5 позиций, на которых не стоит экономить при разработке сайта
Нормальные предприниматели хотят получить сайт, который приносит прибыль и при этом не переплатить. Но на некоторых вещах экономить выходит себе дороже. Делюсь 4-летним опытом, на чем НЕ стоит экономить время и деньги при создании сайта.
1) Постановка задачи
Альфа и омега любого проекта. Когда вы хорошо понимаете, зачем вам сайт и где его место в вашей воронке продаж, сможете четко объяснить исполнителю. А если не понимаете, убедитесь что исполнитель понимает и может четко вам объяснить.
Сайт — всего лишь инструмент, который хорошо решает одни задачи и мало подходит для других. Как хорошая лопата — ею удобно копать грядки и совсем не вариант штукатурить стену.
Потратьте несколько минут, чтобы самому себе ответить на вопрос: какую задачу я ставлю перед сайтом?
Популярные варианты:
- «генерить новые заявки» — да. Чаще всего от сайта требуется именно превращать трафик в заявки.
«Продавать наши продукты/услуги» — да, если у вас интернет-магазин, куда люди приходят непосредственно за покупкой, или простой недорогой продукт (например, записи лекций) . Если же продукт более сложный, скорее всего клиенту понадобится предварительная консультация. И тогда задача сайта — убедить посетителя записаться на консультацию
- «Cделать компанию известной, привлечь внимание» — нет. Для этого лучше подойдут статьи, публикации в СМИ, соцсетях, пиар-акции.
- «Привлечь новых клиентов» — нет. Это задача рекламы.
- «Показать, какие у нас есть продукты/услуги» —100%. Вот только вопрос, вам оно зачем?
«Повысить доверие к компании» — да. Покажите на сайте результаты, кейсы, отзывы, настоящие фото. Это поможет создать доверие.
Понимаете задачу — можете четко объяснить ее исполнителю — вам делают сайт, заточенный именно под эту задачу. Профит.
2) Изучение целевой аудитории
И тут опять про задачи. Сайт решит вашу задачу, если хорошо решит задачу клиента. А для этого надо понимать, кто такие ваши клиенты? Что это за люди, какие у них проблемы, потребности, вопросы, опыт. Что ОНИ хотят получить, приходя на сайт? Как они это формулируют? Кто они и чего им надо, короче говоря?
Откуда брать информацию про целевую аудиторию? Вариантов масса:
— опыт вашей компании. Особенно интересен опыт сотрудников, которые непосредственно общаются с клиентами (менеджеры по продажам или кто там их заменяет);
— интервью с представителями целевой, так называемые кастдевы. Крутой, бесплатный и время/нервозатратный источник информации;
— посмотреть ролики на Ютубе по вашей теме и почитать комментарии;
— изучить тематические форумы, группы. И не надо думать, что на форумах давно никто не пишет. Люди общаются на животрепещущие темы, где нужен совет или поддержка. Например, babyblog — кладезь информации по мамским вопросам.
— проанализировать поисковые запросы;
— посмотреть соцсети. Найти тематические группы/чаты по вашей теме и понаблюдать, как себя ведут люди;
— изучить отзывы на Яндекс-картах, агрегаторах типа otzovik.com, irecommend. ru.
— провести опрос, предложить заполнить анкету.
Этот этап предприниматели особо не любят, потому что долго и муторно. Но без него очень сложно сделать предложение, которое будет интересно вашим клиентам. А значит, высок риск слить время и деньги на сайт в трубу.
3) Изучение конкурентов
Еще один этап, на котором экономить не стоит.
Тут надо помнить, что изучение конкурентов — это не просто быстренько проглядеть сайт и потырить заголовки. Самое интересное начинается, если оставить заявку. Когда перезвонят, перезвонят ли вообще, а что скажут, какие зададут вопросы, какие направят материалы… м-м–м-м, куча полезной информации. И все можно использовать для усиления своего продукта и создания сайта, который приносит больше заявок.
4) Грамотный копирайтинг
Когда есть куча информации по продукту, целевой, конкурентам, нужно собрать их… не в кучу. А в простую, ясную, а главное — удобочитаемую последовательность.
Сайты и лендинги не читают по строчкам, как страницу в книге. Спасибо, если проскроллят до конца, а чаще пролистают первые 2-4 экрана и уйдут, если предложение не заинтересовало. Что прочитают с большей вероятностью? Информацию на первом экране + то, что написано крупными буквами. А что обычно пишут крупно? Заголовки и подзаголовки. Значит, в них должна быть вся суть.
Есть простое правило: хороший сайт можно прочитать по заголовкам. Быстро пробежать глазами и понять, что тут предлагают, почему это решит мою задачу и почему такому решению можно доверять.
И когда пишут длинные простыни текста, такую информацию считать очень сложно. А значит, не видно ценности. А значит, человек безвозвратно уходит с сайта. Деньги на рекламу потрачены, результата нет. Грустно.
5) Дизайн, который не мешает, а лучше — помогает понимать написанное
Фон, от которого не рябит в глазах, разборчивый шрифт, аккуратная верстка, фото, отражающие суть — необходимый минимум. Главное, чтобы было с первого взгляда понятно, что тут происходит.
Знаете, какой самый простой способ проверить, помогает ли ваш дизайн воспринимать информацию? Возьмите текст на сайте и переведите его на какой-нибудь редкий язык типа суахили. Понятно, что предлагают на сайте? Дизайн ок! Нет? Вопросики…
Постановка задачи, изучение целевой аудитории, исследование конкурентов, грамотный копирайтинг, осмысленный дизайн. Это 5 вещей, на которых я настоятельно не советую экономить при создании сайта. Себе дороже выйдет.
Обсудим, как сделать для вас сайт/лендинг, который решит задачу и при этом не сольет деньги? Пишите WhatsApp или Telegram.
Надо рассказать, на чем и как именно можно сэкономить при разработке сайта? Если да, пишите в комменты.
Комментарий недоступен
Вот вам ещё один лайфхак. Покажите сайт бабушке или дедушке и попросите разобраться в нем
Точно. Отличный способ проверить юзабилити и вообще адекватность написанного
Спасибо! Да, быстро помогает оценить, насколько связаны визуал и текст.
Комментарий недоступен
Это какой-то список добрых пожеланий и неопределяемых метрик ("хороший", "правильный", "грамотный" и т.п.). А где ж конкретика?
А тут опять от задачи идём. Моя задача на эту статью - показать компетентность в создании сайтов через перечисление и пояснение факторов, на которых не стоить экономить. Обзорная статья на интересующую тему.
Про 'как' (поставить задачу/исследовать ЦА/написать тексты) можно сделать отдельные статьи по каждому из пунктов. И там уже будет конкретная конкретика.
Вот опять, формально - всё верно, а по факту? Критерии-то не указаны. Взять хотя бы "грамотный копирайтинг". Ясн-понятн, что любой кооперайтырь обычно громко кричит, что вот у него супер-пупер-продающий-магнетический-бронебойный текст. Как человеку, которого вы убедили искать грамотного копирайтера, найти именно "грамотного"?
Без конкретики рекомендации не работают уже со старта. Разве что как информация к размышлению.
Виктор, спасибо! Отличная тема для статьи, как найти "грамотного" копирайтера.
Знать бы, как.
Я за 5 лет внятного не нашёл.
Виктор, а поделитесь опытом? Как искали, для каких задач, что не получилось?
Тут тема для ещё одной отдельной статьи.
Ну, по соцсетям, пабликам, форумам и т.п. Требования-то базовые всегда были: минус вода, понимание принципов работы с задачами, хороший язык.
И всегда "Я являюсь копирайтером..." - нас не ждали, а мы явилися.
Сломался на девочке, которой озвучил прямые задачи - а она мне вместо ожидаемого вылила прайс. Ну вот как с ней работать, если она заказчика не видит?
Это беда какая-то
неразборчивый шрифт довольно частая проблема
Да. Бывает, что о-очень красиво, только ничего непонятно.
"С трех попыток: что продают на этом сайте?"
1. Косметика. 2. Ювелирные украшения. 3. Стоматологические услуги
Увы. Юридические услуги. Но честно, даже не знаю, как об этом можно было бы догадаться. Даже непонятно, что это сайт человека, потому что нет лица.
Моё удивление:
Нет) вторая попытка?
Поиск по картинкам заблокировали?))
Не люблю читерство.
А разве может быть ленд для психиатрической клиники? Общалась как-то с психиатром. Так она говорила, что профессиональным кодексом реклама запрещена.
Сама эту информацию не проверяла
Можно. И нотариусам можно, и адвокатам, хотя некоторые из них говорят что запрещено.
Просто это не реклама, а информация об услугах и порядке работы 😄😎
Честно говоря, в первый раз слышу. Но если зайти в яндекс, можно найти немало сайтов частных психиатрических клиники. Вряд ли они все нарушают закон.
Еще очень важно не просто сайт заказывать, а еще и "поддержку" на время работы. Если сайт на каком-нибудь WordPress и его регулярно не обновляют - через пару месяцев там взломают все что только можно, начнут рассылать спам с ваших ящиков и т.п.
Отличное дополнение! Это чуть за рамками статьи, здесь писала только о разработке, но после публикации тоже необходима поддержка. И об этом многие забывают.
Мы как раз та самая студия квиз-лендингов с кейса)
я бы ещё добавил психологический фактор - не надо экономить на сайте в принципе. Да, разобраться, чтобы с профессиональной студией или фрилансерами работать, но прагматично вкладывать деньги в развитие системы, которая дает оборот и прибыль.
Потому что затыка вкладывать в оборудование нет, в материалы, в машину новую для себя, прогулять где-нибудь деньги, а вот в сайт и маркетинг почему-то затыки есть, хотя это первейший инструмент инвестиций, если процесс исполнения услуг работает нормально, и то, продажи лечат, под проекты с предоплатой можно уже доукомплектовывать команды.
Когда до большинства дойдет, что нарратив продукта почти уже стал важнее, чем сам продукт будет поздновато что-то менять:))
Тот случай, когда и добавить нечего. Побольше бы бизнесов действовали по этому принципу!
автор, вы думаете, что один с головой на плечах, а вокруг умственно отсталые?
Ни в коем разе) и я и читатели адекватные люди.
Спасибо. Пошел создавать сайт
И это самое крутое, что могло быть после прочтения статьи) когда намерение перешло в действие.
Недавно видел, как в целях экономии клиент искал в одном лице «дизайнер-копирайтер-модель-фотограф-ретушер». Или частый вариант: «дизайнер-кодер-программист».
Все всегда хотят экономить, бюджеты не резиновые 😂
Разумная экономия это прекрасно. Но именно что разумная! Чтобы не вляпаться в многократные переделки и "ой, чего-то сайт не конвертит, вроде ж все по хорошему шаблону сделали!"
Скупой платит дважды, а некоторые трижды. Пришел один, говорит фрилансеру столько денег отдал, а результат не очень, переделайте мне подешевле - жизнь ничему не учит.
Насть, сайт может и сделать компанию известной, и привлечь внимание, если это сайт от студии Лебедева
Может! Но очень уж редко у сайта именно такая задача. Все же для цели 'привлечь внимание ' больше подходят другие инструменты. Например, вирусное видео.
On-page SEO где?
Каюсь, забыла. Для сайтов, куда трафик идёт с контекстной рекламы важнейшая вещь.
Очень полезная статья, зачиталамь про ЦА и где брать информацию о конкурентах, т.к. это для меня сейчас очень актуально. Спасибо, Анастасия!
Про изучение клиентов в точку, об этом мало кто думает