Зачем уделять время брифам и брифинг-созвонам при создании сайта

Привет! Это веб-студия Молния, мы делаем сайты на Тильде. Однажды на первичном брифинг-созвоне заказчик требовал показать готовый прототип и искренне удивлялся, зачем мы вообще собрались, если ещё нет результата работы. Тема наболевшая, так как многие заказчики и некоторые исполнители не понимают ценность брифа и брифинга. В статье делимся, как в студии проходят знакомство с задачей и погружение в проект.

Зачем уделять время брифам и брифинг-созвонам при создании сайта

Нам стало интересно, как коллеги по цеху собирают информацию для разработки копирайтинга и дизайна сайта. Почитали статьи, а заодно и обсуждения под ними, и немного удивились. В основном, предлагается выбирать что-то одно: письменный бриф или личные интервью. А дальше мнения разбиваются на два лагеря. Кто-то считает, что сам бриф — пережитки прошлого. Кто-то говорит, что брифинг-созвоны бессмысленны и тратят драгоценное время. Мы придерживаемся совсем другой религии, где оба способа не просто уживаются вместе, а необходимы друг другу для полноценного знакомства с брендом.

75% времени разработки прототипа и написания текста в Молнии уходит именно на изучение бизнеса и его процессов. На наш взгляд, каждый проект уникален и требует глубокого погружения: чтобы создать эффективный сайт, нужно сначала досконально изучить компанию и продукт. Конечно, погружение без участия заказчика представить невозможно, потому что он единственный знает всё о своём деле и может выступить в роли проводника. Чтобы собрать необходимую информацию, но при этом не перегружать заказчика лишними действиями, мы делим сбор информации на несколько этапов. Про них и расскажем.

Этап первый — бриф

Начнём с одной странной истории с заказчиком. Мы, как обычно, выслали первичный текстовый бриф для заполнения. Это типовой документ со списком общих вопросов о компании: чем занимаетесь, как долго на рынке, какие услуги или продукты предоставляете, цель сайта, есть ли у вас фирменный стиль и т. д. На этой этапе собираем вводные данные для дальнейшего изучения. Так скажем, это верхушка айсберга: нам есть от чего отталкиваться для понимания задачи, а заказчик не будет тратить время на «лёгкие» вопросы на созвоне.

Наш клиент старательно заполнил все поля и отправил нам. Мы изучили, составили первое представление о задаче и начали копать глубже — копирайтер подготовил уточняющие вопросы по текстам, дизайнер собрал рефы для обсуждения будущей концепции. Обычно на брифинг-созвоне обсуждаются уже более сложные вопросы. Так мы узнаём больше ценностей и преимуществ компании, выпытываем уникальность и фишки, которыми можно зацепить целевую аудиторию.

После подготовки и первичного изучения проекта мы предложили нашему заказчику дату и время онлайн-встречи. Напомним, это наши стандартные процессы работы, проверенные не на одном проекте. Когда вышли в Zoom, нарвались на лютый негатив, которого мы уж никак не предвидели. Заказчик ждал от нас готовый прототип с копирайтингом и отказывался от брифинг-созвона.

По мнению клиента, брифа было вполне достаточно для работы над проектом. Мы показали на примере другого прототипа, насколько взаимосвязаны структура сайта и презентация продукта, и насколько важны ценности в заголовках. А после донесли, что нужен диалог, в котором можно обсудить уникальность предложения и вместе выявить главные преимущества. В итоге, заказчик нас услышал, и интервью случилось.

Зачем уделять время брифам и брифинг-созвонам при создании сайта

Бриф — это классный инструмент. Он помогает понять задачу, набросать примерную структуру будущего сайта и определить несколько возможных направлений дизайн-концепции. Но этого недостаточно, чтобы полноценно уйти в работу над проектом. Если речь не идёт, конечно, об индивидуальном брифе на 100+ вопросов, составление которых займёт пару часов у студии, а заполнение — лишние пару дней или недель у заказчика. А главный минус в подходе «только бриф и никаких созвонов» в том, что команда не сможет уловить невербальных знаков и, так называемого, вайба бренда. Всё это бывает необходимо для правильного понимания или даже ощущения идей и миссий компании. Например, для разработки нужного Tone of Voice в тексте.

Есть кейс, когда заказчик отказался брифа, и мы пошли навстречу. В студию залетел проект от ребят, которые проводят онлайн-тимбилдинг «Кто круче?». Всё действие происходит в Zoom, а правильные ответы отслеживает специальный бот в чате. Что-то похожее на привычный квиз, но без душных вопросов для настоящих знатоков. Это очень весёлое и шумное событие, и новый лендинг должен передавать эмоции и заряжать атмосферой.

Создатели предложили провести игру для всей нашей студии вместо первичного заполнения брифа, чтобы команда проекта смогла сама прочувствовать и в дальнейшем передать нужные эмоции в текстах и дизайне. Мы сделали исключение и начали работу над проектом с такого нестандартного хода. Во время игры на личном опыте поняли, как строится мероприятие, какие есть раунды и задания, как ведущий подаёт себя. Всё это помогло, во-первых, разработать подходящий Tone of Voice, а, во-вторых, подобрать образы в тексте и дизайне, чтобы передать атмосферу.

Но дальше действовали по нашей формуле — составили уточняющие вопросы и перешли к брифинг-созвону.

Этап второй — брифинг-созвон

Неоднократно на брифинг-созвонах слышим: «Вы такие вопросы задаёте, дайте-ка подумать!». На этом этапе стремимся узнать о компании и продукте так, будто завтра выходим на работу к заказчику в отдел продаж. В среднем такое мероприятие занимает час, что вполне приемлемо по таймингу даже для очень занятых предпринимателей или руководителей.

К брифинг-созвону команда проекта тщательно готовится. Копирайтер изучает не только бриф, но и анализирует возможных конкурентов, читает отзывы клиентов, мониторит различный контент по нише бизнеса для понимания процессов. То что не удалось узнать, но очень нужно для текста, спрашивает лично у заказчика. Отталкиваясь от этой информации, возникают аналитические вопросы, например: какие проблемы потребителя вы решаете, какая миссия у компании, какие есть стимулы для использования продукта, как стремитесь отстраиваться от конкурентов и т. д. А также уточняющие — разные факты о продукте и его преимуществах: на сколько хватает заряда батареи, чем удобна ваша доставка, какие дополнительные услуги оказываете и т. д.

Дизайнер анализирует оформление сайтов-конкурентов в нише, изучает текущий сайт компании, фирменный стиль и лого, если они есть. Далее начинает искать подходящие референсы стилей, типографики, иллюстраций, анимации. Делает подборку готовых сайтов, которые передают идеи и детали будущего дизайна. Если необходимо, составляет мудборд для заказчика. На созвоне дизайнер задаёт ряд вопросов по ожиданиям от оформления будущего сайта, чтобы прийти к общему видению концепции и понять все детали поставленной задачи. Здесь, как никогда, важно личное общение с демонстрацией экрана. В письменном виде качественно собрать обратную связь по референсам довольно трудно.

Зачем уделять время брифам и брифинг-созвонам при создании сайта

Иногда на брифинг-созвоне приходится коллективно анализировать и искать неочевидные ценности предложения. Часто такая проблема возникает из-за того, что предприниматели горят своим делом и настолько погружены в процессы, что многие детали упускают из вида при заполнении брифа или при обсуждении на созвоне. Они настолько владеют информацией, что кажется будто это элементарная истина, которая всем знакома. А на деле эти преимущества или условия не только нам не знакомы, но и большей части их клиентов, потому что раньше их нигде даже не освещали. Или продукт для конечного пользователя намного сложнее, чем заказчик себе представляет, поэтому не осознаёт, что пропускает важные подробности для понимания.

С такой ситуацией столкнулись на брифинге с GLAZ. Это разработчики внутреннего программного обеспечения для компаний, с помощью которого можно собирать, анализировать и искать информацию и файлы любого формата. Заказчики сравнили программу с привычным поисковиком Яндекс или Google: вводишь в строку запрос и получаешь результат. Звучит просто и понятно. Но, чтобы полноценно презентовать продукт, нужно самому понять, как он работает, а затем донести до целевой аудитории, как устроен интерфейс, насколько удобно использовать систему и какие конкретные задачи можно упростить. И здесь, в первую очередь, программу нужно видеть. Специально для более близкого знакомства с продуктом наши заказчики устроили отдельный созвон-консультацию с техническим специалистом. Он расшарил экран, продемонстрировал возможности и наглядно показал, насколько то или иное решение меняет привычные рабочие процессы.

Третий этап — погружение

Бывает во время брифинга выясняется, что у заказчика есть отличные дополнительные материалы, которые помогут ещё глубже погрузиться. Например, продуктовые презентации или аватары покупателей. А иногда заказчики присылают сам продукт, чтобы мы его протестили в качестве потребителей и самостоятельно отметили его преимущества.

Это отличное решение, особенно в тех случаях, когда продукт совершенно новый, малознакомый, или аналогов ещё нет на рынке. Так было с кейсом для Playtronica. Это гаджет, который заменяет кучу разных музыкальных инструментов и позволяет получить звук из любого предмета: овощи, фрукты, комнатные растения. Заказчик показывал фото и видео устройства, но личный контакт дал намного больше понимания продукта. Магия поразила всю студию, мы прочувствовали, как рождается вау-эффект от игры на Playtronica. Эмпирическим путём поняли, как подключать гаджет, как настраивать для разных объектов, как сила нажатия влияет на интенсивность звука. Благодаря этому смогли интересно и эмоционально презентовать продукт на сайте.

Зачем уделять время брифам и брифинг-созвонам при создании сайта

Подобная история случилась с волюмайзером для волос Startailer. Это приспособление для волос, которое помогает сделать стильный объёмный хвост. Заказчик отправил мини-партию для нашей команды. В целом, получили понимание, что с первого раза далеко не у всех получается опрятная причёска и что для разного типа волос требуется разный подход в применении. Это помогло понять возможные возражения и отработать их на сайте. До этого из нашей команды никто не использовал подобные штуки, поэтому тестирование помогло познакомиться и погрузиться во все нюансы продукта.

Этот этап больше напоминает мини-исследование. Изучается весь пул собранной информации, и перед тем, как приступить к прототипу и копирайтингу, происходит более близкое знакомство с целевой аудиторией. Здесь мониторятся разные паблики или форумы по теме проекта. Выявляются боли и потребности типичного покупателя. В ход могут пойти блоги в соцсетях и на сайтах-отзовиках. Всё для того, чтобы приступить к созданию структуры и написанию текста с полным пониманием всех сторон продукта.

Так зачем всё-таки уделять время брифам и брифинг-созвонам?

Чтобы отразить на сайте главные фишки продукта или услуги, команде исполнителей нужно понимать, для какой аудитории будет разрабатываться сайт, чем их может зацепить предложение, почему выбрать нужно вас, а не конкурентов. И никто другой не сможет правильно сориентировать в своём бизнесе, как сам руководитель. Поэтому на время проекта команде и заказчику нужно действовать сообща, делиться информацией и вести прямой диалог. А сочетание брифа и онлайн-встреч делает этот процесс максимально удобным и результативным.

Зачем уделять время брифам и брифинг-созвонам при создании сайта

Наши кейсы можно посмотреть на сайте: flashfamily.ru

Забавные клипы ищите в группе Вконтакте: vk.com/flashfamily

Следите за внутренней кухней и полезностями в тг-канале: t.me/flash_family

2626
2 комментария

Лично я сперва брифую клиента а потом делаю созвон (бывало даже наоборот, но все равно без него никак). Собственно заполненный бриф поможет тебе не забыть некоторые моменты которые ты можешь забыть после созвона. Так что лучше оба инструмента сразу.

2
Ответить

Об этом собственно и статья :)

2
Ответить