выставить маржу?

Я решил подойти к ответу на этот вопрос радикально и автоматизировать тестирование цены или по-научному: эластичности спроса.

Все дело в том, что картины по номерам по своим коммерческим свойствам бывают разные:

1. Есть картины, которые, хоть и не шибко сильно продаются, но зато на них можно делать большую наценку, и многие люди очень довольны, что смогли купить эксклюзивный товар, который долго искали.

2. Картины, которые продаются довольно бодро, но большой наценки не сделаешь, иначе продажи встают, как вколотые.

Себестоимость моей картины - 500 рублей, хоть купленной, хоть произведенной самостоятельно.

Стоимость только доставки до клиента сейчас на Ozon: до 175 рублей, комиссия - 7 %

Однако, средняя цена картины что на Ozon, что на WB 770 рублей:

(770 - 7%) - 175 = 41,1 рубль с картины или 5,33 % маржи.

При этом, ежедневный оборот картин по номерам, согласно данных самого же Ozon, всего 1,3 миллиона рублей в день. Выходит, что продавцы на маркетплейсах имеют всего ... 70 000 прибыли в день? Или 2,1 млн. рублей в месяц?

Да мне только чтобы работы команды окупить, надо 500 тыс. в месяц прибыли делать, а я еще планировал в качество продукта инвестировать!

Понятно, что мне смысла нет ориентироваться ни на цены других продавцов, ни на их обороты: я пойду своим путем, а именно буду поставлять такие картины, за которые и сам смогу достойно получать, и клиент с радостью заплатит мне за важные для него отличия от других предложений.

Поэтому я реализовал такой алгоритм:

Когда режим раскрутки для нового товара прошел, то включается режим поиска оптимальной цены.

Оптимальная цена - это когда количество продаж и маржинальность достаточны, чтобы окупить все затраты предприятия.

Пока у меня плохо налажен учет всех постоянных расходов, но я заложил в систему, что прибыль от продаж должна быть не менее 500 000 рублей в месяц.

И после того, как система раскрутит товар, то протестируется цена, по которой этот товар готовы брать.

Например, вышеупомянутая картина "Кот Мэнни" как раз и находится сейчас в режиме "тестирование максимальной цены".

Наивысшая цена, за которую был продан этот сюжет - 1 477 рублей. Это цена дает даже больше, чем мне нужно для того, чтобы выйти на 50 % маржинальности. Сейчас я тестирую еще более высокую цену, но пока что дороже не берут.

Автоматизация вывода товара на первую страницу маркетплейса

Я только запускаю производство, поэтому пока и возможности нет хоть пощупать максимум продаж, который может принести одна картина.

Но факт:: чтобы это понять, нужно вывести картину хотя бы на первую страницу.

Когда тестирование цены завершено, то включается модуль вывода товара на первую страницу. Для этого запускаются рекламные кампании, товары добавляются в акции, делаются скидки и т.д. и т.п.

Цель этого предприятия: максимально раскрутить товар, чтобы понять за сколько он может продаваться.

Однако, цена уже вряд ли будет опускаться сильно ниже от той, что протестирована: только в рамках скидки для продвижения товара в топ.

Автоматизация расчета потребностей в товаре

Ozon API крайне богат на аналитическую информацию, благодаря которой можно не только учитывать собственные продажи, но и анализировать конкуренцию, которая "давит" на каждый конкретный товар.

Это важно, потому что смысл оценивать текущие продажи по текущей цене, если завтра конкуренты собьют тебе цену?

Поэтому я рассуждаю так:

Если кто-то хочет скопировать мой товар - пусть копирует и зарабатывает. Я не буду биться с ним лбом, демпинговать, сливать деньги на маркетинг и т.д. Я сконцентрируюсь на создании своего уникального продукта, своего бренда, а товар, по которому мы конкурируем, просто будет завезен в меньших объемах, ведь, так или иначе, у меня всегда будет своя аудитория, готовая заплатить чуть больше, даже если где-то там есть чуть по-дешевле.

В общем, с помощью Ozon API я автоматизировал еще и расчет потребности по каждому товару, при чем с учетом конкуренции, чтобы корректировать поставки и, в случае чего, не терять маржу.

Идея: Учет сроков годности товаров

Это идея, которую хочу реализовать в ближайшее время

У картин есть краски, и, со временем, они высыхают. Конечно, сроки годности довольно большие, но я хочу все-таки автоматизировать учет сроков годности красок так, чтобы те, у которых сроки уже подходят, оперативно распродавались по скидкам.

А как автоматизировали работу с Ozon Вы или как хотите ее автоматизировать?

Давайте делиться идеями того, как можно автоматизировать те или иные процессы на Ozon.

Возможно, где-то в этом зародится интересный коммерческий продукт!

Еще раз хочу пригласить вас в свою группу в телеграме, посвященную автоматизации процессов на маркетплейсе Ozon

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Павловский

А какой стек ? На чем пишете сервис , который с api взаимодействует ?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Python + SQLite

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Планируете ли вы сделать публичный продукт? Мне как продавцу на озон, очень бы хотелось протестировать ваш сервис)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Публичный сервис - пока точно нет, это немного другой вектор, я занимаюсь автоматизацией в контексте своих проектов. А протестировать - да пожалуйста, возможно, какие-то идеи появятся: ТГ @skyline360_1

Ответить
Развернуть ветку
Roman Konstantinovich

Вы один это разрабатываете?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Да, но в процессе поиска команды.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Войченко

цены, остатки, планирование это понятно, но как вы меряете трафик на карточку не совсем понятно

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Аналитика Ozon все дает. Я же дополнительно записываю все показатели в свою базу для более тонкого анализа происходящего, например, чтобы можно было оценивать показатели для разных цен или поминутно.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Захаров

Очень интересные идеи!
Было бы очень интересно посмотреть реализацию по автоматическому продвижению товара.
У меня основные задачи сейчас - это автоматизировать по api изменение ставки на продвижение в поиске, на основе статистики продаж. Жаль Озон не передаёт рекомендованную ставку для товаров.
И сделать ТГ-бота для команды, который будет агрегировать статистику по разным магазинам.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор
Жаль Озон не передаёт рекомендованную ставку для товаров.

Я так до конца и не разобрался, но вроде они списывают необходимую и достаточную сумму. Так что можно обойтись и без рекомендаций.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Савищенко

Ну вот в этом и ценность)
Главный минус готового решения? - Не учитывает особенностей бизнеса. А дьявол в деталях. Чтобы эти детали учитывать, что нужно? Писать самому или заказывать. Верно?

И вот тут выбор как это делать.
Можно самому:
- Знать JSON
- Писать код = время = деньги
- Писать ТЗ (разработка на заказ) = деньги = время

Albato позволяет без написания кода это делать. То есть вы пилите/собираете свою кастомную интеграцию, но код не пишите.
И тут неважно кто вы. Заказчик или исполнитель. Вы экономите свое время и операционные расходы. Да, сейчас не так много методов доступных там есть.
Но можно уже сейчас автоматизировать работу с заказами, отчетность и тд. А того чего нет можно добавить легко через Билдер под себя. И опять же не писать код.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Савищенко

Я добавился к вам в чатик. В телегу. Давайте мы добавим методы из вашего кейса в Альбато, чтобы любой желающий потом мог закрыть ваш кейс.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Савищенко

И кстати взаимодействовать с API можно без кода. Например через Albato =)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Здесь же суть не во взаимодействии с API, а в автоматизации процессов так, как это нужно предприятию

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда