Хьюстон, у нас котёнок! История создания мерча FirstVDS

Хьюстон, у нас котёнок! История создания мерча FirstVDS

Привет, Котятки😼! Прочитав статью от Ростелекома про новый взгляд на мерч, я решил что нет ничего проще и эффективнее, чем украсть готовую идею для статьи и написать такую же (шутка). Однако, как всем известно, в каждой шутке есть доля правды. Когда читаешь подобные материалы и при этом имеешь релевантный опыт — неизбежно тянет на рефлексию и хочется поделиться с миром и своей историей.

Меня зовут Никита, я директор по маркетингу хостинг-компании FirstVDS. Этот лонгрид — личный опыт по наступанию на грабли при разработке корпоративного мерча.

Преамбула. Merch[andise]

Хьюстон, у нас котёнок! История создания мерча FirstVDS

Знаю, что статью могут читать особо чувствительные люди, которые не любят англицизмы, но из песни слов не выкинешь, особенно когда работаешь в IT. Поэтому периодически я буду вас этим бесить, иногда даже намеренно — стрессоустойчивость нужно закалять! Тем более многие внутренние англицизмы перешли ко мне по наследству вместе с отделом (легаси, хе-хе).

Термин «мерч» (производное от merchandise — товар) объединяет в себе любой брендированный корпоративный шмот. Вы можете забрендировать что угодно — одежду, канцелярию, посуду, продукты, сувениры, мебель, кота… а потом подарить это своим сотрудникам или клиентам, и они будут ходить в нём/с ним довольные и преданные вашему бренду. Но это не точно. Чтобы это было точно, вам нужно определиться, для чего вы создаёте мерч, обеспечить его ценность для конечного потребителя и, конечно же, сделать всё «красиво».

Цель мы сформулировали достаточно быстро — мы хотим, чтобы наши сотрудники чётко осознавали свою принадлежность к бренду и распространяли его известность среди своего круга общения.

У нас большая распределённая команда — инженеры, системные администраторы и прочие айтишники составляют большую её часть. Каждый из нас любит свою компанию, а компания любит своих сотрудников. Роль мерча в данных отношениях относительно проста, но очень важна — поддерживать вовлечённость и лояльность обеих сторон. Но, как я и сказал ранее, чтобы вся эта схема хоть как-то работала, мерч должен иметь ценность для сотрудников, и логотипа тут мало.

В самом начале пути мы решили отказаться от хайпа на трендах. В случае с корпоративным мерчем это слабая фича – некоторые вообще не следят за модой, а хайп протухает достаточно быстро. Не успеете оглянуться, как через пару месяцев бабушка вашего сотрудника будет копать картошку в корпоративной толстовке, а дед с соседнего участка будет недоумевать, почему у неё на авоське кабельные стяжки (zip-tie).

На обложке данного поста вы можете наблюдать космонавта с оторванными руками. Два года назад на хайпе была социальная сеть голосового общения Clubhouse. Мир разделился на людей, которые поддерживали идею стартапа, и людей, считающих, что это соцсеть для тех, кому руки оторвало. Тогда от идеи пришлось отказаться именно из-за опасений, что ажиотаж быстро протухнет.

Путём <sarcasm>реверс-инжиниринга</sarcasm> мы проанализировали всю нашу работу и собрали небольшой список характеристик мерча, которых будем придерживаться в будущем, чтобы меньше факапить. Осторожно, возможны приступы аллергии на капитанство.

  • Мерч является практичным. Люди будут пользоваться вещью регулярно, если она облегчает им решение повседневных задач. Powerbank — хороший пример практичного мерча. Современные айфоны наконец перестали разряжаться за три часа, однако количество гаджетов, требующих постоянной подзарядки, с каждым годом неуклонно растёт.
  • Мерч — одежда. Если вы делаете мерч, среди него должна быть одежда. Футболки, свитшоты, лонгсливы, худи, кепки, носки и прочее — самые распространённые варианты. При этом желательно исключить штаны и обувь, так как с ними слишком много проблем при попадании в размеры и качество, причём проблемы эти практически непреодолимые, если только у вас не бесконечный бюджет. Любую одежду 100% будут носить. Но где и при каких обстоятельствах — зависит от её внешнего вида и качества. Об этом следующие два пункта.
  • Мерч универсален по дизайну. Если при разработке мерча ваш хипстер-криэйтор продавил идею взять за базу фиолетовый пиджак с шортами и шапку с балаболкой — будьте готовы, что носить его будет только пара-тройка таких же хипстеров, а остальные его проигнорируют. Старайтесь сделать так, чтобы дизайн одежды был привлекателен для большинства. Чем больше ваш коллектив — тем сложнее эта задача.
  • Мерч должен быть качественным. Разрабатывая корпоративный мерч вы постоянно балансируете между «кроиловом» и «попадаловом». Если вы берёте, к примеру, рюкзак за 2 тысячи в закупе, будьте готовы, что когда в него положат ноутбук, справочник по линуксу и пару бутылок пива, молнии разойдутся и он отправится на помойку. Потому что в таких изделиях используется не всем привычная и надёжная фурнитура от YKK, а китайское говно из подвала дядюшки Ляо. Чем практичнее мерч, тем важнее его надёжность.
  • Мерч является эффектным и необычным. Если вам удастся придумать и реализовать что-то, от чего глаза у людей полезут на лоб (в хорошем смысле, я не про пакет на голову) и будет достигнут тот самый «вау-эффект», тогда все предыдущие характеристики для этой вещи не обязательны. Пусть это будет что-то дорогое и лимитированное — крутые вещи залетают на ура и занимают видное место, просто потому что они реально крутые. Сложность в том, что «крутой» — понятие субъективное, оценивать нужно осторожно.
  • Мерч может быть эпатажным. Желательно слегка. Тут главное не борщить, иначе непродуманная эпатажность может задеть чьи-то нежные чувства. Особенно если мерч предназначается клиентам.

В результате мы пришли к тому, что любая вещь в наборе мерча должна сочетать в себе хотя бы некоторые из этих критериев. Однако, чтобы это понять, нам пришлось основательно пройтись по граблям, об этом далее.

Дизайн-концепция

Если вам когда-либо приходилось создавать что-то с нуля, вам известна проблема чистого листа. Вы чахнете над «холстом» и не понимаете, с чего начать. Можно, конечно, не париться, налепить на мерч логотип компании и выдохнуть, но ведь мы хотим более качественного результата, верно? Для таких случаев у нас есть накатанная схема мозговых штурмов.

В нашем отделе маркетинга трудятся веб-разработчики, дизайнеры, маркетологи, редакторы и копирайтеры, в общей сложности 16 человек. Все они участвуют в подобных мероприятиях. Не буду описывать, как всё происходит, так как это тема для отдельной статьи (плюсуйте, напишем!), но вкратце скажу, что цель мозгового штурма — генерация максимального количества «мяса» (т.е. идей) для менеджера проекта и команды исполнителей. Исполнители впоследствии из этой массы отбирают самые удачные и трансформируют их в конфетку.

В данном случае мозговой штурм по мерчу касался в основном придумывания и выбора вещей, которые будут входить в набор, а тема и стилистика нам досталась с другого проекта, где мы разрабатывали маскота для бренда FirstVDS. Начнем излагать фабулу именно с него.

Хьюстон, у нас котёнок! История создания мерча FirstVDS

Знакомьтесь — это FirstJohn, маскот FirstVDS. Именно его мы взяли за основную визуальную составляющую нашей линейки корпоративного мерча. К слову, имя досталось ему по наследству — c 2014 года под этим пользователем мы публикуем статьи в корпоративном блоге на Хабре.

К моменту начала разработки мерча у нас уже был реализован проект по редизайну сайта FirstVDS, в ходе которого были созданы сотни иллюстраций с Джоном и его постоянным спутником — котиком.

Хьюстон, у нас котёнок! История создания мерча FirstVDS

Имени у кота пока нет, но местами он получился более интересным и харизматичным, чем сам Джон. Впрочем, они очень органично дополняют друг друга.

Некоторые из существующих иллюстраций легли в основу дизайна мерча. Если у вас есть минутка — рекомендую просто побродить по страницам нашего сайта и оценить работу нашего иллюстратора Евгении, её талант трудно переоценить.

Хьюстон, у нас котёнок! История создания мерча FirstVDS

Ещё одним компонентом стал девиз бренда, уходящий корнями в специфику деятельности компании — Deploy it! (да, плагиат с Nike). В дословном переводе девиз означает «Разверни это!», а вообще с айтишного «деплой» — это процесс размещения сайта или другого проекта на сервере.

В общем, концепция дизайна была определена и дело осталось за «малым» — выбрать непосредственно вещи, которые будут входить в набор корпоративного мерча, согласовать бюджет (сумма указана в заключении), отрисовать иллюстрации и изготовить мерч.

Ассортимент

Весь корпоративный мерч мы поделили на три категории:

  • Базовый мерч. Этот набор выдается каждому сотруднику по умолчанию.
  • Деньрожденьческий мерч (простите). В FirstVDS каждый сотрудник, в зависимости от выслуги лет, на день рождения получает в подарок уникальный мерч. Это приятное дополнение к денежной премии, которая также выплачивается в рамках дня рождения. Получить его другими способами нельзя.
  • Мерч для корпоративного магазина. На базе корпоративного портала Битрикс (простите) мы разработали магазин мерча, в котором сотрудники могут «покупать» его за баллы. Ежегодно каждому сотруднику начисляется определенное количество баллов, которое они могут потратить. Также руководители отделов могут начислять сотрудникам своего или другого отдела баллы за те или иные подвиги — в качестве дополнительного поощрения. Подробнее об этом я напишу чуть позже.

Мы делили апельсин, много наших полегло (с). Мозговых штурмов по придумыванию носителей бренда было не один и не два, и не три… точное количество неизвестно, но их было очень много. Всё это вызывало постоянные споры, горение и головные боли.

Так что, если кто-то вам скажет, что у гуманитариев лёгкая работа — возразите, ибо где-то в этот самый момент от творческого истощения плачет один гуманитарий.

Легко выразить субъективное мнение со своей колокольни, но очень сложно принять решение, ведь ты не можешь быть уверен в чём-то до конца, пока не увидишь итоговый результат.

Кроме мозговых штурмов внутри отдела маркетинга, мы запустили опрос по всей компании, в котором каждый сотрудник мог предложить свою идею для будущего мерча и получить за это баллы на покупку этих самых вещей. Сразу оговорюсь, что сильно рассчитывать на подобные опросы не стоит, потому как творчество — это достаточно тяжело, а другие сотрудники компании слишком заняты выполнением своих задач, чтобы работать ещё и вашу работу.

В сухом остатке, из более чем 300 идей в работу пошло только 30+ позиций, переходим к их обзору.

Разбор результатов

Если вы рассчитываете, что это история успешного успеха и всё получилось выверено, гладко и без ошибок — спешу вас разочаровать (или обрадовать). При разработке и реализации проекта мы совершили достаточно много ошибок. Часть мерча получилась не такой, как планировалось, у некоторых позиций вскрылись неприятные нюансы, а что-то вообще зря взяли в работу.

Но это ничего, виновные награждены, непричастные наказаны. Так или иначе, это опыт, который мы переварили и сделали работу над ошибками, поэтому по каждой позиции я сразу буду писать нюансы.

Базовый мерч aka Starter Pack

Худи. В толстовке прекрасно всё, ну или почти всё. Дизайн получился яркий и запоминающийся. Практичный графитовый цвет, лёгкий вес, утеплённый подклад и оптимальный по размеру капюшон. Капюшон вообще часто становится проблемой, почти всегда он слишком маленький, иногда слишком большой.

Стартер-пак дарим каждому новому сотруднику.
Стартер-пак дарим каждому новому сотруднику.

Ошибкой в данном случае мы посчитали оверсайз покрой. Далеко не всем по вкусу оверсайз, а те кто любит одежду посвободнее могут взять изделие на 1-2 размера больше. В следующий раз будем шить толстовки, лонгсливы, свитшоты и футболки в покрое реглан — это сгладит несовпадение плечевых швов, если изделие используется как оверсайз. А ещё реглан просто красивый.

Пример толстовки в покрое реглан. Внимание на плечевые швы.
Пример толстовки в покрое реглан. Внимание на плечевые швы.

Футболка. По футболке мы зафакапили практически всё. Во-первых, реализация сильно отличается от первоначальной задумки, так как в имеющиеся сроки мы не нашли подрядчика, который смог бы сделать полную заливку нижней части футболки в тираже 200+ шт.

Слева – как было задумано, справа – как получилось в итоге.
Слева – как было задумано, справа – как получилось в итоге.
Хьюстон, у нас котёнок! История создания мерча FirstVDS

Если вы знаете, кто может реализовать подобный дизайн — напишите, пожалуйста, в комментариях. Во-вторых, качество нанесения оказалось на уровне дна и времени на переделку уже не было. В общем, с этими футболками сплошное расстройство и крокодильи слёзы. Но! Всё, что нас не убивает — делает нас стрессоустойчивее. Постараемся исправить всё в следующих партиях.

Стикерпак. Третьей позицией в наборе базового мерча стал стикерпак. Все любят наклеечки. Ну, или почти все. У половины компании стикерами с конференций и прочих мероприятий заклеены ноутбуки, кружки, бутылки, столы и т.д. Почему бы не добавить к ним своих, родных?

Хьюстон, у нас котёнок! История создания мерча FirstVDS

При изготовлении стикерпака советую внимательно отнестись к материалам — наклейки на обычной самоклейке вышаркиваются за несколько дней и превращаются в непотребство. Мы использовали широкоформатную интерьерную печать на бумаге Orajet с матовой ламинацией. Такие стикеры будут жить если не вечно, то очень долго. Их можно клеить даже на авто, правда, со временем они выгорят на солнце. Само собой, чтобы стикерпак вызывал интерес, нужно потрудиться над содержанием — мы решили взять за основу рабочие сюжеты, так как это всегда «жиза».

На его базе мы также создали стикерпак в Telegram, набор стикеров там гораздо больше, нежели в бумажном варианте, добавляйте себе ;)

Мерч на день рождения

Деньрожденческий мерч. Прошу прощения за фото, фотограф из меня так себе.
Деньрожденческий мерч. Прошу прощения за фото, фотограф из меня так себе.

Как я и писал ранее, каждый сотрудник на день рождения получает подарочный мерч в зависимости от выслуги лет:

Мягкие тапочки для офиса (или дома) — стаж работы от 0 до 2 полных лет. Мы решили не париться с размерами и сделали универсальные для девочек и мальчиков — 41 и 46. В цвет логотипа правильно попасть не смогли.

Мощный повербанк на 20 000 mAh — от 3 до 5 полных лет. За основу была взята «банка» с 4 портами USB-A, 1х micro-USB, 1xUSB-C. «Кроилово» привело к тому, что порт Type-C оказался пригодным только для зарядки самого повербанка, на отдачу он не работает. Также у данного изделия низкая по современным меркам токоотдача портов в 2,4 ампера и отсутствует беспроводная зарядка. В дополнение ко всему, плата за высокую ёмкость — большой вес, с таким кирпичом удобно ходить в рукопашную, а носить подобное в женской сумочке — затея сомнительная. Не делайте так, лучше пожертвовать ёмкостью в сторону технологичности.

Уютный космический свитер для тех, кто познал дзен — от 6 полных лет. Свитеры получились бомбические — удачный дизайн, натуральная шерсть… но они оказались ужасно колючими. Вещь получилась спорная, хоть и красивая.

Мерч в «корпоративный магазин»

Металлические значки-пины

Таких мы сделали 2 вида, для каждого нашего проекта — FirstVDS, CLO. Это просто прикольные значки, которые могут быть востребованы среди молодёжи (от 13 до 55 лет), зудящей от собственной уникальности. Их можно вешать на одежду, рюкзаки и в целом на любую тканевую основу. Берут их очень охотно, так как и дизайн, и исполнение вышли отличными, однако недочёты тоже имели место быть. В первую очередь — размер. Многие пользователи пинов, в основном девочки, жаловались на размер — мы не поскупились на металл и они получились достаточно громоздкие (40 х 45 мм). Вторая проблема — короткие и толстые пимсы (гвоздик застёжки), из-за этого их не получалось приколоть на рюкзаки из толстой и плотной ткани.

Металлический с эмалью, на двух застёжках, 4 см.
Металлический с эмалью, на двух застёжках, 4 см.

Музыкальные футболки

Идея принта в виде интерфейса плеера честно украдена в интернете (насмотренность — наше всё). Мы сделали две футболки с отсылкой на известные и всеми любимые музыкальные группы — Come Together First (отсылка к Битлам) и Smells Like First Spirit (Нирвана!). По проблемам — цвет светлой футболки мне показался слишком невыразительным, но это скорее вкусовщина. Дизайн обложек «альбомов», на мой взгляд, получился шикарным. А вы как считаете?

Худи на молнии FirstVDS Words

Толстовка на молнии гораздо практичнее в использовании, нежели модель со сквозным «кенгурятником». У неё есть «климат-контроль» (можно расстегнуть, если стало жарко), а ещё её можно быстро надеть/снять. Минусом таких худи я считаю то, что со временем ткань на стыке с молнией начинает деформироваться волной, хотя это, возможно, зависит от качества. Относительно данной модели мы пришли к следующим выводам — слишком светлый серый цвет (графитовый смотрелся бы лучше), также она получилась тяжелая, после дождя так вообще неподъёмная, а так как многие сотрудники часто ходят в походы — вес имеет значение. Дизайн мы тоже записали в минусы, он был выполнен в виде филворда, в нём мы зашифровали 30 слов и аббревиатур из мира хостинга (наши проекты тоже не обошли стороной). Проблемой стало то, что с расстояния 10 метров всё это сливалось в кашу и никак не воспринималось.

На молнии, с карманами. Здесь мы зашифровали 30 слов и аббревиатур из мира хостинга
На молнии, с карманами. Здесь мы зашифровали 30 слов и аббревиатур из мира хостинга

Носки

Если вы делаете мерч — носки должны быть в наборе обязательно. К моему удивлению это очень популярная в вишлистах вещь, при этом чем более упоротый и смешной по смыслу дизайн, тем лучше. Мы сделали два варианта с попыткой в юмор, но оба в итоге посчитали провальными. Первая проблема — почему-то мы решили сделать один универсальный размер для всех. Само собой, людям с ластами вместо ног, вроде меня, они оказались маленькими. Далее носки c подорожником «FIXED» по исполнению получились просто страшненькие. Носки 500 и 404 «Один сломал, второй потерял» делались с отсылкой на бородатый анекдот и известные коды ответа HTTP. Сама задумка крутая, однако снова подкачала реализация — спортивные резинки давят на кожу и оставляют следы в виде «стиральной доски» на ногах. Также никто из нас не смог объяснить друг другу, зачем мы сделали логотип на подошве — его не видно и он будет быстро стираться при носке.

Баф

Модная, удобная и практичная вещь. Также его называют шарф-труба. Правильный баф можно трансформировать в бандану, балаклаву или маску. Мы сделали флисовый зимний вариант, который можно использовать в походах или покатушках на сноуборде и лыжах. Минусы — толстый шов, одностороннее нанесение, сезонность. Про последнее стоит сказать, что желательно делать несколько вариантов бафа — летний и зимний. Дизайн также получился не слишком выразительный.

Тёплая флисовая. На голову, на шею, на руку — выбери сам
Тёплая флисовая. На голову, на шею, на руку — выбери сам

Поясная сумка и рюкзак

Айтишники (и не только) — это люди, которым никогда не хватает карманов. У меня, например, постоянно с собой ворох ключей, проводов, пара книг, ноутбук, бутылка воды, повербанк, документы и ещё куча всякого барахла. Потому что могу! В общем, практичность не вызывает сомнения. Дизайн мы обыграли лаконично, а смысл напросился сам собой — никогда не будет лишним напомнить всем вокруг про бэкапы! Минусы я уже затрагивал ранее — молнии неизвестного производителя, по возможности используйте фурнитуру YKK. Поясная сумка вообще оказалась провальной позицией: то ли хайп на 90-е уже прошел, то ли мы не разобрались как их правильно готовить, в любом случае решили в дальнейшем от них отказаться.

Отдельно скажу про сумку-холодильник

Внутри она обшита теплоизоляцией и вмещает достаточное количество банок пива/газировки/энергетика, а при выезде на природу напитками и продуктами затариваются почти все. Используется такая сумка, как правило, с аккумуляторами холода, которые позволяют содержимому оставаться холодным достаточно долго (при поездке на Байкал такой холодильник у меня держал в холоде продукты около двух суток). На будущее — аккумуляторы холода желательно дарить вместе с сумкой.

Антиковидные маски. Тут рассказывать особо нечего, но позиция в целом провальная. Зря мы их поместили в магазин мерча, нужно было раздавать в стартер-паках. Кто захочет тратить баллы на такое? Никто. Кроме того, ковидные ограничения повсюду уже отменили, и популярность масок вовсе упала до нуля. Надеемся, что они никогда не станут снова актуальны.

Хьюстон, у нас котёнок! История создания мерча FirstVDS

Кружки сегодня — это уже настолько заезженный мерч, что держится лишь на том, что всем людям надо из чего-то пить. Мы попытались сделать их интереснее за счёт дизайна (отсылочка к ренессансу) и увеличенного объёма. И то, и другое точно в цель! Пушной зверёк подкрался с другой стороны — почти вся партия ушла в брак из-за качества печати, подрядчик испортил все кружки крайне плохим нанесением. Пришлось переделывать всю партию в другом месте на кружках обычного объёма 250 мл. Моё сердце было разбито. Всегда делайте пилотный образец тем же способом нанесения, которым будет изготавливаться вся партия (это может быть дорого).

Кардхолдер. У нас в отделе есть некоторое количество фанатов банка Тинькофф, и они нам всю плешь проели своими бесплатными кардхолдерами. С учётом того, что Apple Pay, Google Pay и прочие «Пэи» строем вышли из страны, для многих снова стали актуальны банковские карты в кармане. А если вы не любитель таскать с собой кэш, то кардхолдер вообще становится идеальным вариантом кошелька. Ошибкой стало то, что мы сделали его в виде книжки — из-за этого пострадала компактность. Надо было не изобретать велосипед, а использовать конструкцию как у Тинькофф, спасибо им за идею. Нанесение также нас подвело — принт начал быстро стираться, тогда как у первоисточника для нанесения логотипа было использовано тиснение, с которым никогда ничего не произойдёт. Если что, это не реклама, зарплату я получаю на карту Альфа-банка (реклама).

Для тех, кто не носит с собой кэш
Для тех, кто не носит с собой кэш

Блокноты. Лично я почти не пользуюсь блокнотами, записывая всё либо в телефон, либо на ноутбук — 21 век так-то. Но по какой-то неизвестной мне причине люди продолжают выметать блокноты и ручки с нашего склада из года в год, поэтому данная позиция для нас актуальна. Тут у нас зудело сделать что-нибудь эпатажное, поэтому блокноты мы изготовили двух видов. Один «для своих», а второй приличный. В дизайне приличного мы использовали принт всё с той же темой ренессанса, а над «своим» блокнотом постарались получше. Простите, если вдруг это заденет ваше чувство прекрасного.

А5, 50 листов в точку — для ценителей ренессанса
А5, 50 листов в точку — для ценителей ренессанса

Ручка. Если у тебя есть ручка, то ты уже почти писатель. В FirstVDS мы стараемся культивировать причастность сотрудников к созданию контента, поэтому каждый имеет возможность прийти к нашим редакторам и написать статью в Базу знаний, на Хабр или VC. За это мы платим деньги. Ручка показалась нам наиболее подходящим предметом, с помощью которого можно напомнить про эту возможность заработать и приобщиться к прекрасному. Дизайн минималистичен, впрочем, как и у любой ручки. Сама ручка металлическая, с квадратным профилем, очень кайфовая и удобная. Проблема только одна — нельзя забывать про главное, ручка должна писать! Нам пришлось расписывать и выбраковывать большое количество готовой продукции, потому что мы не задались вопросом качества стержней заранее.

Можно использовать как подставку под смартфон!
Можно использовать как подставку под смартфон!

Брелок-открывашка. Если мерч функционален, то он должен быть практичен. Практичность в данном случае спорна — с появлением откручивающихся крышек на стеклянных бутылках актуальность открывашек сильно просела. Однако мы всё же решили сделать её, просто потому что она очень круто вписывалась в брендовое исполнение. Открывашка выглядит 1 в 1 как основная часть логотипа FirstVDS. Из проблем — долго подбирали размер, чтобы она удобно лежала в кармане вместе со связкой ключей, а также пришлось несколько раз просить подрядчика скруглять острые грани из-за опасности порезаться или порвать карман. Получилось огненно.

Для ключей и пятничного пива
Для ключей и пятничного пива

Ковёр для мыши и клавиатуры. Да, это именно ковёр, а не коврик, его размеры 90х40см. Очень кайфовая и практичная вещь, которую многие сразу же себе захотели. Софт-тач материал, красивый принт с Джоном. Ошибки можно было предугадать, однако мы всё же не заметили очевидного. Принт находится прямо под правой рукой и со временем начинает стираться от интенсивного контакта с мышью. Лучший вариант — логотип в левом нижнем углу и всё, охладите ваше творчество. Второй вариант — не делать софт-тач, а выбрать ковёр из жесткого материала с ламинацией, но это будет уже не то.

Для крутых ачивок в играх и на работе, 90*40 см
Для крутых ачивок в играх и на работе, 90*40 см

Космический плед. Синий, мягкий плед с принтом, на котором Джон пылесосит звёздное небо. Занятие настолько же вечное, как и работа технической поддержки хостинга. Маст хэв, я считаю.

Для холодных вечеров, 150*200 см
Для холодных вечеров, 150*200 см

Походный стул поддерживающий. Крутой кемпинговый трон, который пригодится при поездках за город, например. Почему поддерживающий? Тут обыгрывалась тема одного внутреннего мема нашей техподдержки. Раскрывать его суть мы не будем, ведь статью могут читать дети/беременные женщины и люди с тонкой душевной организацией. Если что, никакого жестокого обращения с сотрудниками у нас нет!

Поддерживает до 120 кг:)
Поддерживает до 120 кг:)

Бубен «Deploy it!». Помните я писал про крутые штуки, которые все себе захотят, просто потому что они крутые? Так вот, это тот самый случай. Думаю, не стоит говорить, что шутка про бубен и админа старее, чем противостояние Вилларибо и Виллабаджо. Мы сделали 2 таких бубна разного размера — 40 и 50 см. В нашем магазине мерча они улетели в первые же минуты, несмотря на то, что были дорогими. Один ушёл в отдел мейнтенсов, где трудятся наши инженеры, второй — в отдел RnD. Бубны изготовлены вручную из натуральной коровьей кожи, и других таких же в природе не существует. Из минусов — запах от кожи, который очень долго выветривается. А ещё один из маркетологов моментально схватил аллергию, когда дотронулся до него. Крутота требует жертв.

Настоящий шаманский. Чтобы всё случалось, 50 см
Настоящий шаманский. Чтобы всё случалось, 50 см

Обложка для паспорта. Сказать особо нечего, обложка как обложка. Сюжет могли бы придумать и поинтереснее.

Для путешествий по России и миру, когда будет можно
Для путешествий по России и миру, когда будет можно

Зонт-трость. Когда на улице дождь и слякоть, а вокруг всё серое — гораздо веселее смотреть не на тучи над головой, а на бесконечные звёзды в космосе! Дизайн простой, но необычный. Снаружи — фирменный зелёный цвет и логотип FirstVDS, внутри — космос. Минусы в готовом изделии — вес и стоимость. Ткань пришлось делать двойной для реализации двухстороннего принта, а цена в закупе сильно ударила по бюджету.

Зонт-трость, чтобы даже в дождливую погоду всегда видеть звёзды
Зонт-трость, чтобы даже в дождливую погоду всегда видеть звёзды

Солнцезащитные очки Deploy it!. Чем мы думали когда включали их в мерч, я, конечно, догадываюсь, но озвучивать не буду. Воодушевленные рекламными очками Егермейстера, мы наклепали дешёвых и абсолютно беспонтовых очков, которые носить в здравом уме никто не станет. К слову, очки от Егермейстера такие же ужасные, однако их ты надеваешь в основном тогда, когда в тебе уже булькает пол-литра этой чудесной «лекарственной» настойки и на их качество уже абсолютно плевать. Just for fun. В общем, если решите включать в мерч очки, берите за основу хорошие, но бюджет тогда может оказаться неподъёмным.

Чтобы скрыть следы вчерашнего веселья или чиллить на солнышке
Чтобы скрыть следы вчерашнего веселья или чиллить на солнышке

Подрядчики

Изначально я планировал расписать все наши приключения с выбором подрядчиков, логистикой, бухгалтерией и всем-всем-всем, но материал тогда получится невероятно огромный и душный. К тому же, чукча-писатель во мне уже устал и протестует. Поэтому ближе к концу буду максимально краток.

Для изготовления одежды мы искали именно швейную фабрику, так как работа с готовыми изделиями сильно сужает выбор по качеству и ассортименту, а в этом случае можно попрощаться с нашими гениальными фантазиями из-за ограниченного количества способов нанесения.

В итоге мы выбрали компанию Custom Merch. Цена, качество и ассортимент материалов показались нам оптимальными, кроме того данная компания имеет собственные производственные мощности для нанесения нужным нам способом (шелкография). Да, не каждая фабрика занимается нанесением принтов. Также стоит отметить, что некоторое количество одежды пришлось переделывать из-за брака пошива, но 100% гарантию по отсутствию брака при оптимальной цене вам наверняка никто не даст. В итоге поставщик исправил брак за свой счёт, так что тут стоит закладывать больше времени на изготовление с учётом возможного возврата и исправления брака.

Типовую продукцию и нанесение на неё мы заказывали в рекламно-производственной компании. Тут мы сильно не искали, а обратились к постоянному подрядчику, потому что у рекламных агентств практически никогда не разнятся цены на широко распространённые вещи. Все подобные компании — это посредники между вами и маркетплейсами. Мы сами выбирали, что нам нужно на маркетплейсе GIFTS, а рекламщики брали на себя закуп, нанесение и логистику. Впрочем, выбирать подрядчика тут тоже нужно осторожно (вспоминаем кружки).

Для производства зонтов мы долго и упорно искали того, кто сможет реализовать нашу задумку с двухсторонним нанесением. Это оказалось непросто, так как их очень немного. Нас спасли Скифы.

Также были некоторые сложности с поиском подрядчиков для изготовления пледов. Далеко не все делают нанесение таких размеров. Добиться успеха нам помогла компания ТСН из Питера.

Носки, пины, ковры и тапки нам изготавливали разные подрядчики, которых мы выбирали индивидуально под каждую вещь из соображений стоимости, тиража, качества и наличия образцов. Приводить их здесь я не буду, но если вам нужна более конкретная информация — спрашивайте в комментариях, поднимем историю.

Заключение

Воздержусь от указания количества и стоимости каждой позиции мерча, но весь проект, за исключением человеческих ресурсов, обошёлся нам в 1 774 897 рублей из расчёта на коллектив 100+ человек.

Если вам в скором времени предстоит работа над подобным проектом — выводы из написанного вы можете сделать сами. От себя в заключение скажу — любите своих коллег и старайтесь превышать их ожидания, их эмоции обязательно трансформируются в благодарность и лояльность!

Если вам понравилась статья — вы можете поддержать авторов лайком и комментарием. Спасибо за внимание, котятки!

3737
17 комментариев

Некоторые позиции у вас прямо находка: открывашка, кардхолдер, тапочки — имхо, выглядят настолько кайфово, что можно купить и человеку с улицы)

3
Ответить

Я из тех людей, которые не носят и не будут никогда носить корпоративную одежду (если только как домашний вариант), но блин - ugly свитер, это невероятно круто. да и в целом, кроме одежды очень много интересного мерча - такая компания может интересовать, как потенциальный работодатель.

3
Ответить

Круто, что вам пришелся по душе наш классный картхолдер и вдохновил вас на такую крутую идею! 😎

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Лайк 👍
Красный мерч

2
Ответить

И шутки смешные :)

2
Ответить

мы не нашли подрядчика, который смог бы сделать полную заливку нижней части футболки в тираже 200+ шт

Чтобы сделать заливку нижней части, а разумно бы было сделать её и сзади, это печать по крою, на тираже 200 шт. (да и 1000 тоже) это будет просто золотым, не говоря уж о том, что печатью по крою занимаются единицы.

Ответить