{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Ключевые слова в Яндекс Директ: инструкция + советы по работе

Работа с ключевыми словами – основной навык специалиста по контекстной рекламе. Не важно Директ вы настраиваете или Google Ads, уметь работать с ключами вы обязаны в любом случае.

Сбор ключевых слов так же часто называют: сбором семантики, семантического ядра, СЯ

В этой статье я не просто расскажу как собирать ключевые фразы для Директа, но и на реальном примере покажу сбор небольшой рекламной кампании без применения сервисов и программ.

Я заранее скажу, чтобы объяснить логику и методы сбора ключей, нужно еще определиться с некоторыми важными для Директа терминами. Если вы знаете что такое минус-фразы, частота, парсинг в ширину/глубину, то лучше перейти непосредственно к сбору семантики.

Что такое ключевые фразы

В Директе есть два понятия, которые часто путают – это ключевые фразы и поисковые запросы.

Ключевые слова – это фразы, наличие которых в поисковом запросе пользователя вызывает показ рекламы

Логичный вопрос, в чем тогда разница между ключами и поисковыми запросами?

Поисковый запрос – фраза, которую пользователь вводит в поисковую строку

Понимаете, в чем тут разница?

Ключевые фразы (ключи, ключевыми, ключевые фразы – называйте как угодно) – это то, что мы добавляем в рекламный кабинет. А вот поисковый запрос – это то, что пользователь пишет в поиске Яндекса.

Если в поисковом запросе пользователя не будет нашего ключа, то и показа рекламы не будет. И наоборот.

Если в поисковом запросе пользователя не будет нашего ключа, то и показа рекламы не будет. И наоборот.

С точки зрения русского языка называть целые фразы “ключевыми словами” неверно. Логичнее и правильнее называть их “ключевыми фразами”.Но уже давно в рядах специалистов этот термин устоялся, по этому тут и далее я буду называть их ключевыми словами или просто ключами.

Так что это не потому что я тупой, а потому что я ленивый 🙂

Программы и сервисы сбора ключей

Итак, что такое ключевые слова и чем они отличаются от поисковых запросов мы разобрались, теперь давайте разбираться как эти самые ключи собирать. Не из головы же мы их будем придумывать?

Яндекс Вордстат

Первый и самый основной инструмент специалиста по Директу это, конечно, Wordstat Яндекса.

Сервис бесплатный и достаточно простой. По сути представляет собой открытую статистику ключевых слов, с частотой использования и прогнозом сезонности.

Все остальные сервисы и программы лишь “обращаются” за данными к вордстату и удобно их структурируют, но первоисточник все равно будет именно вордстат.

Прогноз бюджета

Второй официальный сервис Яндекса, который помимо сбора ключевых слов позволят еще прикинуть стоимость клика, CTR и прочие полезные показатели.

Вводя основные ключевые слова в соответствующее поле Директ сам подберет похожие ключи, которые можно добавить.

Я не привык работать при сборе семантики с прогнозом бюджета, но в целом знаю что некоторые специалисты его используют для этих целей. Мне привычнее пользоваться вордстатом.

Сторонние сервисы и программы

Чтобы не перегружать статью ненужными подробностями, скажу лишь что существует достаточно много различных решений, позволяющих автоматизировать и ускорить сбор ключевых слов для Директа. Их не так сложно найти в интернете.

Есть как платные, так и полностью бесплатные решения.

Но, если вы только начинаете свой путь (а если вы на этой статье, скорее всего так и есть), то я настоятельно рекомендую собирать все в вордстате “ручками”.Это позволяет глубже понять структуру ключевых слов, набить руку и правильно отделять “мух от котлет”.

Минус-фразы

Еще одна особенность ключевых слов в Директе – минус-фраз. По аналогии с ключевыми фразами, я буду называть все “минус-словами”.

Хотя, конечно, они могут быть и целой фразой.

Минус слово – фраза, наличие которой в поисковом запросе пользователя блокирует показ рекламы.

Этапы сбора семантики для Директа

Сбор ключевых фраз в Директе можно разделить на два отдельных этапа:

  • Сбор ключей “в ширину”
  • Сбор ключей “в глубину”

Давайте подробнее остановимся на каждом этапе, и начнем с первого.

Сбор “в ширину”

Шириной называют сбор различных вариантов базовых ключевых слов, еще их часто называют “масками“

Маска – базовое обозначения ключевой фразы, в которое входят все остальные ключи. Как правило, состоит из одного-двух (иногда и трех) слов.

Например, при парсинге в ширину для ниши “ремонт балконов” нашими масками будут:

  • Ремонт балконов
  • Остекление балконов
  • Отремонтировать балкон
  • Мастер на балкон

И так далее. Это вектор, который показывает нам где искать ключевые слова. Масками будут так же другие названия товаров или услуг.

Задача этого этапа – собрать как можно больше вариантов масок, чтобы не пропустить низкоконкурентные ключевые слова, которые могли просмотреть конкуренты.

Сбор “в глубину”

Второй этап, хотя и не менее важный, наступает когда у нас уже собраны все варианты масок.

Дело в том, что если вы впишите в вордстат ваше ключевое слово, то он покажет так же все вложенные в это ключ ключевые слова.

В ключ “ремонт балконов” входит еще огромное количество ключевых слов (левая колонка вордстата).Далеко не все них них нам нужны. Например, есть ли смысл брать ключ “ремонт балкона фото” или “ремонт балкона своими руками”? Думаю, что если вы настраиваете рекламу для коммерческой услуги, то в этих ключах никакого смысла нет.

Но там есть и нужные вам ключи, например:

  • Ремонт балкона цена
  • Ремонт балкона под ключ
  • Ремонт пластиковых балконов

Сбор в глубину как раз и состоит в том, что каждую маску “прокопать” вот так вглубь и найти все нужные ключевые слова.

Частота ключевых слов

Частотой или частотностью ключей называют количество показов фразы за определенный период

Некоторые по ошибке называют частотой количество поисковых запросов, но на самом деле это не совсем так. Это именно рекламные показы, не обязательно они будут с поиска.

Но для простоты дела можно считать, что это количество запросов. В любом случае цифра это прогнозируемая и будет меняться в зависимости от периода, сезонности, внешний факторов и.т.д.

Базовая частота

Базовая частота ключевого слова и всех слов, вложенных в него.

Частота в кавычках

Частотность именно этой ключевой фразы, заключенной в кавычки. Без учета всех дополнительных слов.

Частота в кавычках с восклицательным знаком

Частота ключевой фразы в кавычках, с учетом зафиксированных словоформ.

Пример сбора ключевых слов для Директа

После такой долгой прелюдии, мы наконец-то можем перейти к примеру сбора ключевых слов.

Давайте для примера мы возьмем нишу “стеклопластиковая арматура”. Это достаточно простая ниша для работы, но тем не менее там много интересные особенностей, которые касаются сбора масок и вообще семантического ядра в целом.

Шаг 1: Сбор масок

До начала работы, нам необходимо открыть Excel и выписывать туда все возможные маски.

Искать маски можно следующим образом:

  • Сайты конукрентов
  • Сайт самого клиента
  • Википедия
  • Статьи, отзывы, кейсы
  • Различные сервисы, вроде Букварикса

Например, мы заходим на сайт клиента и видим там страницу и описание стеклопластиковой арматуры, но на этой же странице в тексте часто фигурирует фраза “композитная арматура”.

Очевидно, это либо другое название того же товара, либо что-то связанное с товаром. Идем в Википедию и изучаем матчасть:

Тут мы видим, что помимо стеклопластиковой и композитной (а это, как выяснилось тоже самое, но ключи-то разные!) есть еще много вариантов:

  • Базальтопластиковая
  • Углепластиковая
  • Пластиковая
  • Стеклянная
  • АСП

И прочие названия одного и того же товара:

Конечно, я не буду полностью сейчас собирать все семантику – в этом нет никакого практического смысла для примера. Достаточно показать сам алгоритм.

ВАЖНО: Яндекс разделяет три части речи – существительное, прилагательное и глагол. Остальные он догруппировывает к ним.Это значит, что для Яндекса ключевое слово “пластиковая арматура” и “арматура из пластика” – разные слова. Они имеют разную частотность.

Так что помните это при сборе в ширину, иначе получится что вы соберете ключи “резиновое покрытие”, а забудете про “покрытие из резины”.

Колонки, которые я выделил в таблице могут так же расширятся на еще какие-то группы. Они нужны, чтобы потом “сложить” вместе ключевые слова для сбора в глубину. Называется это “мультипликация слов”.

Например, у вас есть ключи:

  • займ под залог авто
  • займ под залог птс
  • займ под залог автомобиля
  • займ под залог машины

Но ведь еще многие называют займ кредитом. Это не совсем правильно, но в этой нише это такие же целевые слова. Какой смысл делать несколько списков, ради замены одного слова в нем?

Проще сделать вот так:

Теперь, когда мы собрали полный список из всех нужных слов для масок, переходим в любой сервис комбинации слов и распределяем наши слова по разным столбцам.

После того, как вы сложите их между собой получится примерно вот такой список:

Буквально за минуту я собрал 36 масок, а если бы я каждую вот так прописывал потратил бы гораздо больше времени, да и скорее всего что-то бы пропустил.

Шаг 2: Сбор ключевых слов “в глубину”

Когда все маски собраны и генерированы в один общий файл, можно начать работу с глубиной.

Логика тут на самом деле гораздо проще:

  • Вставляете маску в вордстат
  • Выписываете все ключи, которые подходят
  • Делаете так, пока не закончатся ключи или частота не станет совсем незначительной

Давайте по шагам: вписываем первую маску.

Теперь идем сверху вниз по левой колонке и выписываем все, что нас интересует. Попутно я бы сразу советовал отмечать минус слова, которые потом нужны будут для рекламы (например, на скрине это отзывы, Леруа)

До какой частоты копать вопрос сложный, в ориентируйтесь на банальную человеческую логику. В этой маске частота 17 842, я бы прошел пока не появились ключи с частотой 5-6. Но никто не запрещает идти до самого конца, пока не кончатся вообще все ключи.

С опытом вы начнёте понимать когда есть смысл копать дальше, а когда нет. Лучше сделать лишнюю работу и сделать качественную рекламу, чем сэкономить час-два и сделать тяп-ляп.

Когда вы закончили с одной маской, переходите к следующей, потом к следующей. Ну и так до самого конца.

Как кластеризировать (группировать) между собой ключевые слова есть отдельная статья.

Еще хочу дать небольшой совет по поводу минус-слов, в вордстате они работают через знак “-“. Удобно сразу выписывать их себе в отдельный файл или прямо в вордстат, чтобы каждая следующая маска открывалась уже без обнаруженного мусора.

Какие ключевые слова брать, а какие нет?

На самом деле тут одновременно все очень просто и очень сложно. Именно в ключах и состоит весь смысл рекламы в Яндекс Директ.

Главное, что вы должны всегда помнить:

Директ это про прямой спрос

Не надо впаривать человеку макбук на 16 дюймов, если он конкретно ищет на 13 дюймов. Не нужно показывать рекламу черных рюкзаков, если человек ищет красные.

Алгоритм до ужаса прост:

  • Выписываете только тот товар или услугу, который есть на сайте
  • Выписываете только те ключи, которые конкретно указывают на желание купить этот товар или услугу

Как это понять? По коммерческим приставкам к словам:

  • Купить
  • Доставка
  • Заказать
  • Москва
  • Цена

И так далее. Например, ключ “купить стеклопластиковую арматуру” сильно отличается по своему составу от “стеклопластиковая арматура отзывы”.

В первом случае человек явно пытается потратить деньги, а во втором собирает информацию. Конечно, он может купить, когда увидит крутые отзывы. Но шансы сильно меньше, чем в первом варианте.

Сначала вы собираете только те ключевые слова, глядя на которых понятно – человек ищет то, что мы продаем и хочет это купить

Бывают ниши, где транзакционные приставки не так сильно выражены или вообще отсутствуют. Например те же займы под залог, там ключи просто выглядят как “займ под залог”. Хочет он взять займ или ищет инфу? Не ясно.

В этом случае нас спасает сам Яндекс.

Основной KPI любого поисковика – время проведенное пользователем на поиске.Чем оно меньше, тем лучше поисковая система дала ответ на вопрос. Человек решил его и ушел с поиска, профит.

А раз Яндекс обрабатывает миллионы запросов ежедневно, то конечно он подстраивает выдачу под то, что чаще всего ищут люди.Так что, если вам непонятно что именно имел ввиду человек, посмотрите на органическую выдачу (та, что под рекламой) по этому запросу.

Там статьи, отзывы, видео? Тогда запрос не является коммерческим. Конкуренты, Яндекс Услуги, агрегаторы? Явно, тут что-то пытаются купить.

Есть еще один крутой лайфхак, который относится скорее к товарам.

Например, при сборе масок стеклопластиковой арматуры вы могли обратить внимание, что я не взял маску “купить арматуру”. Почему так?

Вводим такой запрос в поиск и переходим на Яндекс Картинки:

Судя по картинкам, тут только металлическая арматура. В выдаче, кстати, ровно тоже самое.

Это говорит нам о том, что в маске “купить арматуру” основные запросы именно про металл, а не про пластик.

А значит, если мы зальем рекламу по таким ключам – бюджет улетит в трубу. Конечно, какой-то процент из этой аудитории будут искать и пластиковую, но какой он? Мы можем потратить весь бюджет и вообще не найти никого целевого в этом мусоре.

Итак, сначала обрабатываете прямой спрос – потом все извращения с околоцелевыми, конкурентами и прочим.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Roktur

Спасибо за статью👍

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Осинцев
Автор

спасибо за комментарий)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кораблик

Так, комбинатор собрал 880 комбинаций. Из этих 880 комбинаций мне удалось накопить всего в районе 30 ключевых слов с аудиторией меньше 1000 человек. Обидно.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Осинцев
Автор

Можете чуть конкретнее?

Откуда комбинатор собрал слова? Из головы?

Почему осталось 30?

Как вы считаете аудиторию по ключам?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кораблик

Тестирую сейчас новый рекламный кабинет от VK.

Комбинатор:
Первый столбик: Загрузить, дистрибуция, выложить и т.д.
Второй столбик: трек, песня, музыка, альбом и т.д.
Третий столбик: на площадки, на стриминговые сервисы и т.д.

У меня комбинатор собрал около 880 комбинаций. Далее я их выписываю все в яндекс вордстат по очереди. И у большинства из них, их как будто вообще никто в поиск не вбивал. Большинство масок пустые и не имеют ключевых слов.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Осинцев
Автор

Вы смотрите в Яндексе статистику по запросам в ВК? Вряд ли это хорошая идея)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кораблик

У вас самая подробная статья по этой теме, которую мне удалось найти. Пытаюсь раскрутить свой проект, но пока все работает только благодаря сарафанному радио, однако потенциал куда выше, но реализовать не получается. Везде статьи о том как рекламировать что-то физическое, например «зубные щетки», если пытаешься что-то найти на тему музыки, то полно гайдов о том как продвигать исполнителей и артистов, а о том как продвигать услуги для артистов, в моем случае «дистрибуция музыки» - 0 информации(

Ответить
Развернуть ветку
Marina Vilchinskaia

спасибо большое за статью)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Петров

Здравствуйте! А если я буду использовать ключевые фразы на группу в ковычках и без автотаргетинг, это сильно повлияет на количество показов?

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Осинцев
Автор

Добрый день. Ну если брать общий объем показов, то конечно это его сократит.
Но вам весь объем и не нужен)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Морозова

Очень информативно и кратко, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Осинцев
Автор

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Антон Фомин

Должен знать любой маркетолог, делаю так же) Спасибо за статью, доступно и понятно описано. Может больше кейсов из опыта расскажете? Предыдущие любопытные были

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Осинцев
Автор

Спасибо, кейсы формировать нужно, не успеваем так быстро)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кораблик

вордстат показывает, что "Ремонт балкона" более популярный запрос, нежели "дистрибуция музыки". Возможно реклама по ключевым фразам - не мой вариант(

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Erofeev

А можно , что бы все "обучалки и курсы" так же тупо и легко инфу давали!? Спасибо за инфу, думаю скоро появятся вопросы, так как буду собирать ключи, как написано в вашей статье для ниши банкротства))

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Осинцев
Автор

Спасибо) будут вопросы - пишите)

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Спасибо!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Denis

Крутая статья

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда