Руководство по выводу своей компании на международный рынок
Доллар по 63 и 65 — это хорошо, но пробовали ли вы стабильно зарабатывать евро и доллары на западных рынках? Мы в Hints профессионально помогаем российским компаниям успешно выходить на зарубежные рынки. В этой статье расскажем, как подготовить стратегию для выхода на международный рынок
Зачем это вообще нужно?
Российские компании стали особенно стремиться на международные рынки после начала «того-что-нельзя-называть», хотя и до этого постоянно посматривали. Мы по своим клиентам можем сказать, что задачи у всех — разные:
- Одни хотят диверсифицировать бизнес и получить стабильный поток денег из-за рубежа.
- Другим нужны инвестиции — но в России найти инвестиции сейчас нельзя, а для западных инвесторов и фондов важны уже настроенные продажи на глобальных рынках.
За каждой из этих задач могут стоять разные цели:
- Полностью уйти на западный (или восточный рынок), прекратив работу в России.
- Оставить российский рынок и запускать международное направление параллельно, опираясь на доход в РФ.
- Запустить бизнес еще и в другой стране, чтобы диверсифицировать выручку и снизить страновые риски
Здесь был еще большой и очевидный кусок текста про то, что в мире куда больше денег, возможностей и чего угодно, но мы пожалели вас и убрали его. Давайте сразу к практике.
Сложно ли выйти в межнар?
В бизнесе простых вещей не бывает, но основная проблема кроется не «Мы — русские, нас никто не любит, и мы никому не нужны», а в ответе на вопрос «Могу ли я потянуть еще один полноценный проект и уверен ли, что он правда нужен».
На наш взгляд, масштабироваться на глобальные рынки могут 95% российских частных компаний. В зоне риска разве что бизнесы, которые живут на тонкостях российского законодательства или схемах, основанных на хакинге законов или «серых» бизнес-преимуществах.
С чего вообще начать?
Прежде всего, определиться с целью выхода. От выбора целей зависит критерий поиска и инструментарий.
Цель: Стабильно расти и зарабатывать → Идем в страны с большим перспективным рынком для нашего продукта, в котором у нас есть экспертиза.
Цель: Получить быстрые иностранные деньги → Идем в страну с самым низким порогом входа.
Цель: Понять перспективы своего продукта на Западе → Просто ходим и пытаемся вытащить своих клиентов или экспертов рынка на разговор с помощью нетворкинга, LinkedIn и других инструментов.
Что необходимо для выхода?
Время
Лучше целиться в 2-3 месяца от старта до первой продажи.
Команда
Без выделенной команды, к сожалению, не обойтись. Будет плохо получаться вести проект «парт-тайм». GoGlobal ФРИИ рекомендует 2-4 выделенных человек в маркетинге, продукте, продажах и вовлеченного CEO.
Консенсус
- Все основатели компании согласны на расширение в межнар.
- У фаундера есть понимание, что выход в межнар — это большой полноценный проект, на который нужно тратить условно 20-30 часов в неделю.
Вообще мы советуем сесть и разобраться самому: пройти все этапы и сделать первую продажу «ручками». Если у вас есть много денег (и мало времени), и вы очень ответственные и системные — лучше не ходите к нам, а делайте сами
Что исследовать перед выходом?
Нужно проанализировать 3 вещи: рынок, продукт и маркетинг. Часть вещей можно рисёрчить параллельно.
Рынок. Рынок довольно не сложно изучать «кабинетно», не вставая из-за компьютера. Вот на что стоит обратить внимание:
- Взять топ-50 стран по ВВП. Макроэкономические показатели и количество населения. По ним можно сразу ограничить потенциальное число рынков на 70%.
- Поискать общедоступные исследования о рынке в выбранной стране или стране.
- Посмотреть особенности юридического и банковского оформления.
Практика показывает, что с 200 стран можно довольно быстро ограничиться 4-5 перспективными. Но по нашему опыту, любая уже работающая компания может сразу из головы составить шорт-лист в 15-20 стран, без анализа макроэкономики.
Если сузить список не получается, можете попробовать поискать показатели, которые непосредственно связаны вашим бизнесом. Это может быть, например, количество предприятий малого и среднего бизнеса или ежегодное количество студентов в стране.
Когда делали анализ для Skyeng, смотрели на количество людей в стране, которые владеют английским как вторым языком. Если они владеют или хотят им владеть, то им очевидно нужно им его учить.
Полезно смотреть на рынок не только в разрезе «сегодня», но и в разрезе «завтра». Что, если сейчас в условной Великобритании — клево, но через 2 года государство собирается зарегулировать рынок, в котором вы собираетесь работать?
Полезно вообще посчитать, сколько у вас вообще конкурентов. Грубо говоря, если вы открываете парикмахерскую — просто откройте карты и посчитайте, сколько парикмахерских в городе, в вашем районе. Если кейс менее очевидный, то поможет: гуглеж по ключевым словам, статьи-рейтинги топ компаний, поиск компаний в Crunchbase, SimilarWeb тоже показывает похожие сайты.
Продукт. На этапе анализа продукта нужно выходить на 4-5 стран (или максимум 10, если у вас есть куча времени и денег на анализ).
Что можно использовать, чтобы больше узнать о продукте (что уже есть и что делать на рынке нам):
- Изучить структурные изменения, тренды в продуктах.
- Собрать список конкурентов и проанализировать их предложения.
- Провести интервью с потенциальными пользователями (продукт = их проблемы)
- Поговорить с экспертами.
- Запустить тестовый лендинг (без продукта).
--> Структурные изменения
Прежде всего, важно собрать изменения в продуктах на рынке за последнее время (например, за 3 года), чтобы отследить тренды. Например, в 2020 году в рынке онлайн-образования были в моде обычные вебинары, а в 2021 году на рынке появились симуляторы в чате, а среди услуг появились «умные» словари и карьерные консультации. Полезно смотреть и свой рынок, и другой, более зрелый. К примеру, сверять финтех полезно со странами Африки и Китая, где технологии прут. А вот образование хорошо развито в России, многие страны еще далеки от нашего уровня.
Но смотреть на изменения и ловить тренды — сложно. Важно разделять реальные изменения и социокультурные особенности. Не назовешь же американский рынок устаревшим из-за того, что они до сих пор бумажный чек выписывают и по почте отправляют?
--> Анализ предложений конкурентов
Да, это та самая экселька со анализом конкурентов, которую все собирают и потом никак не используют. Чтобы, у вас такого не случилось, помните, зачем вы такую табличку делайте. Полезно сделать это в таком порядке:
- Определить цель, что хотим узнать
- Выдвинуть и выписать гипотезы о продукте (мы думаем, что на рынке 70% конкурентов предлагают эту услугу оффлайн)
- Пройтись по сайтам конкурентов и собрать основные параметры продуктов
- Найти слабые и сильные стороны в предложениях конкурентов
- Проверить наши изначальные гипотезы
Много информации можно почерпнуть, придя к конкуренту за франшизой. Предлагая франшизу, компании обычно раскрывают множество интересных показателей: от рынка до конкретных метрик бизнеса.Также полезно обратиться со своим продуктам к местным маркетинговым агентствам. На этапе получения КП о них также можно узнать много интересного о рынке и особенностях локальных продаж и привлечения.
--> Интервью с пользователями
Про глубинные интервью, ошибочно именуемые на рынке РФ «кастдевами» (см. оригинал всего процесса) уже написано полно всего. Надеюсь, вы уже проводите на рынке РФ, но в чем особенность интервью на зарубежных рынках?
- Пользователей сложнее достать. В РФ все любят поболтать, но это не всегда так в зарубежных странах. К тому же, нам менее очевиден “список чатиков”, где искать ЦА. Если достали кого-то на интервью — обязательно спрашивайте, где они сидят, где найти “тебеподобных”.
- Скорее всего вам придется проводить интервью на местном языке. Ваша ЦА просто может не знать английский. Тогда нужно найти внешнего подрядчика, но обязательно:
- Ищите тех, у кого был опыт проведения подобных интервью, бизнес опыт. Без этой призмы люди будут копать в несущественные для вас детали.
- Четко договоритесь, как должен выглядеть конечный результат.
- Проведите тестовое. Чем быстрее получите примерный результат, тем меньше проблем будет после.
- Погрузите подрядчика в ваши проблемы и гипотезы. Они должны знать, где ставить акценты и идти глубже. - В переводах с локального языка на англ./рус. часть контекста теряется. Потом, бывает, вообще не разобрать о чем речь. Эту проблему сложно решить, но при грамотном погружении подрядчика в цели и задачи исследования сильных проблем быть не должно.
Иногда, информацию о пользователях можно найти в открытых источниках. Посмотрите отзывы у конкурентов. Иногда, есть локальные агрегаторы отзывов. Можно собрать все, разметить по темам, проанализировать частотность. Можете также поискать форумы, коммьюнити. Открытой инфой о своих проблемах ваши пользователи уже где-то делятся. Просто нужно сесть и подумать, либо поспрашивать локалов.
--> Интервью с экспертами
Один из самых полезных инструментов — общение с экспертами маркетологами. Получить информацию от экспертов рынка не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Вот несколько практических советов по рекрутингу экспертов:
- Возьмите список своих конкурентов и найдите в LinkedIn, кто работал в этих компаниях в прошлом. Люди намного охотнее делятся информацией, если это не связано с их текущей работой.
- Думайте о бюджете на интервью в терминах экономической (альтернативной) прибыли. Вы бы лучше заплатили 50-100$ за сутки рисерча внутренним сотрудником, или за час интервью местного эксперта с кучей стратегических инсайтов.
- Можно заходить к экспертам конкурентов и говорить, что пишете статью. Так экспертам будет комфортнее делиться информацией. Вы никого не обманете, если правда ее напишете.
- Обязательно в конце интервью просите поделиться контактами других экспертов, сделать для них интро. Так от 1 человека вы получите сразу 5.Важно смотреть не просто на продажи конкурентов, но и на их динамику. Если динамика падает — то рынок очевидно стагнирует, даже если все конкуренты надувают щеки и делают вид, что всё хорошо.
Наша практика показывает, что компании часто умеют делать хорошие «кабинетные» исследования — гуглят рынки и особенности оформления за рубежом, но плохо умеют общаться с экспертами, изучать рынок через инсайты. При этом, общение с 2-мя экспертами может заменить месяц рисерча.
--> Запуск тестового лендинга
Хороший MVP для проверки рынка — это сервис или сайт без возможности оказать услугу. Пускай пользователь зарегистрируется, добавит товар в корзину, пройдет все этапы до фактической оплаты, прямо до вбивания номера карты на платежную страницу — а после вы извиняетесь и говорите, что заказ выполнить невозможно. Некоторые также берут деньги, но после возвращают.
Конечно, такой способ годится только в формате ограниченного теста идеи.
Мы неплохо умеем изучать продукты конкурентов через наборы инструментов и с помощью собственных методик, которые довольно трудно освоить самостоятельно. Например, мы умеем считать оборот конкурентов по открытым данным (в том числе по анализу таргетированной рекламы и стоимости клика). Еще не стесняемся разговаривать с конкурентами напрямую. Читайте наш кейс и используйте наши инструменты.
Маркетинг. На этом этапе полезно изучить, как конкуренты привлекают клиентов. Какие у них каналы привлечения клиентов? Как устроены его воронки?
SimilarWeb и подобные инструменты для изучения маркетинга, но часто не дают достаточно понятных ответов, что именно нужно делать в маркетинге. Интервью с экспертами на этом этапе может дать намного больше практической информации. Про рекрутинг экспертов мы писали в разделе выше.
Для оценки маркетинга B2C-сервисов и услуг в сети полезно походить по сайтам конкурентов и зарегистрироваться на их сайтах — после на вас начнет валиться их контекстная реклама. Такое «погружение» в воронку позволяет получить множество инсайтов о подходах в продажах, структуре воронки, коммуникации и даже портретах целевой аудитории.
Мы советуем закопаться в рынки и локальных игроков, создавая в Miro большую карту пользовательского пути со скринами. Сравнивайте визуально, как устроены сайты, какие есть продукты. Полезно сравнивать и лидеров, и мелких конкурентов.
Когда мы помогали онлайн-школе выйти на рынок Бразилии, то попробовали поделать тайные закупки. И выяснили, что стоит только оставить свой телефон в форме, и не оплатить занятие — как бразильские продажники начинают звонить десятки раз, а после ищут тебя в мессенджерах, уговаривая всё-таки попробовать. Вот такая вот культурная особенность.
Такое исследование поможет снизить уровень фрустрации на первых этапах, снизить неопределенность и понять концепт MVP для запуска. А еще сэкономит вам огромное количество времени и сил вашей команды. Ведь приятнее делать так, чтобы успех пришел как можно быстрее, без выгорания команды и разочарований. Всё получится с правильными знаниями о рынке.
Супер! Забрал себе несколько лайфхаков
Интересно каких 😏
Есть такая примета что невозможно выйти на межнар если начали с России. Почему так происходит?
Потому что перед тем как выйти надо в зеркало посмотреть
"мы помогали онлайн-школе выйти на рынок Бразилии"
Если так и дальше пойдет, то крылатая фраза из "Здравствуйте я ваша тетя" будет звучать: "Я из Бразилии, где в лесах много-много ИТ компаний из РФ")))
Красавчики
Спасибо! ❤