Где проверять нейминг на патентную чистоту, если у вас нет юриста

Привет! Я Дмитрий Артемьев, брендрайтер, креативный директор и автор канала Бренд-копирайтинг. Придумываю неймы, слоганы, рекламные кампании, формирую редполитику и Tone of voice бренда. Опыт в FMCG-брендинге — 6 лет. За это время у меня накопились советы для тех, кому придется придумывать название самостоятельно и проверять названия на возможность зарегистрировать, если у вас нет знакомого патентоведа.

Обязательно ли патентовать название?

В брендинговом агентстве здорового человека принято разрабатывать названия, которые можно запатентовать / зарегистрировать в Роспатенте (если речь только про Россию). Необходимость в этом клиенты всё больше осознают, поскольку свидетельство на товарный знак — это своего рода бизнес-контрацепция.

Например, вы в супермаркете продаете злаковые батончики под незащищенным названием, допустим «Злаколюкс». Однажды вас замечает крупная шишка, типа Nestle, у которого зарегистрировано название «Злаколюб». Названия созвучны практически до степени смешения, а поскольку последнее является товарным знаком, конкурент в праве подать в суд, потребовать у вас отозвать продукцию с продажи и обяжет заплатить штраф. Мол вы мимикрировали и недобросовестно конкурировали. У кого патент, у того козыри.

Супермаркеты и торговые центры прежде, чем пустить на полки магазина или сдать помещение в аренду спрашивают зарегистрировано ли ваше название, чтобы не допустить такого сценария, как я написал выше, ведь такая возня никому не интересна. Сетям и арендодателям лучше иметь дело с теми, у кого бизнес будет стабильным.

Так что да, патентовать название — обязательно.

Свидетельство на товарный знак — это конечная цель нейминга. Этот документ выдается вашему клиенту и дает исключительное право на товарный знак в течение 10 лет с возможностью продлевать неограниченное количество раз

Что, если я нашел такое же название в другом городе?

Все товарные знаки сортируются по классам МКТУ — Международная классификация товаров и услуг. Поэтому не хороните название раньше времени, возможно, оно в другом классе. Существует всего 45 классов, каждый объединяет несколько товарных групп по общим характеристикам и соответственно делит по различиям.

Порой бывают пересечения в названиях среди брендов из разных категорий, и никто не может друг другу предъявить. Так случилось с молоком «Большая кружка» и одноименным пивом. Так же у водки Absolut и тёзкой в образе мыла.

Запрашивайте ассортимент либо список услуг, которые оказывает ваш клиент, и сверяйте с классификацией. Знание классов МКТУ вам пригодится при проверке названия. Какие классы существуют и какие товары в них входят изучайте на МКТУ инфо

Чтобы узнать в каком классе продукт, можно лениво загуглить «Молоко класс мкту» и вы всё узнаете 

Как и где проверять названия

Картинки в Google и Yandex. Это звучит банально, но многие копирайтеры не пользуются или игнорируют простую возможность — загуглить свою идею. Пишите не просто название, а добавляйте категорию продукта или слово «упаковка», «магазин» — в каком контексте будет ваше название. Допустим, у вас пиво называется «Гильотина». Так и пишем: «Гильотина пиво», открываем картинки. Экспериментируйте с запросами, пробуйте название на латыни, в различных контекстах. Главное, чтобы ваше название не пересеклось с брендом в вашей товарной категории.

Открытые базы товарных знаков. Их много и каждый ссылается Роспатент. Вот неполный список открытых баз:

Тут и пригодится список классов МКТУ, в которых название будут патентовать. Укажите необходимые классы, если вы будете проверять название во всех классах, на вас свалится уйма знаков, и проверка будет некорректной.

Если название занято, вы увидите кто правообладатель, какие классы он занял. Также обращайте внимание до какой даты знак защищается. Бывает, что срок исключительного права истек, и предыдущий владелец не продлевает его, а вы можете забрать название себе.

Открытые базы хороши тем, что показывают знаки, которых не найти в гугле. Однако эти сайты не покажут свежие заявки на регистрацию, которые прямо сейчас обрабатываются в Роспатенте. То есть вы получаете неполную информацию.

Название оказалось занято в 32 классе. Даже слово на иностранном языке будет основанием для отказа в регистрации — Гильотина против La Guillotine


Сайт ФИПС
. Это профессиональный инструмент, самый замороченный, но и это первоисточник. В отличие от открытых баз, в Роспатенте можно увидеть поданные заявки на регистрацию, которые обрабатываются прямо сейчас.
Как любой государственный сайт, ФИПС — это анти-френдли система для рядового пользователя. Желательно читать инструкции как правильно им пользоваться.

Запросы на проверку товарного знака пополняются за деньги. Поэтому включайте эту статью в стоимость ваших услуг. Пополнение долгое, поэтому не ждите, когда счетчик дойдет до нуля. Действуйте заранее.

Этим инструментом пользуйтесь в последнюю очередь, когда названия прошли все предыдущие фильтры.

Проверьте свободен ли домен и ник в соцсетях

У бренда с большой долей вероятности будет сайт и профиль в соцсетях. Поэтому хорошо будет позаботиться о клиенте и проверить домен на возможность его выкупить. В идеале адрес должен быть аналогичным названию. Если идеал не выходит, допустимо предложить близкий вариант.

Домен .ru или .com — зависит от задачи, необязательно охватывать все зоны. Достаточно будет посмотреть на двух-трех сайтах, чтоб наверняка. Для проверки свободен ли домен можно использовать:

Если я не нашел ничего похожего, можно регистрировать название?

Все предыдущие шаги повышают шанс на то, что ваше название пройдет регистрацию и станет товарным знаком. Однако конкуренция растет, количество зарегистрированных неймов соответственно тоже. Поэтому нет стопроцентной гарантии, что всё пройдет гладко. Нейминг без патентоведа, как пчелка без цветка — мёд, скорее, не получится, а наш мёд в конечном счете — свидетельство на товарный знак.

Однако для первичной проверки, которую мы прошли с этим списком ссылок и советов — достаточно, чтобы составить шорт лидеров и уверенно пойти в Роспатент.

Юрист все-таки нужен. Даже после такого фильтра в моей практике в брак уходит 30–70% названий, в зависимости от количества классов. Плюс патентовед знает как составить заявку и оформить документы в Роспатент.

Всем удачного нейминга!

Как придумывать слоганы, названия подписывайтесь и читайте в Telegram-канале Бренд-копирайтинг

0
5 комментариев
Мария Баженова

И linkmark.ru Но здесь тоже доступ к заявкам платный

Ответить
Развернуть ветку
Alina Akinshina

Дополню тоже немного: у нас на onlinepatent.ru полные базы данных, включая поданные на регистрацию заявки и международные регистрации, действующие на территории России, полностью доступны после бесплатной регистрации на сайте :) и ещё один небольшой хинт - на сайте Роспатента поиск по международным регистрациям недоступен; иначе говоря, для полноты картины при использовании официальных источников нужно сходить ещё и на сайт WIPO (Всемирной организации интеллектуальной собственности). Спасибо за статью :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ромашка
Автор

Про WIPO да. Там еще ж международные знаки могут всплыть в вашем классе.

Спасибо, очень ценное дополнение!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig
Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ромашка
Автор

Спасибо за дополнение!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
null