Кейс: Как мы за 3 года выросли в 7 раз по объему продаж в нише сложного технического оборудования

Взгляд со стороны маркетинга

Открытые данные с сайта https://companies.rbc.ru
Открытые данные с сайта https://companies.rbc.ru

Это статья разделена на 2 части:

1. Кейс для маркетологов и предпринимателей в котором описывается как мы пришли к таким результатам и что для этого делали.

2. Вторая часть будет содержать информацию для маркетологов. За 3 года я скопил некий багаж знаний по психологии, управлению людьми и маркетингу. Хотел бы этим поделиться

* У меня подписан NDA - я не могу публиковать большинство данных, а также развернутую аналитику.
** Все что описано ниже результат моего опыта. Я не в коем случае не претендую на правильность выбранных действий .Спустя время, я понимаю что можно было сделать все намного быстрее и эффективнее.
***Если вы решите позаимствовать некоторые приемы из этого кейса то помните: все что вы делаете, вы делаете на свой страх и риск. Все компании, даже те которые работают в одной нише, разные - то что работало в одной компании, не будет работать в другой.

Немного обо мне:

Привет, меня зовут Михаил.
С 2013 года настраиваю контекстную рекламу. С 2018 года возглавлял отдел маркетинга в федеральной компании, которая продает оборудование для автосервиса и спецтехнику. Управлял бюджетом более 10 миллионов рублей, возглавлял отдел маркетинга из 9 человек. Сейчас я фрилансер, веду несколько проектов.
Немного о компании:
Компания находится в средней части России. На момент когда я пришел в компании было 20 человек, на момент когда я увольнялся было больше 70 человек. Компания имела 14 под направлений на которые нужно было настроить собственную рекламу и сайты.
О специфики ниши:
1) Основной сегмент это b2b компании, но так же присутствует сегмент b2c. Соотношение 70/30 % в пользу b2b компаний.
2) Ниши “дорогие” - требуются большие вложения денег для старта и поддержания объема продаж
3) У ниш длинный цикл сделки. Среднее время от обращения до покупки составляет более 100 дней.
4) Ниша сильно зависит от курса доллара. Курс падает - люди покупают. Курс доллара растет - продаж нет

Все описанное делалось на протяжении 3х лет. Я старался сохранить последовательность действий, но это не возможно т.к некоторые действия повторялись несколько раз.

ЧАСТЬ 1

ПРОБЛЕМА:
Мало лидов, кампании не оптимизированы.

Сентябрь 2018 года - я прохожу собеседование на должность маркетолога в данную компанию. Прошлый маркетолог уволился 3 месяца назад, за рекламными кампаниями в Директе, а так же за сайтами никто не следит все это время

РЕШЕНИЕ:
Я начал переделывать рекламные кампании .Нужно было заново собрать семантику по 14 направлениям, прописать объявлений, запустить новые рекламные кампании

РЕЗУЛЬТАТ:
Уже к октябрю удалось поднять “с колен” несколько направлений где не было заявок. Получилось больше 500 рекламных кампаний в Яндексе и Гугле. Главное что у менеджеров появились заявки. Использовал стандартные кампании ПОИСК + РСЯ

Это заняло очень много времени. Все осложнялось тем что РК лежали на одном аккаунте и интерфейс директа упорно не хотел грузиться каждый раз когда я с ним работал.
У директора на тот момент был топовый macbook 13 pro, и когда он заходил интерфейс директа то я слышал как работает система охлаждения в макбуке. Кроме директа, система охлаждения больше нигде не работала)
За 3 года рекламные кампании переделывались 7 или 8 раз - нормальная ситуация для контекстной рекламы. Меняются рынки, условия и УТП.

ЧАСТЬ 2

ПРОБЛЕМА:
Следующая проблема с которой я столкнулся это низкая конверсия сайтов. Большинство сайтов было сделано в виде одноэкранников. Нужно было придумать простое решение которое в моменте увеличит конверсию, а уже потом начинать полноценную доработку лендингов.

РЕШЕНИЕ:
Подключение марквизов, онлайн чатов и обратных звонков. Доступы к онлайн чату раздали менеджерам, что бы они общались с клиентами. Мы персонализировали сообщения под каждое направление. В квизах использовали вопросы которые чаще всего задавали клиенты при общении с менеджерами.

Пример автоматического сообщения 
Пример автоматического сообщения 

РЕЗУЛЬТАТ:
Мы повысили конверсию сайтов в среднем на 2-3%, а на некоторых направлениях до 6%.

Я не сторонник использовать квизы, и прочие ухищрения чтобы получить контакты клиентов. Подключение подобных сервисов повышает конверсию сайта но снижают конверсию в продажу - это уже доказано не на одном проекте. Лучше получить дорогой лид с сайта, чем 10 дешевых лидов с квиза. Но на тот момент это было необходимо сделать.
Когда лодка тонет бесполезно пытаться изменить ее конструкцию на плаву, нужно брать ведро и вычерпывать воду. Тоже самое в маркетинге: Когда у тебя нет заявок бесполезно пытаться создать “крутой маркетинг” , сначала сделай так чтобы менеджерам было куда звонить, а потом допиливай все остальное.

ЧАСТЬ 3

ПРОБЛЕМА:
Все та же. Низкая конверсия сайтов.

РЕШЕНИЕ:
Создание новых лендингов. Мы переделывали их трижды:
- Первый раз создали сайты из "говна и палок" - просто улучшали то, что было раньше.
- Второй раз, по мере того как росли мои скиллы в маркетинге, мы стали слушать разговоры клиентов и на основе их вопросов делать сайты, которые полностью рраскрывали эти потребности.
- Третий раз уже проводили полноценное cust-dev интервью с клиентами и на основе этих интервью делали сайты.

Некоторые прототипы сайтов

Эти действия привели к увеличению заявок, но трафика все равно не хватало. Как то раз сидя в раздумьях над тем где еще “родить заявок” и просматривая отчеты я увидел следующую картину: за последние несколько месяцев выросло количество заявок которые приходят с мобильной версии.

Если в Ноябре по направлениям было 45% аудитории с мобильных устройств то к Июлю эта доля составляет уже более 70%, при этом качество заявок с мобильной версии было чуть ниже чем с декстопа. Я тут же полез смотреть на наши мобильные версии сайтов - и они не были оптимизированы под мобильные устройства. Более того мы решили подключить whatsapp и чат бота на него что бы увеличить конверсию в заявку и количество заявок

РЕЗУЛЬТАТ:
Удалось поднять среднюю конверсию сайтов с 1,4% до 5%, на некоторых сайтах конверсия увеличилась до 17%.

Все действия происходили в период с 2019-2020 год.

Я опустил несколько моментов по поводу того как разрабатывал фирменный стиль, записывал обучающие видео, нанимал и обучал людей в команду, настраивал сквозную аналитику, подключал виртуальную АТС, коллтрекинг и.т.д
В процессе этих доработок мне стали приходить такие сообщения( речь в этих сообщениях идет о заявках):

Пока некоторые мои коллеги думали о том как заявок нагенерить, я думал о том как снизить это количество - это был какой то бред)

Таблица за 2020 год
Таблица за 2020 год

Смотря на эту таблицу по моей щеке спускается мужская, скупая слеза. Обратите внимание на цену заявки, цену клика - напоминаю что это сложная b2b сфера с чеками по 100 тысяч до 14 миллионов рублей. Это статистика за 2020 год: к сожалению такого больше не повторить - слишком много поменялось в контекстной рекламе, да и в самом рынке

ЧАСТЬ 3

ПРОБЛЕМА
Слишком много аккаунтов, данных и трат. Нет аналитики.

Когда бюджет перевалил за несколько миллионов рублей, то управлять РК в директе стало проблематично.

Изначально когда я пришел в компании был внедрен простой отчет в экселе, где считали:
Кол-во показов
Кол-во кликов
CTR
Цена клика
Кол-во заявок
Цена заявки
Конверсия в заявку
Количество продаж
Конверсия в продажу
Цена клиента
Сумма продаж
Валовая прибыль
% ДРР( Доля рекламых расходов)

Далее к этой таблице добавились показатели по валидности заявок, средний чек.

Я до сих пор считаю что: если у вас бюджет меньше 1 млн в месяц, вы можете управлять РК с помощью таблиц, иногда даже отговариваю клиентов на консультациях от подключения Ройстата.

РЕШЕНИЕ:

Подключение сквозной системы аналитики
Мы пробовали разные сервисы аналитики и визуализации данных: к50, Ройстат, Google Data Studio, PowerBI. Параллельно пытались разработать свою систему аналитики.Ни одна система не показывала нужный нам объем данных.

K50 это не система аналитики, это система по управлению рекламными каналами и кампаниями. Прикольный инструмент по автоматизации некоторых действий - я бы даже сказал, лучший на рынке, но аналитика там слабая.

Ройстат - самая популярная система сквозной аналитики, но со своими приколами. Как говориться: “на словах ты Лев Толстой, а на деле….”.
Ройстат хорош тем что это коробочное решение для бизнеса, но при условии что у вас простой бизнес, с малым циклом сделки. К примеру там невозможно построить отчет который отображал бы то, сколько стоит горячая заявка - эти данные невозможно собрать в один отчет. Очень странно потому что к примеру в той же к50 такой отчет можно было построить.

PowerBI и Google Data Studio - это не системы аналитики, а системы визуализации данных. Т.е нужно загрузить в них данные, и на основе этих данных можно уже строить графики и прочее.

Тут следует сказать что из за большого цикла сделки, мы не могли делать нормальную аналитику, разберу на примере:
2 рекламные кампании:
“Кампания 1” - открутила за месяц 300 тысяч, получили 2 продажи и 20 промежуточных этапов которые ведут к покупке(КЭВ)
“Кампания 2” - открутила за месяц 300 тысяч, получили 10 продаж и 3 КЭВ.

Что в этот момент делает специалист по рекламе? Правильно он смотрит на кол-во продаж и отключает “Кампанию 1”, и да, с точки зрения “здесь и сейчас” это правильное действие. Но, очень часто происходила такая ситуация что лиды из “Кампании 1” начинали массово закрываться в продажу, через месяц, два, три. Приходилось смотреть и заново перезапускать рекламные кампании.

РЕЗУЛЬТАТ

В итоге сошлись на том что подключим несколько систем аналитики. Только при таком подходе удалось скрестить большой объем данных по маркетингу и продажам.
Большой ошибкой на тот момент было то, что мы упоролись в разработку собственной системы аналитики. Подключить связку к примеру Ройстата и GDS намного дешевле и быстрее чем создавать собственную систему. В итоге мы так и не доделали систему аналитики и забили на нее.

ЧАСТЬ 4

Создание отдела первичной обработки лидов.
ПРОБЛЕМА:
Низкая конверсия в продажу.
Мы продолжали бороться с количеством лидов - то их мало и отдел продаж “курит”, то лидов очень много и отдел продаж бегает “роняя кал” пытаясь обработать эти заявки.

Есть прямая зависимость между количеством заявок и конверсии в продажу - чем больше у вас заявок, тем меньше конверсия в продажу.
Виной тому человеческие ресурсы - не может один менеджер обрабатывать много заявок. Когда отдел продаж валятся заявки в большом количестве то менеджеры сокращают время разговора и уходят больше в количество обработанных заявок, нежели в качество обработки этих заявок. Если ситуацию не взять под контроль, менеджеры перестают работать с клиентами, а будут заняты тем чтобы из всего количества найти самых “горячих” клиентов. При этом не было четкой квалификации клиентов на холодных/теплых/горячих - менеджеры работали “по ощущениям”

РЕШЕНИЕ:

Чтобы решить эту проблему мы опять обратились к статистике:

Статистика продаж по каналам
Статистика продаж по каналам

Наибольшая конверсия в продажу была с онлайн чата, обратного звонка и входящих звонков.
Это логично - человек которому нужно "прямо сейчас", будет звонить напрямую в компанию и спрашивать всю интересующую его информацию. При этом все входящие звонки и онлайн чаты были подключены напрямую к менеджерам отдела продаж.
Мы внедрили отдел первой линии - задача этого отдела была обработать все входящие обращения, квалифицировать клиентов и передать его в отдел продаж, также внедрили квалификацию клиентов. Придумывать ничего не стали -задавали простой вопрос ”как срочно нужна техника?” клиент называл срок и по этому сроку мы квалифицировали клиентов.

РЕЗУЛЬТАТ:
Цифры я не могу показать, но можно посмотреть статистику за 2020 год которую я показал в начале статьи. Главное что удалось снизить нагрузку с отдела продаж.

ЧАСТЬ 5

Unit - экономика
2020-2021 год был сложным для всех. Пандемия и локдаун внесли большие корректировки на рынки. В нашем случае, больше всего пострадала контекстная реклама:
1) Люди сели по домам, алгоритмы Яндекса сошли с ума. В какой то момент количество брака заявок увеличилось с 30 до 50%
2) Сама по себе реклама подорожала - цена заявки выросла по некоторым направлениям в 3 раза. Это произошло из за того что количество работающих предприятий из за локдауна сократилось, а количество конкурентов по продаже техники и оборудования осталось на прежнем уровне. Привело это к перегреву аукциона и росту цены за клик, в следствии чего и росту цены заявки.
3) Сама ситуация на рынке была такая что люди стали "морозить" деньги, откладывая покупку “на потом”.

На тот момент не было смысла бороться с ценой заявки - причины ее роста были и так понятны. Я решил "упороться" в экономику и конверсию сайтов.
На тот момент у нас в компании были установлены лимиты по стоимости заявки. На мой вопрос: “А откуда эта стоимость заявки взялась?”, мне был дан ответ: “Ну потому что мы так решили 3 года назад”.
На самом деле довольно распространенная ситуация на рынке. С марта 2022 года я провел больше 40 консультации - лишь 3 человека смогли ответить адекватно на вопрос о цене заявки. В основном же никто, ничего, не считает. Но об этом во второй части.

РЕШЕНИЕ
Пару консультаций, несколько книг и несколько бессонных ночей и была разработана следующая таблица.

Таблица для расчета unit экономики
Таблица для расчета unit экономики

РЕЗУЛЬТАТ:

Из этой таблицы рассчитали примерную стоимость заявок и стоимости клиента, чтобы работать в плюс.
Да, я знаю что одно дело считать в "Экселе", а другое дело внедрить это на уровне компании. Не все маркетологи, а тем более собственники бизнеса готовы в моменте начать тратить в 2-3 раза больше денег на маркетинг. Сразу скажу что мне повезло - руководство отнеслось к этой гипотезе с настороженностью, но уговаривать их не пришлось.

Как говорил мой руководитель: "Нет цели потратить меньше денег, есть цель заработать больше денег. Если для этого нужно увеличить бюджет, то давай увеличивать."

Самое забавное это то что цена заявки возросла, а цена клиента стала меньше на 90% направлений. Позитивные изменения произошли так же с циклом сделки и средним чеком.

К примеру:
В одном месяце мы сделали 1200 заявок по 400 рублей, получили 60 продаж и цену клиента в районе 8 тысяч рублей.
Через год, после просчета unit экономики, в этом же месяце, мы получили 800 заявок ценой по 600 рублей, и 74 продажи. Цена клиента при этом вышла 6 тысяч с копейками.
Бюджет в обоих случаях был один и тот же, но количество продаж выросло.

ЧАСТЬ 6

User research
Что самое главное в бизнесе? - Люди.
Люди - это самый ценный ресурс любого бизнеса, и в тоже время самая большая его проблема.
Говоря о людях я имею в виду не только сотрудников, но и клиентов - людей, ради которого этот бизнес и маркетинг делается.

Выйдя на рынок труда, я понял что большое количество предпринимателей и маркетологов не понимают ничего о своих клиентах.
Большинство исследований целевой аудитории которые мне попадались на глаза: выглядит так:
“Наша целевая аудитория это платежеспособные клиенты возрастом от 24 до 35 лет, имеющие собаку, семью, хорошую машину и работу. Интересуются бизнесом,инвестициями и еще чем то там. Образ жизни активный, имеют высшее образование и.т.д и.т.п”

Каким образом я как специалист по контекстной рекламе, должен использовать эти данные кроме того что выставить ограничение по возрасту и возможно(!) интересы в настройках рекламных кампаний?)))

Понять почему аудитория покупает, а почему нет, чем руководствуется при покупке и какие этапы продажи клиент проходит можно с помощью User research или Cust-dev интервью. Если простыми словами, то нужно позвонить клиентам и спросить напрямую чем мы и занялись…

ПРОБЛЕМА:
Не понимание клиентов и сегментов аудитории

РЕШЕНИЕ
1) Разбили аудиторию под сегменты
2) Провели прозвон с 30 клиентами
3) Составили майнд карту

Майнд карта с ответами

РЕЗУЛЬТАТ:
После общения с клиентами для нас открылось несколько вещей которые, в корне заставили нас изменить свои сайты и УТП, а так же вносить корректировки в отделе продаж. Приведу некоторые примеры:

1) В какой то период, на рынке были проблемы с растаможкой техники. Техника была в наличии но документы на нее застряли на таможне. Эта ситуация привела к тому что технику можно купить, но пользоваться ей было невозможно, т.к не было документов. Соответственно пришлось добавлять УТП - “ПТС в наличии” потому что на тот период времени это было сверх важно для клиентов.

2) Клиенты ничего не понимают в китайской технике. Наши клиенты покупали 10,7,5 лет назад б/у погрузчик известного бренда и все это время на нем работали пока он не вышел из строя. За это время рынок сильно поменялся как в ценовой политике так и в наличии техники на рынке. Клиенты уже не могли себе позволить купить б/у технику именитого бренда т.к это очень дорого, я уже молчу о новой технике этих брендов.
С другой стороны были китайские бренды о которых люди ничего не знают. Пришлось готовить контент который бы объяснял людям о том что такое китайская спецтехника и что она надежна.

3) Раньше мы думали что “Ключевой этап воронки” продаж это отправка коммерческого предложения. Пообщавшись с клиентами поняли что это не так. Цитирую слова одного из опрашиваемых клиентов: “У меня этих коммерческих предложений целая стопка на столе, зачем мне еще одно КП от вас?”

Это заставило нас пересмотреть воронку и подготовить дополнительные материалы, чтобы клиентам было проще сделать свой выбор при покупке спецтехники.

P.S:У многих моих опытных коллег маркетологов возникнет вопрос: “Почему ты считал экономику и проводил исследования спустя некоторое время, а не сразу”. Отвечу:

Во первых: я делал все что мог с тем что имел, когда у тебя огромный бюджет, 11 человек в подчинении и 14 направлений, то остается очень мало времени для стратегии, львиную долю своего времени ты тратишь на поддержание текущих каналов а так же подстраиваешь рекламу под изменяющиеся условия.

Во вторых: Да что скрывать, я был молод и глуп) Приходилось на ходу учиться, , проходить десятки часов обучения( в основном после работы) и консультироваться со многими специалистами.

Сейчас когда я запускаю новый проект то стараюсь следовать такой последовательности:

1) Unit экономика - получаю данные о цифрах, понимаю сколько необходимо привлечь заявок и по какой цене

2) Провожу исследование ЦА - понимаю кто клиенты и чего они хотят, а так же понимаю как сделать так чтобы клиент покупал товар/услугу наименьшим путем.

3) На основе Unit экономики понимаю какие каналы продвижения необходимо выбрать, чтобы уложиться в KPI

4) На основе исследования ЦА - разрабатываю УТП для рекламы и сайты/лендинги.

Ну и на последок общая статистика по количеству заявок за каждый год

Я открыт к вопросам и сотрудничеству, связаться со мной можно по контактам:
Telegram - https://t.me/Mikhail_Ishevskikh
VK - https://vk.com/muxail90
Спасибо за уделенное время)

22
2 комментария

пздц масштабный кейс, конечно. Зачет!

1
Ответить

Интересно.

1
Ответить