Как изменился интернет-маркетинг из-за санкций? Оценка рекламного рынка России спустя месяц после начала кризиса

В последнее время мы видим много изменений в сфере интернет-маркетинга, но как же за ними успеть? Многие сферы бизнеса столкнулись с затруднениями в связи с ограничением или полной блокировкой некоторых рекламных площадок. К скачкам валюты и трудностям с логистикой добавились другие запреты — блокировки и санкции. Именно поэтому сегодня мы обсудим, какие изменения ждут нас в ближайшем будущем и как продвигать свой бизнес сегодня.

Что происходит на российском рынке сейчас?

Привет, меня зовут Богдан Ефремов. Я руковожу рекламным агентством Efremov Media и веду блог в телеге про маркетинг. Все уже заметили ограничение рекламных инструментов (блокировка той самой социальной сети, приостановку рекламных инструментов TikTok, Google Ads и тд). В связи с этим у многих пропали основные источники входящего трафика и большому числу рекламодателей пришлось перестраиваться. У кого-то это получилось лучше, а у кого-то вообще никак.

В новых условиях в ход идут ВКонтакте, Яндекс. Дзен, Яндекс. Директ, Телеграм и все, что ещё осталось в хоть какой-то форме. На эти основные площадки уже перешли все рекламодатели, так что уровень конкуренции зашкаливает.

Как изменения повлияли на интернет-маркетинг в России?

В целом, многие опасения на данный момент не сбылись. Вернее сбылись, но обещанного апокалипсиса не произошло. Во всяком случае пока, ещё не вечер.

Анализируя ключевые показатели своих клиентов по контекстной рекламе, в рамках первого месяца после начала известных событий, мы зафиксировали такие тенденции:

  • В первые недели санкций сильно упал спрос на товары и услуги не первой необходимости. В люксовом сегменте просадка составляла до 100%, лидов не было вообще. Нет спроса — нет эффективности рекламы. Оно и понятно, в моменты неопределённости потребитель старается сохранить свои деньги и премиальное потребление сходит на нет. Однако по прошествии месяца, спрос восстановился, хоть и не полностью. Люди начали возвращаться к нормальной жизни из состояния апатии.
  • В сфере недвижимости и строительства наоборот — показатели не только не просели, но где-то даже выросли. Пытаясь сохранить свои средства люди активно начали инвестировать в недвижимость и строительство частных домов. Данная ниша, по нашим оценкам, пострадала меньше всего как с точки зрения спроса, так и с точки зрения ключевых рекламных показателей.
  • В сфере товаров для дома и бытовой техники за бурным всплеском спроса в самом начале кризиса, произошло довольно-таки ощутимое падение. Стоимость ключевых показателей на отдельные товарные группы чуть ли не удвоилась. Тут дело даже не в спросе или перегретом аукционе, а больше в сильно плавающих ценах на импортную продукцию, из-за которых потребитель не спешит тратить свои деньги.
  • РСЯ (рекламная система Яндекса) подорожала незначительно, не более 10-15% в отдельных нишах. Учитывая ожидания двойного удорожания, показатели выглядят приемлемо. Можно связать данную «стабильность» с тем, что многие площадки, работающие с Гуглом — оперативно переехали в Яндекс после блокировки рекламной системы Google Ads.
  • На Поиске всё немного похуже. Площадка одна, особо её ни чем не разбавить. Поэтому всё как ожидалось — количество пользователей Яндекса не выросло, а вот количество рекламодателей увеличилось в разы. Но даже тут каких-то астрономических цифр вы не увидите. В товарных нишах всё подорожало процентов на 20-30. Возможно есть ниши, где всё печальнее, но я лично с такими пока не сталкивался.

Думаю, что данная статистика, основанная на изучении Яндекс. Директа, будет актуальна и для других рекламных площадок. Однако несколько тенденций я всё-таки обозначу:

  • По части SEO в Google сейчас буквально тепличные условия из-за отсутствия рекламного блока. Конечно, конкуренция выросла, но на фоне отсутствия платной рекламы это всё мелочи. Рекомендую присмотреться к этому источнику.
  • Рекламодатели, пришедшие в ВК из Инстаграма* — устали плеваться на местный глуповатый алгоритм. Да, тут до сих пор приходится парсить полумёртвые сообщества. Да и в целом аукцион подорожал раза в три в сравнении с показателями начала февраля.
  • Таргетологи и специалисты по Гуглу активно ищут пути обхода блокировок для показа рекламы. У кого-то это даже получается. В целом, как я считаю, игра не стоит свеч. Даже если вы проскочите — бан может прилететь в любую минуту и вся работа пойдёт на с марку.

Чего ожидать в ближайшее время?

В принципе, ничего нового для тех, кто долгое время работает в этой сфере и привык к быстрым темпам развития — всего лишь быть готовыми к тому, что нужно будет адаптироваться к новым условиям.

Да — новые условия, да — придётся приспосабливаться, но существует две стороны медали. Уверен, для многих этот момент является ключевым в дальнейшем успехе их бизнеса.

В целом рекомендую не зацикливаться на одном источнике, а использовать разные каналы продаж. Опыт последних событий, думаю, вполне ясно показал, чем может грозить такая политика.

В тот момент, когда ко мне начали приходить десятки заявок на настройку от целиком инстаграмного* бизнеса — я осознал масштаб проблемы. Подавляющее большинство таких рекламодателей были свято уверены, что смогут за короткий срок полностью компенсировать все свои убытки от блокировки с помощью контекстной рекламы.

А когда пришло осознание, что это так не работает и что нужно провести массу подготовительных мероприятий, прежде чем осваивать новую, абсолютно не похожую на Инстаграм* рекламную систему — было сплошное недоумение.

Я ни в коем случае не злорадствую, наоборот. Теперь каждый такой бизнес, основанный на одной социальной сети, поймёт, что источники продаж нужно диверсифицировать и менять подход к бренду и всему продвижению в целом. И тот, кто в этом преуспеет — будет собирать все сливки в наше непростое время.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, который давно уже вышел за рамки контекстной рекламы. Обсуждаем маркетинг и его инструменты, вместе с подписчиками разбираемся в насущных вопросах.

Если хотите почитать кейсы нашего агентства по Авито и контекстной рекламе, заглядывайте на efremov-m.ru.

Читайте также:

*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией.

1313
2 комментария

Про то что ушел рекламный блок в Гугле и вся органика выросла на 4 позиции считай только сейчас сообразил )))

А в целом вижу по метрикам многих RU сайтов Гугл занимает часто даже бОльшую часть органики. Хотя все думают что Гугл это хвост. Многие его недооценивают это факт.

Плюс минус, Гугл продвигать чуть легче чем Яндекс. Тоже момент.

Ответить

В условиях неопределённости надо выбирать правильные каналы продвижения. Многоканальность всегда давала результаты, если мы потеряли 1-3 канала из 25, то ничего страшного в этом нет.
У меня в одном из проектов яндекс просел в 2 раза, но маркетплейсы всё компенсировали, то о чём говорил выше.
Начинать рекламу особенно в таких условиях надо с медиапланирования(https://s24m.ru/marketing-terminology/mediaplanirovanie/), оно помогает выбрать рентабельный канал и не потерять деньги.

Ответить