Цифровой этикет: как вести себя в мессенджерах и чатах

Цифровой этикет: как вести себя в мессенджерах и чатах

Гостями недавнего прямого эфира в TG-канале NextMedia Podcast стали Екатерина Тупицына и Кристина Берлизова — эксперты и основатели корректорского бюро «Ёлки-палки». Обсудили основы и спорные моменты цифрового этикета — делимся знаниями с вами.

Екатерина Тупицына
Аспирант Института русского языка им. В. В. Виноградова, оператор Справочной службы русского языка при ИРЯ РАН, сооснователь и ведущий корректор корректорского бюро «Ёлки-палки»
Кристина Берлизова
Сооснователь корректорского бюро «Ёлки-палки», продюсер онлайн-мероприятий и обучающих курсов

Сопряжен ли цифровой этикет с нормами общения в реальной жизни?

Автор книги «Нетикет» Вирджиния Ши говорит об одной из главных заповедей цифрового общения: «Придерживайтесь тех же правил и стандартов поведения, которых вы придерживаетесь в реальной жизни».

Сейчас в Интернете мы те, кто мы есть на самом деле — сложно оставаться анонимными. Поэтому о нас судят по нашему поведению в сети: цифровой аватар пользователя так или иначе характеризует его как человека и говорит о его качествах.

Так все-таки уместны ли голосовые в рабочих чатах?

Уместны, если вы заранее обговорили, что «войсы» — это ок. Или ок, но в определенных ситуациях. Это ваша внутренняя договоренность с коллегами — так пропадает угроза коммуникационного разрыва, ведь вы обсудили принципы общения между собой.

Отличный лайфхак: если планируете записать много голосовых, пропишите отдельным текстовым сообщением краткие тезисы, о чем вы рассказываете в «войсе». Это облегчает процесс поиска нужной информации в чате.

Почему «заранее спасибо» — это манипуляция?

Нет, это не просто благодарность в конце сообщения. Человек УЖЕ прочитал письмо, и отправитель УЖЕ выразил признательность. То есть получается, что адресат как бы обязан выполнить просьбу, ведь его за это поблагодарили. Некоторые пишут так бессознательно, некоторые — специально.

Допустимы ли случайные опечатки?

Переписка — это не спонтанная речь. У нас есть возможность перестроить сообщение, убедиться в правильности знаков препинания, отсутствии ошибок и опечаток. Поэтому позволять себе неточности, мол, и так понятно, что «реклмендация» это «рекомендация» — невежливо. Опечатки — знак торопливости и того, что нам лень позаботиться о собеседнике и потратить минуту, чтобы перечитать и поправить.

Нужны ли смайлики, эмодзи в деловых переписках?

Есть мнение, что сообщения с точкой в конце «звучат» в голове у собеседника с грубой, недовольной, негативной интонацией. А если поставить смайлик или скобочку — интонация как бы смягчается. Так ли это?

Смайликами мы пытаемся выразить наши эмоции там, где нам кажется, что они непонятны. Но не всегда мы делаем это уместно и однозначно.

  1. Точно не стоит отправлять смайлики и эмодзи в чате с руководством — собеседники могут неверно их интерпретировать.

  2. Не нужно отправлять кучу смайликов незнакомым или малознакомым людям — это выглядит, как будто вы пытаетесь скорее сократить дистанцию и сблизиться, а это не всем приятно.

  3. Если вам кажется, что за каждой точкой в конце предложения скрывается пассивная агрессия — поработайте со своим восприятием. А еще лучше — спросите у собеседника, значат ли что-то эти точки.

Стоит ли объясняться и оправдываться, если попал в неловкую ситуацию в рабочем чате?

Отправил неуместный / неприличный стикер в важный чат. Удалил, но коллеги успели увидеть. Промолчать и сделать вид, что ничего не случилось, или извиниться?

Да, можно извиниться, а еще — объяснить, почему так произошло. Если оставить ситуацию без комментариев, то все наверняка будут обсуждать, зачем вам эти стикеры, кому вы их хотели отправить и т.д. А если поясните и посмеетесь сами над собой — «снимете» неловкость и уберете барьер таинственности.

Пример из жизни: спикер шла на выступление в шикарных белых брюках, и ее окатила грязью проезжающая мимо машина.

Лектор понимала, что как бы прекрасно она ни выступила, все только и будут смотреть на пятна и думать, что же случилось.

Поэтому она сделала следующее: вышла на сцену и первым делом как есть рассказала, почему на брюках эти пятна.

Всё! Загадки нет, размышлять об этом уже неинтересно.

Что почитать о цифровом этикете

Книги ⤵

  • Ольга Лукинова «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете».

  • Ольга Северская, Лариса Селезнева «Эффективная бизнес-коммуникация. "Волшебные таблетки" для деловых людей».

  • Людмила Сарычева, Максим Ильяхов «Новые правила деловой переписки».

Telegram-каналы ⤵

Также периодически выходят полезные тематические статьи в блоге «Нетология» и журнале «Кинжал».

Запись прямого эфира оставили в TG-канале NextMedia Podcast — разговор вышел насыщенным, мегаполезным, ценным, где-то смешным и позитивным. Поэтому приглашаем к прослушиванию — почерпнете новые знания и прокачаете навык вежливого общения в сети.

О корректуре и русском языке с юмором и любовью от корректорского бюро «Ёлки-палки»: сайт, Telegram, Instagram*


*Meta Inc. признана экстремистской и запрещена в РФ.

11
1 комментарий

Сейчас в Интернете мы те, кто мы есть на самом деле — сложно оставаться анонимнымиА далее рассмотрен лишь пример рабочих чатов. Ну такое себе "обобщение"

1
Ответить