Кто устраняет отзывы в сети? Интервью с «Невидимкой»

«Черный пиар — это тоже пиар». С точки зрения формальной логики с этим трудно поспорить! Однако на практике все не совсем так. Сотни негативных отзывов пойдут на пользу мало кому. Особенно если они необоснованные и даже не от ваших клиентов. Или если это киберспланированная кибератака на вашу киберкомпанию.

Кадр из фильма «Невидимка» (2000)
Кадр из фильма «Невидимка» (2000)

Благодаря интернету люди все больше информированы при покупке любого товара. Перед оформлением заказа клиенты читают отзывы, форумы и смотрят ролики. Вопрос лишь в том, какая информации достоверна. Спойлер: далеко не вся.

Мы решили узнать, как компании работают с отзывами в целом и что делать, если происходит массированная атака. Для этого мы взяли интервью у Петра Сухоруких, основателя агентства «Невидимка». Они защищают деловую репутацию компаний в сети.

В этой статье расскажем, какие отзывы можно удалить, как это делать и зачем.

За чем к вам обращаются клиенты?

К нам обращаются, чтобы защитить свою репутацию. Бывают ситуации, когда о компании или частном лице публикуют неактуальную или недостоверную информацию в сети. Мы, в свою очередь, ее оттуда убираем.

Неактуальной считается информации сроком более 3 лет. Ведь много чего могло поменяться за такой срок.

Недостоверная информация — это то, чего не было в действительности. Чаще всего работаем с:

  • отзывами на геосервисах,
  • сайтами с отзывами сотрудников,
  • материалами в СМИ.

Как удалить информацию из интернета?

Мы работаем в рамках закона, так что механизма удаления у нас 2:

  • Досудебные претензии.
  • Решение вопроса через суд.

Сталкивались с ситуациями, когда клиенты пытались самостоятельно решить вопрос до обращения к нам и отправляли деньги админам сайтов, на которых размещался негатив. Это приводит к тому, что выплаты становятся регулярными. Эдакая подписка на «Нетфликс», только кино не показывают. Поэтому мы решаем вопросы в правовом поле — сразу исключаем возможность шантажа.

Самый трудный кейс?

В 2021 году была массированная информационная атака на сеть ресторанов «Тануки» со стороны «Мужского государства»*. Реагировать нужно было быстро, хоть и был вечер пятницы. Переиграли расписание и сумели удалить 4100 недостоверных отзыва за 2 дня работы. «Тануки» даже согласились сделать из этого публичный кейс.

*организация признана в РФ экстремистской

Сколько это стоит и почему?

Вообще, цена зависит от страны, площадки и количества работы. В России стоимость удаления стартует от 7 000 руб. Если у клиента есть веские доказательства, что отзыв — клевета, то будет быстрее и дешевле.

А вот если отзыв правдивый, ситуация была, но неверно изложена, то все сложнее. И дороже, соответственно. Но в целом любую недостоверную информацию можно удалить. Скрывать реальные отзывы мы не советуем, потому что такие ситуации нужно решать с клиентом в личном порядке.

Стоит ли оно того?

Клиенты ориентируются на отзывы в интернете. У них нет возможности проверить информацию, как тут узнаешь, что правда, а что нет? Может, продукт откровенно плохой или это действительно чья-то атака. Поэтому нет ничего страшного в том, что бизнес отстаивает свою правоту и сохраняет имидж.

Один негативный отзыв рядом с десятками положительных не нанесет вреда компании. А вот десятки и сотни могут стать проблемой, ведь в этом случае:

  • Привлекать хорошие кадры становится труднее.
  • Стоимость привлечения клиентов растет.
  • Сложнее искать деловых партнеров.

Так что важно оценить «масштабы трагедии» и возможные потери бизнеса, прежде чем что-то предпринимать.

Как удалить недостоверные отзывы самостоятельно?

Нужно составить досудебную претензию и отправить в техподдержку. Можно изложить проблему своими словами. Какие могут быть результаты:

  • Вам не ответят.
  • Вам ответят, но откажут
  • Вам ответят, согласятся с доводами и уберут отзыв.

При написании претензии важно описать ситуацию, привести доводы и доказательства вашей правоты. Нельзя просто писать «Я не согласен» и ждать, что отзыв уберут.

Изучите правила площадки, с которой хотите связаться. Если указать на их нарушение, отзыв также могут удалить или скорректировать.

Например, вот правила Яндекса. В 5 пункте указано, что нельзя разглашать личные данные. Если в отзыве есть такая информация, то это уже нарушение, и можно обратиться в поддержку. Другой пример: в отзыве вас напрямую сравнили с другой компанией. Это тоже повод для удаления.

Итого

Для удаления недостоверной или неактуальной информации нужно знать правила площадок и законодательство. Не бояться отстаивать свои права. Оплачивать удаление отзывов через админов сайтов не стоит, это вымогательство.

В случае массированной атаки или для общего улучшения имиджа можно обратиться к специалистам агентства «Невидимка» — у них есть опыт урегулирования таких ситуаций.

3030
46 комментариев

Неа, мы таких не берем заказчиков

2
Ответить

Вот для таких, как описанный в статье "гражданин", я бы ввел официальное наказание в виде бутылки. И необязательно с экстрадицией - можно по месту обнаружения, в подворотне пару часов исполнение приговора попроводить

1
Ответить

мне кается в 21 веке даже на отзывы в интернете мало кто обращает внимания, ну или смотрят только на негатив т.к. позитивные отзывы кажутся купленными

7
Ответить

Пожалуй, согласимся, положительным отзывам верят меньше. А вот на отрицательные смотрят, и если они необоснованные, то это как минимум обидно (:

1
Ответить

» Если в отзыве есть ФИО сотрудника, то это уже нарушение, и можно обратиться в поддержку.

Нарушение чего?

4
Ответить

Правил Яндекса (:

1
Ответить