Цифровой этикет: как вести себя в мессенджерах и чатах
Гостями недавнего прямого эфира в TG-канале NextMedia Podcast стали Екатерина Тупицына и Кристина Берлизова — эксперты и основатели корректорского бюро «Ёлки-палки». Обсудили основы и спорные моменты цифрового этикета — делимся знаниями с вами.
Сопряжен ли цифровой этикет с нормами общения в реальной жизни?
Автор книги «Нетикет» Вирджиния Ши говорит об одной из главных заповедей цифрового общения: «Придерживайтесь тех же правил и стандартов поведения, которых вы придерживаетесь в реальной жизни».
Сейчас в Интернете мы те, кто мы есть на самом деле — сложно оставаться анонимными. Поэтому о нас судят по нашему поведению в сети: цифровой аватар пользователя так или иначе характеризует его как человека и говорит о его качествах.
Так все-таки уместны ли голосовые в рабочих чатах?
Уместны, если вы заранее обговорили, что «войсы» — это ок. Или ок, но в определенных ситуациях. Это ваша внутренняя договоренность с коллегами — так пропадает угроза коммуникационного разрыва, ведь вы обсудили принципы общения между собой.
Отличный лайфхак: если планируете записать много голосовых, пропишите отдельным текстовым сообщением краткие тезисы, о чем вы рассказываете в «войсе». Это облегчает процесс поиска нужной информации в чате.
Почему «заранее спасибо» — это манипуляция?
Нет, это не просто благодарность в конце сообщения. Человек УЖЕ прочитал письмо, и отправитель УЖЕ выразил признательность. То есть получается, что адресат как бы обязан выполнить просьбу, ведь его за это поблагодарили. Некоторые пишут так бессознательно, некоторые — специально.
Допустимы ли случайные опечатки?
Переписка — это не спонтанная речь. У нас есть возможность перестроить сообщение, убедиться в правильности знаков препинания, отсутствии ошибок и опечаток. Поэтому позволять себе неточности, мол, и так понятно, что «реклмендация» это «рекомендация» — невежливо. Опечатки — знак торопливости и того, что нам лень позаботиться о собеседнике и потратить минуту, чтобы перечитать и поправить.
Нужны ли смайлики, эмодзи в деловых переписках?
Есть мнение, что сообщения с точкой в конце «звучат» в голове у собеседника с грубой, недовольной, негативной интонацией. А если поставить смайлик или скобочку — интонация как бы смягчается. Так ли это?
Смайликами мы пытаемся выразить наши эмоции там, где нам кажется, что они непонятны. Но не всегда мы делаем это уместно и однозначно.
Точно не стоит отправлять смайлики и эмодзи в чате с руководством — собеседники могут неверно их интерпретировать.
Не нужно отправлять кучу смайликов незнакомым или малознакомым людям — это выглядит, как будто вы пытаетесь скорее сократить дистанцию и сблизиться, а это не всем приятно.
Если вам кажется, что за каждой точкой в конце предложения скрывается пассивная агрессия — поработайте со своим восприятием. А еще лучше — спросите у собеседника, значат ли что-то эти точки.
Стоит ли объясняться и оправдываться, если попал в неловкую ситуацию в рабочем чате?
Отправил неуместный / неприличный стикер в важный чат. Удалил, но коллеги успели увидеть. Промолчать и сделать вид, что ничего не случилось, или извиниться?
Да, можно извиниться, а еще — объяснить, почему так произошло. Если оставить ситуацию без комментариев, то все наверняка будут обсуждать, зачем вам эти стикеры, кому вы их хотели отправить и т.д. А если поясните и посмеетесь сами над собой — «снимете» неловкость и уберете барьер таинственности.
Пример из жизни: спикер шла на выступление в шикарных белых брюках, и ее окатила грязью проезжающая мимо машина.
Лектор понимала, что как бы прекрасно она ни выступила, все только и будут смотреть на пятна и думать, что же случилось.
Поэтому она сделала следующее: вышла на сцену и первым делом как есть рассказала, почему на брюках эти пятна.
Всё! Загадки нет, размышлять об этом уже неинтересно.
Что почитать о цифровом этикете
Книги ⤵
Ольга Лукинова «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете».
Ольга Северская, Лариса Селезнева «Эффективная бизнес-коммуникация. "Волшебные таблетки" для деловых людей».
Людмила Сарычева, Максим Ильяхов «Новые правила деловой переписки».
Telegram-каналы ⤵
- «Цифровой этикет» — канал Ольги Лукиновой
- «Деловая переписка» — канал Максима Ильяхова
Также периодически выходят полезные тематические статьи в блоге «Нетология» и журнале «Кинжал».
Запись прямого эфира оставили в TG-канале NextMedia Podcast — разговор вышел насыщенным, мегаполезным, ценным, где-то смешным и позитивным. Поэтому приглашаем к прослушиванию — почерпнете новые знания и прокачаете навык вежливого общения в сети.