Как проводить исследования для нового бизнеса
Исследовательская компания PR News рассказывает, зачем и как проводить коммуникационные исследования, если вы планируете осваивать новый рынок или внедрять новый продукт.
Последние месяцы стали для компаний, работающих в России, временем нестандартных вызовов. Новые гипотезы сегодня нужно тестировать максимально быстро, чтобы реагировать на меняющуюся экономику. Как оперативно оценить новый рынок или новую сферу для развития компании и чем здесь полезна медиааналитика? Мы хотим поделиться собственным опытом и рассказать, как коммуникационные исследования помогают составить максимально полное представление о рынке и коммуникационных стратегиях уже действующих на нём игроков.
Как медиааналитика стала частью бизнес-консалтинга
Исторически складывалось так, что коммуникационным консалтингом занимались PR-агентства. Но примерно лет пять назад наметился новый тренд: в эту сферу стали вливаться бизнес-консультанты. На рынок постепенно зашла большая четвёрка аудита и консалтинга. В их широкий спектр услуг теперь входит и коммуникационный консалтинг, который может быть как частью более крупных исследований, так и самостоятельным продуктом.
Постепенно начался другой параллельный процесс — коммуникационные консультанты стали перестраиваться и дополнять свою работу по PR-направлениям новыми задачами. Нередко случается так, что они сталкиваются с ситуацией, когда нужно дать заказчику рекомендации по бизнес-направлениям, потому что найденные в процессе исследования проблемы не решить только коммуникационными инструментами. И с развитием рынка эта связка PR с бизнесом становится только более крепкой.
Что нам требуется при запуске нового бизнеса?
Медиааналитика сегодня помогает компании оценить новый рынок или возможности для внедрения нового продукта или услуги, чтобы не дублировать стратегии конкурентов и быть адекватным ожиданиям потребителя. При запуске нового бизнеса нам нужно:
• определить конкурентов и выделить лидеров и аутсайдеров рынка,
• изучить их коммуникационные стратегии,
• исследовать аудиторию на рынке, оценить её запросы, ожидания и удовлетворённость уже представленными на рынке продуктами или услугами,
• опираясь на результаты анализа конкурентов и аудитории, построить собственные KPI.
Изучаем рынок и коммуникационные стратегии конкурентов
Итак, для начала нам нужно узнать, кто и как действует на этом новом рынке или в интересующей нас сфере. Работа начинается с кабинетного исследования (Desk Research). Если интересно подробнее узнать о том, как он проводится — почитайте нашу колонку об этом.
Desk Research представляет собой анализ информации на основе данных из открытых источников: это сайты компаний, официальная отчётность госструктур, данные отраслевых ассоциаций и некоммерческих организаций, статьи в СМИ и т.д. Основой для Desk Research могут стать и уже проведённые исследования институтов общественного мнения, консалтинговых компаний и др. Так мы узнаем, какие игроки уже есть в интересующем нас сегменте, какое они применяют ценообразование, какие продукты предлагают, как представлены на рынке и в информационном поле.
Отчет по итогам Desk Research включает:
- Обзор рынка и продукта:
• Динамика упоминаний продукта по дням/месяцам (за последний год),
• Ключевые тенденции в обсуждении, сложившиеся стереотипы, мнения, мифы вокруг продукта,
• Рейтинг упоминаемости конкурентов.
- Обзор предложений компаний:
• позиционирование ключевых игроков (миссия, слоганы, коммуникационные стратегии),
• карта предложений (стоимость и продуктовые характеристики).
Проводим исследование аудитории
Классический вариант подобных исследований начинается с глубинных интервью — это качественный этап, на котором мы изучаем восприятие аудиторией разных компаний и их продуктов, уровень осведомлённости о производителе и ассортименте, факторы влияющие на принятие решений. Проводится он с помощью глубинных интервью продолжительность 25–40 минут с 5-10 респондентами.
За ним следует количественный этап — массовый опрос целевой аудитории, который позволит:
• определить уровень узнаваемости производителей продукта,
• выявить мотивацию ЦА к выбору продукции того или иного производителя,
• определить критерии оценки качества продукта,
• определить идеальные характеристики компании-производителя,
• определить средний чек, который целевая аудитория готова платить за продукт.
Медиааналитические исследования при запуске нового бизнеса пусть и требуют от компании дополнительного времени и ресурсов, но в итоге дают аналитику, которая экономит миллионы и сокращает путь к сердцу потребителя. Лучше уделить им особое внимание, чтобы не оказаться в неизученных бизнес-водах одиноким заплутавшим кораблём.
Больше полезного читайте в нашем Telegram-канале о коммуникационной аналитике ComInsights.