Тренды в ритейле, подтвержденные статистикой зарплат

За первую половину ноября вышло сразу несколько важных для Salary Index публикаций о том, что происходит на рынке труда в ритейле и ecommerce. Имея подробную аналитику по зарплатам разных профайлов в этих сегментах рынка, мы подсветим живые тренды, которые уже влияют на деятельность (и бюджеты) компаний, и проиллюстрируем их результатами наших мониторингов.

«По некоторым оценкам, к 2030 году до 40% синих воротничков выйдут за штат, предпочитая стабильности свободу трудовых отношений».

· В ритейле работаю преимущественно женщины (в 2021 году их было около 60%, в нынешних условиях гендерный перекос еще усилился)

· Ритейлеры стремятся удержать персонал (индексация зарплат, гибкий график, культура общения и проч.)

· Растет количество самозанятых в ритейле (более 18% пользователей сервиса для оформления самозанятых рассматривают платформу в качестве основного источника дохода)

· Темпы роста торговых сетей замедлились, набирают популярность хард-дискаунтеры, где снижены требования к ассортименту и сервису

· Ритейлеры ожидают обострение ситуации, связанное с повышением тревожности персонала, в марте 2023.

Комментарий Salary Index

По данным Salary Index, при сохранении количества трейдовых вакансий меняется их соотношение в сторону роста интереса к частичной занятости – и со стороны работодателей, и со стороны исполнителей.

Так, по результатам двух кварталов 2022 года, наиболее востребованы сотрудники таких зарплатных сегментов, как «от 20 до 30 тыс. рублей» (см. Анализ вакансий мерчандайзинговых агентств в I-II кварталах 2022 года).

Аналогичным наблюдением поделилась директор торговой сети «Юничел» Екатерина Железнякова, выступая на форуме Retail Business Russia в ноябре 2022 года. В компании отмечают сложности с поиском персонала и связывают его с тем, что кандидаты постоянной работе предпочитают сидеть дома и выходить на сдельную работу по мере необходимости в заработке.

«Острый дефицит линейного персонала в ритейле отмечался отраслью еще в 2021 году. Из-за нехватки работников зала производители вынуждены самостоятельно решать вопросы с представленностью своей продукции на полках и разбираться в причинах спада продаж — для чего часто обращаются к мерчандайзингу на аутсорсе».

· Производители обращаются за услугами мерчандайзинга, когда видят падение/отсутствие продаж по своему товару.

· Проблемные ситуации в торговых точках (хаос на полках, отсутствие ценников, неудовлетворительный вид товара и т. п.) связаны с нехваткой работников торгового зала.

· Решение проблемы – убер-сервис мерчандайзинга, через который можно найти исполнителя и отправить его в торговую точку проверить ситуацию и повлиять на неё.

· Кейс о том, как с помощью сервиса выяснили, что ассортимент производителя не попадает на полку из-за учетной ошибки в системе ритейлера. Решить проблему не удалось, производитель ушел в другие каналы.

Комментарий Salary Index

Работник среднестатистического супермаркета – это «многорукий Шива»: он и на кассе покупателей обслуживает, и со склада товары носит, и товар выкладывает, и за обстановкой в зале следит, и заказы собирает, и еще чего-нибудь. Так что не приходится рассчитывать, что он будет внимателен к выкладке всех производителей в течение всего своего рабочего времени.

Поэтому да, мерчандайзинг в торговой точке – это забота в первую очередь производителя. И инвестиция, которая при удачном раскладе окупается оборачиваемостью, долей полки и статусом поставщика, с которым важно быть в диалоге.

Дефицит линейного персонала действительно есть. В 2022 году количество вакансий не сократилось, а кандидатов не стало кратно больше даже после ухода западных компаний. Куда подевались синие воротнички? Об этом рассказали тут.

И с 2021 года мы видим по результатам мониторинга рост средней заработной платы мерчандайзера по всем российским регионам.

Изменение зарплаты мерчандайзеров в Москве и регионах 2020-2022 гг.
Изменение зарплаты мерчандайзеров в Москве и регионах 2020-2022 гг.

· Спрос на доставку готовой еды в 2022 году сильно снизился.

· Февральское переосмысление привело к тому, что участники рынка оптимизируются (например, «Самокат» сократил географию своего присутствия, уйдя из 15 городов России, где нес самые большие убытки).

· Возможный путь оптимизации расходов – совместные дарксторы с ритейлерами (пример «Сбермаркета» и Metro).

· В целях экономии компании снижают ставки курьерам (например, курьеры «Самоката» в Екатеринбурге теперь в час зарабатывают 185 руб. вместо 200).

· Курьеры отмечают, что заказов становится всё меньше.

· Консолидация рынка за счет слияния «Яндекс Еды» и Delivery Club наводит на мысль, что должны появиться 2-4 «догоняющих» сервиса, готовых занять 15-20% рынка.

· Data Insight и Агентство Infoline понизили прогнозы по росту рынка доставки еды на 20%.

· Но совсем рынок доставки не обвалится: привычка у покупателя сформирована, онлайн-покупки считаются более выгодными, прирастать сервисы доставки будут за счет регионов.

· На рынке может появиться объединенная доставка еды из разных ресторанов и кафе, а также продуктов питания в одном заказе.

Комментарий Salary Index

Во II квартале, по сравнению с первым, на четверть сократилось число вакансий курьеров (с 8000 до 6000). При этом мы отметили рост заработных плат в среднем на 5%.

В III квартале драматичных изменений по отношению к предыдущему периоду не произошло. Число вакансий зафиксировалось на том же уровне, средние зарплаты почти не изменились. Более-менее заметное снижение произошло только в Центральном регионе – на 5%.

При этом на 6-11% выросли зарплаты комплектовщика в Центральном регионе, на Волге, Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

44
Начать дискуссию