Как мы искали самое крутое мобильное приложение

Как мы искали самое крутое мобильное приложение

Технический директор компании PushApp рассказывает о том, как оценить качество оптимизации приложения в Google Play и App Store.

Всем привет. Меня зовут Никита Павловский, я технический директор компании PushApp. Мы занимаемся продвижением приложений в Google Play и App Store, ASO-оптимизацией и всем, что этому сопутствует.

Если вы не первый день в мобайле, то что такое ASO и почему это важно для приложений в 2018-м, вы, скорее всего, уже представляете. Если нет, то знайте, что это Application Store Optimization — оптимизация приложений внутри сторов, то есть те действия в Google Play и App Store, которые повышают видимость приложения.

Это история о том, как мы сделали что-то вроде Page Rank для мобильных приложений, и почему это может быть вам полезно.

С чего все началось

Примерно в 2013-м мы вышли на рынок с услугами по ASO. И тогда же началась эта проблема: отсутствие единой точки зрения на проблемы в области ASO. Почти у каждого специалиста в отрасли своё представление о том, что влияет на высоту приложения в выдаче и конверсию в установку, а что нет. Кроме того, обучать новичков, показывая на пальцах, скриншотах и устных примерах то, как «думают» сторы приложений, — это утомительно и неэффективно.

Довольно быстро мы пришли к пониманию того, что необходим какой-то «автоматический измеритель». Предстояло сделать много всего. Без громадных объемов данных о приложениях в нашей области вообще не обойтись, но помимо хранилища и стандартной аналитики требовалась возможность взять и проверить, клевая получается гипотеза или нет.

Мы начали искать объективные показатели. Какие-то шкалы, за которые можно зацепиться и, как по координатной сетке, сделать вывод о качественности или, наоборот, о бесталанности ASO конкретного приложения.

Разумеется, сразу же начались разговоры о легендарном приложении, которое во всех отношениях будет прекрасно. На тот момент это были еще только догадки.

Спустя шесть миллионов приложений под анализом и один год сбора данных мы знали гораздо больше о том, почему одни приложения оказывались выше, чем другие, и как типично реагируют сторы (App Store и Google Play) на конкретный набор ASO-факторов (название, иконка, описания, скриншоты, видео и прочее и прочее).

Спойлер: иногда Google Play или App Store даже наказывают приложения!

К чему мы пришли

Мы выделили шесть основных факторов, которые важны сторам:

  • название;
  • краткое описание;
  • полное описание;
  • рейтинг и отзывы;
  • заполненность профиля разработчика;
  • релевантные ключевые слова.

Ничего нового, верно? Да, мы не открыли Америку, это было и так известно. Мы просто свели эти факторы в единую шкалу — композитный показатель, который куда удобнее, чем «описание на пальцах». Этим показателем стал ASO index.

ASO index — это показатель уровня оптимизации приложения в Google Play и App Store. Если кратко, то он складывается из стандартизированного измерения шести вышеперечисленных параметров + немного машинной магии.

Мы сделали аналитический сервис, определяющий ASO index, и назвали его максимально просто — CheckASO.

Помимо проверки на качество названия, описания, профиля и всего остального мы применяем латентно-семантический анализ, чтобы выявить релевантные приложению ключи. Важно понимать, что просто индексация (нерелевантная) по какому-то ключевому слову не обеспечит приложению прирост установок. На самом деле, приложению нужны только те ключи, которые помогают просмотру стать инсталлом, — конвертирующие ключи.

Пример: приложение-кошелек находится по ключам, связанным с играми. Аудитория, которая ищет что-то по играм, совершенно не настроена на пользование кошельками. Ей нужны игры. А вот аудитория, ищущая что-то по валюте, еще как настроена. Поэтому «валюта» — релевантный ключ, а «аркады» — нет. (Хотя постоянно бывает, что приложение одного типа находится по ключам совершенно другого.)

Интересно, что нельзя обойтись одними синонимами. Просто перебрать все варианты слова по словарям недостаточно, нужно найти слова на той же ветке, но на другой «подветке» смыслового древа. Например, «фитнес» не синоним «правильного питания», но группа смыслов у них одна. Мы это учитываем.

Огненные ключевые слова

Фактор, на который мы также сильно обращаем внимание при вычислении ASO-индекса по ключевым словам, — это кумулятивная производительность конкретного набора ключевых слов на каком-то периоде (performance). В расчеты попадает то, насколько приложение было продуктивно по своим ключевым словам.

Чтобы не начислить ложно-положительных очков приложению, мы берем в расчет популярность слов в языке, распространенные опечатки и ситуации, когда приложение неожиданно приобретает аномальную популярность. Яркие всплески — это головная боль отдела аналитики.

Самый важный из всех этих факторов — это рейтинг возврата пользователя (retention). Это то, что видят глаза сторов. Если пользователь нашел приложение N по ключу K и вернулся в него много раз в течение следующей недели-полутора, то приложение N получает гигантский буст от стора по ключу K. Пользователь нашел по ключу K то, что искал. Значит, надо показать это приложение остальным пользователям!

Важно учитывать и человеческий фактор (в плохом смысле). Мы говорим о заказных отзывах и бустах рейтинга. Будет нелепо, если приложение получит заметно более высокую оценку из-за того, что последние 100 отзывов приторно-хвалебные и понятно откуда взялись.

Раз в квартал происходит переоценка точности наших ранжирующих инструментов. За три месяца мы собираем достаточное количество данных, чтобы среагировать на изменившиеся «правила игры» от Google Play или App Store.

Динамика позиций по ключу «концерты» одного из приложений
Динамика позиций по ключу «концерты» одного из приложений

Шкала оценок

Смысл всей активности был в том, чтобы создать метрику – простой параметр, по которому удобно сравнивать.

Принимая во внимание опыт Page Rank, мы решили сократить путь. Page Rank создавался как рейтинг без потолка — траст такая штука, что никогда много не бывает :) Но человеческий ум плохо уживается с цифрами больше ста, а уж больше тысячи вовсе затирает. Сам Page Rank большинству известен уже в виде панели для браузера, где его показатель искусственно сведен от тысяч к десятибалльной шкале.

Нам показалось это удачной идеей, и мы спроектировали систему оценок так, чтобы каждый параметр имел гипотетический потолок в 10. Цель была также в том, чтобы человек с любой квалификацией в ASO-аналитике мог моментально понять, что не так с его приложением.

Предварительные тесты показали, что точность оценки довольно высокая.

Предлагаем вам проверить самостоятельно: checkaso.ru. Сервис бесплатный.

Разумеется, первое, что мы сами начали делать — это искать приложение, которое будет «десяточкой». Гипотез было много: Facebook, WhatsApp, Aviasales, Hearthstone — никто из них не набрал выше 8.

Одноклассники набрали 9.

Один из чемпионов на данный момент
Один из чемпионов на данный момент

Подкачали (насколько это применимо к 8.5) ключевые слова и оценки. В принципе, идеальных оценок у гигантских приложений и не бывает. Любой апдейт, урезающий функционал, вызывает негатив пользователей. Это приводит к протесту в виде низких оценок. Почти неизбежная ситуация.

По поводу ключевых слов нужно разбираться подробнее, но, кажется, можно было сделать охват шире, а позиции выше.

Вот что обидно: приложение с оценкой 10 все еще не найдено. Его существование предсказано приборами, но еще не подтверждено людьми.

Зато мы нашли очень много приложений с оценкой 1 или 2. Чаще всего это жутко смешно. Просто наберите какую-нибудь ерунду вроде названия животного или случайных слов с 9-й строчки страницы 51 книги справа от вас.

Неожиданная фича

Завершив быстрый расчет рейтинга на основе многих параметров, лид отдела аналитики радостно заявил нам: мы можем искать фактических конкурентов.

Это означало, что сопоставив, кто и когда находит конкретные приложения, мы можем с довольно высокой точностью сказать, с кем на самом деле приложение делит самую горячую целевую аудиторию.

Эксперимент: запустим анализ приложения Авито под Android.

Авито и его соперники
Авито и его соперники

На момент написания статьи конкуренты выглядели вот так. В принципе, аудитория (именно в сторе) даже на глазок выглядит пересекающейся, так что справедливо.

Впрочем, далеко не всегда оказывается, что в поле аудитории сражаются реальные, сопоставимые конкуренты. Зачастую случается, что аудиторию неожиданно для всех делят совершенно непохожие приложения. Причина, скорее всего, в том, что кто-то неправильно настроил ASO-параметры приложения — и вследствие этого приложение пытается искать установки там, где сложнее всего. Или где их вообще нет.

Словом, это способ понять, с кем еще в лодке сидит указанное приложение. Ближайшие соседи, так сказать.

Реальный пример: игра From Zero to Hero: Cityman. В этом симуляторе жизни нужно учиться, работать, создавать семью, ходить в больницу, развлекаться и так далее.

Первое приложение — то, что мы отправили в анализ, следующие четыре — конкуренты
Первое приложение — то, что мы отправили в анализ, следующие четыре — конкуренты

Второй и третий конкуренты: серьезные приложения для операций на бирже и торговли бинарными опционами. Совсем не игры.

Это та ситуация, когда неправильно выраженная суть приложения лишает его шансов на успех.

И что остается сделать стору, как не наказать это приложение определенным снижением рейтинга? Магазины приложений заинтересованы в продуктах, которые знают, на какую аудиторию они ориентированы. А прочие вынуждены тусоваться в хвосте.

Итоги

Мы долго пилили сервис CheckASO, и, наконец, выкатили!

Планируется нереальная куча улучшений. Увеличение точности оценок, прогнозы различных шкал, оценка с быстрой заменой компонентов ASO, уточнения по каждому из компонентов ASO (вроде «У вашего приложения есть iPad-версия, но нет скриншотов») и много всего остального. Есть цель сделать инструмент ультимативно точным.

Это, можно сказать, открытая бета, поэтому по поводу найденных багов или других замечаний пишите сюда: tech@pushapp.ru.

Делитесь оценкой своего приложения в комментариях.

Шикарных конверсий!

88
5 комментариев

Норм. Монетизировать как будите?

3
Ответить

Рано еще говорить о монетизации) Пока CheckASO в бете, собираем фидбек, работаем над алгоритмами и ключами. По отзывам от пользователей многие готовы платить за расширенный функционал и другие локали (пока только РУ). Текущие и ближайшие фичи будут форевер фри, это точно.

2
Ответить

Писать всем у кого оценка низкая =)

1
Ответить

Пробовал как-то пользоваться, но для того чтоб посмотреть хоть что-то подробнее тебя перекидывает на какой-то 3ий сервис от данной компании где даже после регистрации не понятно как все же получить дополнительную информацию из данного сервиса, словно Сервисы совсем ни как не связаны.
Так что реклама, такая реклама, а на деле...

Ответить