Осознание после 5 лет работы. Почему CRM нельзя внедрить раз и навсегда
Мы в Solution CRM в течение 5 лет работы постоянно сталкиваемся с одним и тем же заблуждением: CRM можно один раз настроить, а потом не париться. Настройки и интеграции будут актуальны всегда.
В начале своего пути как бизнес-аналитика я считал примерно также. CRM можно внедрить настолько идеально, предусмотреть всё, а все автоматизации идеально наложатся на бизнес-процесс. В общем, внедрить так внедрить!
Но итог всегда был не такой, каким я рисовал его себе в голове.
Сейчас я расскажу, почему ⬇
Конечно, можно сделать настройки, которые актуальны почти всегда. Мы называем это фундаментом CRM-системы.
Под фундаментом я понимаю:
- воронки продаж, сделанные по технологии
- поля для аналитики
- настроенный рабочий стол с ключевыми показателями продаж
Показатели у каждых бизнесов будут свои. Поэтому приведу лишь пример того, какими они могут быть: -количество заявок
- количество квалифицированных заявок
- состоявшиеся встречи
- количество согласованных КП
- сумма заключенных договоров
И именно созданием фундамента я и рекомендую заниматься на первоначальном этапе.
Бизнес и продажи — живые механизмы, организм. И как всякий организм, бизнес и продажи растут и изменяются.
Риторический вопрос: как в условиях постоянных перемен CRM-система может оставаться неизменной?!
Как минимум, в CRM работают самые разные люди, в бизнесе появляются новые продукты, а для самой системы выходят обновления и дополнения.
Ключевой вывод, который я вынес на опыте: CRM просто необходимо сопровождать.
На первый взгляд может показаться, что сопровождение — не очень рациональные затраты.
Ведь у малого бизнеса затрат итак много! Оплачивай сервисы, маркетологов, трафик-менеджеров, заливай бюджеты на рекламу, а тут еще и CRM сопровождать надо. Уф, сложно!
Но не спешите сворачивать статью: я раскрою, как сопровождение принесет огромную пользу вашему бизнесу.
Я выделил 5 причин, почему CRM необходимо сопровождать.
- 1. Бизнес-процессы меняются
Как я и говорил ранее, бизнес — живой механизм.
Простой пример: представим, что у вас появился новый продукт в линейке.
Чтобы его продать, менеджеру нужно сделать большее/меньшее количество шагов, чем предполагает текущая воронка в CRM.
Если мы не сделаем воронку на новый продукт, то мы не сможем получить верную аналитику, т.к. шаги продаж не будут соответствовать шагам нового продукта.
CRM в таком случае дает неактуальные показатели: аналитика разрушается, потому что в одну воронку попадают лиды с двух разных продуктов. Или, например, вы можете поменять этапы продаж.
Представим, что вы вдруг поняли, как круто будет презентовать КП во время встречи в зуме, а раньше вы просто скидывали его на почту.
Не добавив этап встречи в воронку продаж, мы снова получим неверную аналитику.
Таких примеров много, и все они ведут к тому, что CRM превращается не в инструмент для анализа продаж, а в свалку. В ней никто не может разобраться, а менеджеры используют как хотят.
Замечу еще, что особенно часто так меняются процессы в онлайн-школах, и им как воздух нужно сопровождение.
- 2. Люди меняются
Рассмотрим ситуацию. Вы внедрили CRM, где фундамент сделан верно, воронки продаж сделаны по технологии, интегратор обучил вас, а потом менеджеры начали работать в ней.
Но со временем менеджеры уходят из компании, и информация о том, как работать в CRM, передается от одного менеджера к другому с искажениями.
Регламент, который написали подрядчики, уже не актуален, опять же поменялись бизнес-процессы поменялись, а то и вообще кто-то поковырялся в CRM и поменял процессы под себя.
Так часто бывает с новым РОПом в компании. Если он раньше работал в другой компании, то он может начать перестраивать вашу CRM под себя и невзначай разушить весь фундамент.
В результате вам придется заново строить систему. В общем, каждый новый сотрудник процессы понимает по-своему (в том числе и руководители), а в этом нет системности.
Решением может быть личный CRM-менеджер, а точнее, бизнес-аналитик.
Он сам адаптирует и обучает новых сотрудников, корректирует регламент, привносит новые идеи для развития CRM экологично по отношению к ней, то есть не разрушая фундамент.
- 3. Нет системы адаптации сотрудников
Вернемся на пункт назад. К вам пришел новый менеджер, и чтобы ввести его в должность, надо его адаптировать. Чаще всего это происходит так: вот читай и звони, в бою научишься.
И в этой ситуации новый менеджер чаще всего не изучает регламент работы в CRM, где описано, что это такое как с этим работать.
Как вы понимаете, это ведет к рассинхрону с системой.
- 4. Внедрять новые процессы для увеличения выручки
Ну не зря же вы заплатили кучу денег, чтобы внедрить CRM, правда?
Однократный прирост после внедрения — это не предел!
Новые процессы могут быть самыми разнообразными. Например, мои любимые — вызревание клиентов и повторные продажи.
Но их нужно сконструировать, обучить этим процессам менеджеров, протестировать, замерить показатели, доработать процессы и заново оттестировать.
РОП этим заниматься не будет, у него другой фокус в работе.
Для этого нужен CRM-менеджер, который систематически будет заниматься этой задачей.
- 5. CRM, бывает, ломается
Тут все просто. Сломалась, и кто-то перестал в ней работать или вы упустили продажу.
Нужно, чтобы CRM бесперебойно работала.
К сожалению, сделать так, чтобы она не ломалась совсем, не выйдет. CRM обновляется, интеграции в ней обновляются, что-то перестает работать, где-то отвалилось, и это нормальная ситуация.
Но важно быстро устранить поломку! И поэтому важно, чтобы были люди, которые быстро отреагируют и исправят ситуацию. Все эти моменты не придуманы, а взяты из личного опыта работы с отделами продаж наших клиентов.
Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что CRM сопровождение CRM просто необходимо!
Как мы сопровождаем клиентов — смотрите по ссылке.