Как создавать новые продукты, залазя на "чужой огород"

Есть много способов создания новых продуктов, в этой статье поделюсь одним из них.

Дмитрий Черноморец
CEO Humathèq

Меня зовут Дмитрий Черноморец, мы с Бертой работаем в Humathèq, занимаемся разработкой новых продуктов и ведём телеграм-канал про создание и запуск новых продуктов, продуктовый дизайн, продукт-менеджмент @HUMATHEQ_FAMILLE.

Кто такая Берта, увидите ниже.

Большинство компаний ищет идеи новых продуктов в пределах своих отраслей, например, производители моторных масел "варятся" в рынке моторных масел, смазочных материалов, ...медицинские центры ищут идеи новых продуктов, "вспахивая" рынок медицинских услуг, ...банки в поисках новых продуктов "копаются" в банковской сфере...

...и часто приходят к тому, что всё уже изобретено, нужно лишь работать со ставками, чаще всего вводя клиентов в заблуждение маркетинговыми кампаниями в стиле "кредиты под 0%".

Как создавать новые продукты, залазя на "чужой огород"

Помните эту рекламу с Хабенским?

Её долго крутили, там ещё в похожих роликах Безруков снимался.

К Безрукову я всегда был равнодушен, а Хабенский мне очень нравился, но после участия в нечестной рекламе, моё отношение к актёру изменилось, ...но это так, к топику не имеет никакого отношения.

На самом деле из ментальной ловушки "все хорошие песни уже написаны" можно выйти и один из способов - искать идеи продуктов не на своём рынке, а на соседнем.

Да, так можно!

Как это делается?

Давайте рассмотрим на банковском примере.

Итак, у нас в качестве кейса есть банк, но мы в начале статьи договорились не искать идеи новых банковских продуктов на банковском рынке.

Смотрим, какие родственные рынки окружают банковский сектор:

Как создавать новые продукты, залазя на "чужой огород"

Далее в каждом из "чужих огородов" (соседних нашему рынков) смотрим на клиентские сегменты, анализируем их проблемы и боли.

Особенно нас интересуют те проблемы и боли, которые никак не может закрыть компания в силу принципов своей бизнес-модели

Например, берём в качестве одного из "чужих огородов" рынок страхования!

А в качестве одного из его сегментов - добровольное автострахование каско.

И здесь очень важно смотреть на проблемы и боли клиентов именно с позиции клиентов, владельцев автомобилей, покупающих полисы каско, а не с позиции страховой компании, т.е. владельца продукта.

Это Берта за рулём своего автомобиля, она умная, поэтому ниже узнаете, что она делает вместо каско
Это Берта за рулём своего автомобиля, она умная, поэтому ниже узнаете, что она делает вместо каско

Проблемы и боли автовладельцев, добровольно* страхующих свои автомобили по системе каско:

  • Страховые платежи по истечении срока действия полиса, если автовладелец не обратился в страховую компанию, не возвращаются и не переносятся на следующий год, нужно снова платить страховые платежи.
  • Страховые компании стремятся не возмещать ущерб, включая в страховые договоры условные и безусловные франшизы, используя «странные» алгоритмы оценки ущерба.
  • Длинные и неудобные процедуры обращения в страховые компании, необходимость физически предоставлять автомобиль к осмотру.
  • Высокая стоимость страховых полисов, в которую кроме прямых затрат и прибыли страховых компаний, что, на мой взгляд, естественно, входят высокие комиссионные страховым агентам, рекламные бюджеты, расточительный образ жизни самих компаний.
  • Мало того, что по истечении срока действия страхового договора при отсутствии обращений нельзя забрать страховые платежи, так они ещё и не капитализируются.
  • При покупке следующего автомобиля, более высокого класса, стоимость страхового полиса возрастает и её нужно платить.

* - вменённое страхование, на мой взгляд, не совсем корректно относить к добровольному.

Кроме перечисленных проблем и болей клиентов автокаско, давайте обратим внимание на общие исходные данные по кейсам автострахования:

· в 98,8% случаев ущерб от повреждений автомобилей составляет не более 15% от их стоимости на момент повреждения;

· в 0,9% случаев ущерб составляет 15-30% текущей стоимости автомобиля;

· вероятность полного уничтожения стоимости машины – 0,00021%.

Страховым компаниям в силу особенностей их бизнес-моделей не под силу решить эти проблемы, зато их могут решить банки и кредитные кооперативы (общества взаимного кредитования)

Как же банк может решить страховые проблемы автовладельца?

С помощью банковского продукта "СТРАХОВОЙ ДЕПОЗИТ"

Как это работает:

Покупателю автомобиля предлагается сформировать в течении нескольких платежей страховой депозит в размере 15% стоимости покупаемого автомобиля.

Пока автовладелец не обращается к депозиту на него начисляются проценты и он капитализируется.

Если же происходит повреждение автомобиля, автовладелец самостоятельно оценивает ущерб и по запросу в банк (нужно предоставить фото повреждения) через банковское приложение, далее он сразу же получает на карту деньги, необходимые на ремонт - такой сценарий будет актуален в 98,8% случаев.

Далее банк порекомендует автовладельцу восстановить размер депозита до прежнего значения.

Но может случиться так, что повреждение автомобиля окажется дороже размера депозита и тогда у автовладельца есть два варианта: недостающую сумму покрыть за счёт свободных денег, которые у него есть, или, второй вариант - за счёт овердрафта, который является частью продукта "СТРАХОВОЙ ДЕПОЗИТ".

При этом математическая вероятность полной гибели автомобиля, в т.ч. угона настолько низка, что покупка страхового полиса является нецелесообразной.

Итак, проходит год и вы не обращались к своему "СТРАХОВОМУ ДЕПОЗИТУ", в результате у вас есть два варианта:

1. Забрать деньги с депозита с начисленными процентами,

2. Не трогать депозит, который вырос и уже покрывает большую часть объекта страхования.

Да и ещё такой бонус - если вы аккуратный автовладелец, то при покупке более дорогой машины, вам не нужно будет увеличивать размер своего "СТРАХОВОГО ДЕПОЗИТА", это произойдёт благодаря начислению банковских процентов и капитализации депозита.

Второй бонус - при такой схеме автовладелец будет бережнее относиться к своему автомобилю, в т.ч. аккуратнее ездить, от чего выиграет не только он, но и окружающие его люди и животные.

Попробуйте по аналогии вышеописанного кейса поискать свои новые продукты в "чужих огородах" и делитесь своими результатами!

...а также подписывайтесь на наш с Бертой канал про разработку новых продуктов @HUMATHEQ_FAMILLE.



55
Начать дискуссию