Васильчук и Галустян раздают люлей: как мы разработали бренд федеральной сети фастфуда
В 2021 к нам обратился известный ресторатор Алексей Васильчук — сооснователь таких громких проектов как «Чайхана №1», фудмолл «Депо» и гастрокомплекс 354 EXCLUSIVE HEIGHT — вместе с Михаилом Галустяном. Они собирались запускать совместный проект — федеральную сеть фастфуда — и очень хотели сделать для него классный брендинг. Этот проект реализовывался в коллаборации двумя партнёрскими агентствами — Opencore и N:OW.
Наши клиенты хотели продавать что-то вроде шаурмы, но не в классической форме: вместо мяса, приготовленного на вертеле и нарезанного мелкими кусочками, они планировали заворачивать в лаваш порубленные люля. Под этот концепт они сами придумали название — «Кому люлей?»
У клиентов было некое видение позиционирования: юморист и ресторатор, которые объединили усилия, чтобы побороться с конкурентами и открыть сеть фастфуд-ресторанов по всей стране. При этом они понимали все риски, связанные со стереотипами о «грязной» и «опасной» уличной еде.
Нам предстояло изучить конкурентное окружение, провести интервью с командой проекта — и на базе всего этого разработать бренд и коммуникации, которые будут точно передавать уникальность коллаборации создателей и работать на широкую аудиторию с приоритезацией ключевых групп.
Конкурентное окружение
Работу мы начали со знакомства с крупными игроками рынка, соответствующими определённым критериям. Например, наши клиенты хотели использовать две персоны в качестве «лиц бренда» и планировали со временем открыть точки по всей России. Соответственно, мы в первую очередь искали федеральные сети, а также те бренды, у которых в коммуникациях фигурирует хотя бы один персонаж.
Отобрав подходящие бренды, мы стали смотреть, чем они живут, как коммуницируют и о чём говорят с потребителями. В процессе анализа стало видно, что весь рынок можно условно поделить на три сектора.
Трендовые. Обычно это модные «европейские» места с широким ассортиментом и нестандартной рецептурой, ориентированные в первую очередь на молодую аудиторию. Коммуникация нередко строится на провокациях и заигрывании с гостями.
Технологичные. Супербыстрые, суперудобные, супернадёжные. Причём акцент может быть как на ультрасовременной кухне, где автоматизированы чуть ли не сами повара, так и на прокаченной диджитал-коммуникации с интересным пользовательским опытом.
Традиционные. Это самая распространённая на рынке история: масштабные сети для всей семьи. Такие бренды часто презентуют условные южные мужчины, «знающие толк в мясе», — на этом и держится концепция.
Встречаются и миксы: бренды, которые одновременно пытаются быть модными и технологичными и совмещать провокационные коммуникации с традиционными продуктом — это рисковая и дорогостоящая стратегия. И, конечно, нельзя не сказать про огромную группу небрендированных заведений.
Целевая аудитория
Гипотезы о потребителе мы тоже решили строить «от рынка» — у нас не было возможности провести интервью с целевой аудиторией. Если конкурент давно существует и успешно развивается, значит, спрос проверен и мы можем на него ориентироваться. Плюс мы уже проводили большое федеральное исследование по потреблению продуктов глубокой мясопереработки по методологии Psychea. Поэтому у нас изначально было представление о том, как, в каком виде и по какому поводу россияне едят мясо — и ещё множество деталей, формирующих целую карту разнообразных сценариев.
Глобально фастфуд — тот редкий случай, когда потребителем продукта может стать практически кто угодно: человек любого возраста, пола и уровня дохода. От локации к локации меняется только соотношение аудиторий: у кого-то больше хипстеров, у кого-то офисных менеджеров, у кого-то работяг. Прежде всего это зависит от географии точки, но ещё — от брендинга (особенно если несколько заведений расположены рядом).
Нам нужно было понять, вокруг какого уникального преимущества строить бренд и какую аудиторию это привлечёт. Благодаря предыдущим исследованиям, у нас был сформирован общий портрет человека, живущего в первую очередь в Москве, и типичных сценариев его потребления. Так что с помощью стратегических сессий мы смогли сформулировать для каждой целевой группы:
- стратегии выбора еды
- основные запросы
- барьеры
В итоге мы получили несколько типичных портретов потребителей и понимание мотивов и инсайтов каждого. Естественно, само собой сложилось сопоставление: какое поле позиционирования (трендовое, технологичное, традиционное) какой аудитории больше заходит. В дальнейшем это помогло нам понять, кто выберет наше заведение скорее всего, а для кого мы станем хотя бы вторым-третьим вариантом.
Какие выводы мы сделали
На стратегической сессии совместно с командой клиента мы приняли решение, что, например, с технологическими гигантами смысла бороться нет — это неинтересно нашим клиентам и в то же время неоправданно сложно: у лидеров рынка всё давно обкатано, развиваются они с бешеной скоростью. Роль «пижонов», заигрывающих с молодёжью, мы тоже отмели: у Галустяна более взрослая аудитория.
Формально лучше всего подходил традиционный вектор, но мы не планировали уходить в банальщину и напрочь отпугивать молодёжь. Поэтому решили взять традиционный подход за основу, но осовременить его за счёт дизайна и диджитал-коммуникаций:
- много юмора, но простого — без лишних тонкостей и провокаций
- современные технологии, но только для развлечения гостя во время ожидания заказа
- традиционные проверенные блюда, но с несколько переосмысленной подачей
Из позиционирования логично сформировалось представление о будущих клиентах.
Ядро целевой аудитории. Традиционный сегмент: рабочие, таксисты, обслуживающий персонал — люди, которые хотят поесть вкусно, сытно и недорого.
Целевая аудитория. Точки в офисных кварталах приведут к нам менеджеров среднего звена, которые хотят либо сэкономить, либо побаловать себя.
Потенциальная аудитория. Школьники и студенты — не целевые группы, но обходить нас стороной не должны: мы учли их основные барьеры.
Определившись с потребителями, мы стали искать общие для всех них запросы и боли, на которые мы как бренд будем отвечать. Оказалось, что большая часть занимается монотонной изматывающей работой и использует перерыв на еду как возможность взять паузу. Таким людям нужно, чтобы приём пищи был маленьким праздником, спасающим от бесконечной рутины.
Пазл сложился: у нас ведь тандем мастера гастрономии и мастера веселья. Они легко могут реализовать это уникальное преимущество — зарядить гостя не только физической энергией (как все), но ещё и эмоциональной. Получилось, что бренд «двух персон» совместил в себе две роли: надёжного эксперта и души компании.
Каким получился бренд
Позиционирование
Федеральная сеть фастфуда с высокими ресторанными стандартами, которая предлагает вкусный и доступный продукт, приправленный хорошим чувством юмора.
Нам даже не пришлось придумывать, как его обосновать. Понятно, что наш продукт самый вкусный, свежий и безопасный — Васильчук просто не может готовить по-другому. Понятно, что с нами легко и весело — Галустян ведь народный герой, который правда умеет смешить.
Миссия бренда
Заряжать людей физической и эмоциональной энергией среди рутины трудовых будней. То есть не только сытно кормить гостей, но и быть с ними «на одной волне»: открытыми и дружелюбными. Именно эти роли на себя и взяли персоны бренда.
Михаил Галустян — не только весельчак, но и очень эмпатичный, честный и щедрый персонаж, «свой» человек для народа. Он активно общается с аудиторией, много рассказывает о продукте, всегда выполняет данные потребителю обещания — и в целом ломает коммуникационный барьер.
Алексей Васильчук уравновешивает эмоционального партнёра. Он отвечает за системность, регламенты, внимание к деталям и взвешенные решения. Это не просто опытный ресторатор и уважаемый эксперт, но и человек слова и дела: умный, внимательный, гостеприимный.
Вот такая синергия юмориста и ресторатора!
Визуальные коммуникации
Закончив с платформой, мы взялись за бриф на разработку фирменного стиля. В основу вербально-визуальной идентификации легли яркие цвета, динамика, ощущение праздника и веселья.
Шрифт на логотипе максимально простой по формам — прямо-таки мощный рубленый монолит. При этом внутри «кирпича» буквы гуляют во все стороны. Всё это подчёркивает народность и юмор. В логотип буквально зашито ДНК бренда: даже знаки вопроса и восклицания неслучайны.
Лого осознанно сделан таким ярким с точки графики и формы. Это позволяет ему оставаться узнаваемым даже на большом расстоянии в любом цвете.
Мы выбрали сочетание красного и жёлтого, чтобы воплотить атмосферу российского юга: вкусного праздничного шашлыка на пляже в весёлой компании. Несмотря на визуальную простоту народного стиля, оттенки подбирали очень долго и скрупулёзно.
Для текста в меню, на баннерах и упаковках мы остановились на актуальной современной типографике: акцидентный шрифт для заголовков, наборный — для больших объёмов.
Паттерн как бы продолжает логотип: все элементы рубленные, максимально крупные и простые по графике. Не потому, что так нравится нам, а потому что это отвечает особенностям аудитории.
В паттерне отражена идея бренда как шумного праздника: в баблах заложена ассоциация с громкими разговорами, дружескими спорами, оживлением «как на пляже в Сочи». Сюда же и сам вопрос «Кому люлей?!», и множество знаков препинания, и «запикивание» звёздочками.
Нам нужно было добиться равновесия в коммуникациях с точки зрения использования обоих персонажей: Васильчука и Галустяна. Но собирать двух медийных личностей в одном месте для фотосессии каждый раз, когда нам нужен очередной набор материалов, — задача иногда практически невыполнимая.
Мы нашли элегантный выход из положения и решили использовать фото тела и рисованные головы с разными эмоциями. При этом и персонажи остались абсолютно узнаваемы, и появился характерный визуальный язык.
Теперь нет необходимости в постоянных фотосессиях с двумя персонами бренда. Больше того, необязательно использовать настоящих Васильчука и Галустяна: достаточно будет моделей, подходящих по комплекции. Можно даже создать целый банк поз и голов, чтобы потом комбинировать их, как конструктор.
Важно, что персонажи не просто молчаливо находятся на носителях — они коммуницируют: между собой и с аудиторией. Они доносят свои ключевые сообщения опять же через баблы: простые по форме и взрывные по графическому образу. Васильчук говорит про качество и вкус продукта, а Галустян — про праздник и веселье.
Дополнительно мы придумали персонажей для ключевых вкусов продукта: умеренно брутальных, нагловатых ребят с улицы, которые вторят нашей аудитории. Так у бренда помимо главных персон появилась целая «банда».
Разумеется, это тоже не креатив ради креатива: у «банды» практически неисчерпаемый потенциал для коммуникации. Например, мы сразу заложили фундамент для комиксов: куча персонажей и баблы уже есть — остаётся только собрать сюжет. Простые бодрые зарисовки можно потом использовать и в заведениях, и в соцсетях.
Мы проектировали упаковку так, чтобы даже отработав своё, лёжа скомканной в мусорке, она оставалась рекламным носителем. Отсюда суперогромный лого, суперактивная графика и, конечно, персонажи-идентификаторы.
На первый взгляд может показаться, что получилась максимально простая, почти наивная народная история. На самом деле все элементы фирменного стиля подобраны очень скрупулёзно и собраны в нужное сочетание совсем не случайно. Абсолютно всё продумано наперёд с точки зрения потенциала использования.
Мы никогда не разрабатываем айдентику на свой вкус (и даже на вкус заказчика!) — только на основе чёткого понимания аудитории, сути продукта и ключевых ценностей бренда.
Вообще не понравилось, отвесить люлей - это про наказание или беспредел и тп уголовно наказуемые деяния... Вкуса в слове нет, только на гопоту какую-то маркетинг.
- Всем ХУЙ?!
- Мне ХУЙ!
Думаю это под звездочками скрыто.
Еще и петушок отвечает утвердительно.
Люля – основной ингредиент блюда) Просто решили уточнить, на всякий случай.
Галустяна опять занесло не туда?
Он же обычно, всегда, вечно пародирует одного господина.
Так назвалибы с ещё большим креативом:
Кому люлей Дон?
Или кого он так же изображает:
Как там говорят - обезьяна с гранатой? **й!!! Клоун с шавермой) С другой стороны заряд понятен - при такой подаче главное, чтобы поднялся хайп или хейт без разницы, лишь бы все занимались рекламой. Ну а если продукт будет годный, то со временем всем станет плевать на название. Если вдуматься BigMac тоже может вызывать разные ассоциации, но никто не вдумывается в название, это просто еда.
Какой-то кринж. Типа "еби-доёби" или как там у чела называлось. Формально что-то на японском
Определенная провокация в названии точно присутствует
Люлей от:
-бычары
-чики
-сладкого
-овоща
Зачем этот идиотизм?
Попытка разговаривать с потребителем на «их» языке?
С чего вы/они взяли, что потребитель, пусть даже из возрастной ЦА употребляет этот быдло слэнг?
Люля в лаваше/пите и тд-очень популярное блюдо в Азии, Турции и тд.
Но никому не приходит в голову подобное «заигрывание»
Научитесь уже уважать потребителя-кладите больше мяса/курицы/слдакого/овощей и просто сделайте это вкусно и недорого
Да-да, знаю, ЩАС набегут умники и скажут, что «чики/овощи/сладкие/бычары» это попытка развить зонтичный бренд и защитить ТЗ.
В жопу торговый знак-вкусно и недорого.
А так «кому люлей» вполне себе патентоспособный бренд с потенциалом
Лишь бы все не закончилось как возле шаурмичной у дома-130, 135, 140, 150…. а мяса все меньше, капусты больше
"Попытка разговаривать с потребителем на «их» языке?" - нет, это попытка разговаривать с потребителем на "их" языке. В смысле, не на языке потребителей, а на языке основателей. Самый лучший фильм, хули.
ЧТД. Девяток яиц, 800гр за 1 кг, и вот тебе галустяна истинный размер
Комментарий недоступен
говноедский брендинг джанк фуда
Вам в целом не нравится фастфуд?
Адекватные люди задумаются, стоит ли покупать что-либо в том месте, которое представляет пропагандон Галустян.
"Галустян входит в главный штаб военно-патриотического движения "Юнармия". В ходе президентских выборов 2018 года был в составе движения Putin Team"
Адекватным не придет в голову ассоциировать галустяна с тем пиздецом, что происходит, в то время, когда им жрать захотелось по дороге
Мне кажется, что тут дизайн ради дизайна, маркетинг ради маркетинга и т.п....
у нас в принципе все так делается, просто для галочки, чтоб было
Я бы мимо прошел.
Все фломастеры на вкус и цвет разные. Это нормально.
Надо было предложить галушки продавать, убрать бородатого ибо его только в узкой среде знают. Галушы от Галустяна. А так не впечатлило сходить поесть. Тем не менее молодцы, на слабой идее примостить свой фастфуд и заработать - оформление вы сделали неплохо.
Бородатый все-таки важен, он отвечает за качество и вкус, а Галустян за отменный юмор) Спасибо за оценку.
Мне наоборот дизайн вообще не понравился. А вот идея кажется интересной. Мне как большому поклоннику люля-кебаба захотелось попробовать его в формате шавухи от данных господ.
Такое импортозамещение точно лучше, чем всякие Дяди Вани.
То есть, предполагается, что человек подходит к прилавку и говорит "мне, пожалуйста, людей от бычары"? Стыдно покупателю, стыдно продавцу, очередь вообще провалиться сквозь землю готова, зато маркетологи наигрались. Впрочем, если стольким людям нравится песня "зачем мне солнце монакО", то и эта дрянь зайдет, а я старый брюзга.
Мне кажется вы слишком буквально воспринимаете рекламные материалы.
Я бы на кассе сказал, "мне люлей из говядины, пожалуйста".
Приятно мне, приятно кассиру, очереди насрать, что я заказываю, главное чтобы не тупик и быстрей оплатил.
Люди, кто выпуск такого одобряют, как показывает история живут в своем мирке. Очень специфичным часто. И иногда капли того мира просачиваются в этот. Результат - Чика в белом Адидасе продающая люли. И да, эта Чика не может стать бабушкой.
Даже если продукт невероятно вкусный, такой маркетинг отталкивает. Если бы решила попробовать, то вопреки ему, а не благодаря.
Миссия бренда - заряжать людей эмоциональной энергией после трудовых будней.
Для гопоты, наркоты, быдлоты - может и зайдет как подзарядка.
Какая в пи#ду миссия? Срубить бабла и выжить, миссия не выполнима нынче
Какие в п#ду трудовые будни у наркоты и гопоты?
Кому люлей, это из серии "кому пизд*лей".
Даже гопота не пойдёт, зашкварненько.
Пойдёт скорее всякий ополоумевший социум, которым назови харчевню "для свиней", они всё равно в очередь выставятся :))
Очень классная статья, было интересно читать.
Крутая реализация проекта!!
Спасибо! Кстати, сам продукт тоже классный, рекомендуем)
Почему у пацана в абибасе - погоняло "Чика"? Он что, гей?
Ну какбэ петух...
Гей-френдли заведение, видимо.
===========.....============
А где персонаж гопника? Он люлей насыпет будь здоров.
ху*ня ваше позиционирование на постном масле. сразу можно было и не открывать и оставить в виде концепта. тем более такого убогого
Слово-то какое уе6анское: люлей — стыдливый эвфемизм, который употребляют не берущие от жизни все герои, а ханжи и задpoты.
А программа расписана грамотная.
В целом заходить не хочется из-за отвратного названия и гоп-стилистики.
Нямка по виду как сухая арабская шаварма: сомневаюсь, что это вкусно.
Проходил мимо заведения на ул Маросейка в Москве. Нейминг удивил, как будто для идиотов. Яркий броский внешний вид, напомнил дешевый фудкорт в тц. На Маросейке чуть дальше есть МосДонер. Вот как раз они ориентированы на более взрослую аудиторию, про которую пишет автор. Ты понимаешь, что у них покупаешь. В хочу люлей все как будто рассчитано на подростков, 12 -16 лет, но они не знают значение слова люлей и не едят такое.
По мне, очень жесткий прокол с позиционированием и тд и тп. Сетки по всей России не будет
Явно качество там лучше всех шавух, раз такие ребята лицо ставят на кон, особенно Васильчук. Название тоже оригинальное и со вкусом. Еще и маркетинговые агентства грамотные. Вообще нет причин чтобы заведение не приносило прибыль (только если будет невкусно). Всё рассчитано, просчитано и учтено👍 красавчеги)
Если в провинцию двинете, франшизу сделаете??
Насколько нам известно, все будет)
А вот и франшиза подъехала:
https://www.facebook.com/komu.lulei/posts/148134431064604
В шоке от снобизма и ханжества в комментариях. Давайте делать "стерильные" рестораны с названием Ресторан и кафе "Кафе", где запрещено улыбаться. Вот это тема будет.
Ещё и пишут в каждом втором: "Ха-ха петух, это же западло". VC уже до уровня одноклассников скатился.
Нет, давайте делать рестораны с названиями "Чифан" и "Хоботуха."
В кризисное время также можно добавить двух персонажей:
- люли от ГолубкА.
Приготовлено из пойманного на отжатые семки голубя.
- люли Слинтера (букву П скрысили).
Люля из мяса крысы. Но почти без мяса, потому что повар тоже "Сплинтер"
Еще персонажы
- Зайоба
Люля из мяса зайца
- Рогатка
Люля из лосятины
- Настя
Люля с рыбкой
Люлей хотдогам от Бульдога?!
З.ы. люблю креативные названия с игрой слов, цепляет!
Да, никто не отменял внутреннюю конкуренцию) HOT DOG BULLDOG тоже разрабатывался не без помощи Restart Vasilchuk Brothers.
Ожидал действительно люля-кебаб, оказалось - типичный додстер (( Нет, спасибо.
А Галустяном сегодня затыкают все дыры.
А кем еще? Симоньян что ли?
Импортозамещение, которые мы заслужили
Первый ресторан открыт в конце 2021
Выбор "чики" в образе петуха может быть ошибочным. Образ петуха у целевой аудитории мягко говоря, не в почете.
Мне одному показалось, что ресторатор похож на Чубаку из Звездных войн? Отведай люлей от Чубаки.
Кому гирос? Нет. Кому донер? Нет. Кому кебаб? Нет. Комулюлей - да. Получилась классная гастрономическая интернациональная вариация шавухи.
прикольно
Комментарий недоступен
Фарш вместо мяса в шаурме? Это такой основополагающий концепт, вокруг которого весь сыр-бор? Ну очень скромно по продуктовой линейке и весьма на любителя. Кусок фарша в лаваше и бульончики...Заигрывания с аудиторией по типу "горячей штучки - чебупели ". Да и Галустян этот...кому он сдался..Ребята, не выстрелит. 100%
так в фарш в теории можно набить жира, кожи и опа блюдо дешевле мяса. модно.
Пока продажи показывают обратное. Но будем следить.
У нас недавно открыли тошниловку "Жрать на ночь".
Отвратительное название, как и "раздать люлей".
Обхожу эти гопнические точки стороной
Долбо#бы! Им бы открыть фитнес центр под тем же названием
Похудашки от Юляшки - заходи )))
199-260 рублей считаете для этой аудитории дешево?
Ядро целевой аудитории. Традиционный сегмент: рабочие, таксисты, обслуживающий персонал — люди, которые хотят поесть вкусно, сытно и недорого.
Весело, но ассортимент как для ларька.
Пока единственный у кого концепт имеет полную посадку по вечерам - это Баста и его заведение Фрэнк
Кстати да, роль Чики не проработана.. То гоп-стайл - пацан на спорте. То ниже - он же в лифчике) мультигендерный персонаж. Не то петух, не то наседка
Видимо решили и вашим и нашим и кому-то там еще попытаться угодить и завлечь попробовать люляшек )))
Пробовали этот "люль", оказался средней паршивости продукт...
А почему свиньи нет?
Отвратная еда
а где люля от Свиноты?
Быдло название это вот ниже,
мимо таких точно пройдёшь. Ни вкуса, ни цвета, ни ответственности за продукт. Вот в таких реально опасно есть