15 способов манипулировать данными в кейсах и отчётах
Два года я продвигаю сервисы Callibri в качестве евангелиста: выступаю, провожу вебинары и пишу кейсы. Данные для кейсов я собираю с партнёров и клиентов Callibri, затем проверяю данные, редактирую текст и упаковываю в кейс. За это время я накопила список частых манипуляций данными в кейсах. Сразу внесу ясность, что я имею в виду под манипуляциями и как к ним отношусь.
Манипуляция данными — это скрытое управление фокусом внимания с целью подвести аудиторию к нужному выводу. Это не то же самое, что обман, когда данные просто выдумываются, но близко к нему.
Я за открытое управление вниманием аудитории с помощью сторителлинга, о чем подробно рассказала в этой статье. Берешь:
- злодея, например Яндекс, который объявил о фильтре за накрутку поведенческих факторов;
- жертву — заказчика, который ничего не накручивал, но попал под фильтр;
- героя — агентство, которое доставало заказчика из-под фильтра.
Накидываешь перипетий, добавляешь драмы, и аудитория с распахнутым ртом слушает.
Сторителлинг — белый способ управлять вниманием и делать кейс интересным, и я ратую за его использование. Ниже приведу серые и черные методы, которые я не приветствую.
1. Манипуляция через визуализацию
Строим диаграммы в разных форматах, а потом выбираем ту, которая лучше всего подтверждает наш тезис.
Частный вариант — эффект низкой базы, когда впечатляющие темпы роста связаны с низким стартовым показателем. В интернет-маркетинге используют в кейсах про рост количества лидов. Расти с одного лида в месяц очень просто, поэтому мы скрываем количество лидов (говорим, что клиент против делиться конкретными данными) и выводим в заголовок «Рост лидов в 15 раз за 2 месяца». Это даже не обман — исходные данные же не меняли.
Как проверить на манипуляцию: запросить сырые данные без визуализации.
2. Снижение CPA без измерения качества лидов.
Зачастую (не всегда, но надо проверять) снижение стоимости лида сопровождается падением качества лидов.
Не все лиды одинаково полезны: вместе с первичными обращениями от целевых клиентов валится:
- спам,
- нецелевые обращения,
- повторные обращения,
- не туда попали, и ещё куча всего «добра».
У меня есть исследование на хорошей выборке, которое показывает, что всего 52% лидов - целевые.
Как проверить: задать вопрос, измеряли ли качество лидов, классифицируют ли обращения.
3. Неполные данные
Когда я делала исследование по качеству лидов на 3200 клиентов Callibri, в выборку попали все клиенты, у которых проставлен хоть один класс в журнале лидов. Если отбросить тех, у кого тегировано более 70%, в выборке станет вдвое меньше проектов. А что будет, если не отбросить? Мы закроем глаза на обращения, по которым не видим класс и получим слепое пятно. Результаты будут искажены.
Аналогичная история была недавно с кейсом, который я редактировала: перенастроили кампании, чтобы избавиться от обращений частных лиц и повысить количество обращений от сметчиков. Кейс выглядел прекрасно до блока “Результаты”: я копнула глубже, и оказалось, что тегировали всего треть обращений, на старте кейса и на финише. И мы не знаем, стало ли лучше, пока не тегируем 100% обращений.
Как проверить на манипуляцию: если была качественная оценка (например, тегирование лидов), спросить, какую долю обращений оценивали.
4. Манипуляция за счет ROMI (ROI)
Многие считают, что рост ROMI — это главный показатель эффективности. И это звучит логично, какой показатель может быть прозрачнее, чем возврат инвестиций, вложенных в рекламу? На самом деле, все зависит от того, как и за какой период ROMI посчитали.
Приведу пример: агентство оптимизировало контекстную рекламу, в результате показатель ROMI вырос вот так:
- янв.18 — 1088,15
- фев.18 — 2308,51
- мар.18 — 1013,84
- апр.18 — 1527,68
- май.18 — 3357,30
- июн.18 — 2040,51
- июл.18 — 2218,84
- авг.18 — 1985,07
- сен.18 — 3004,47
Выглядит красиво, только в этом кейсе:
- считали руками, не отделяя органику от контекстной рекламы, выручку от продаж “с сайта” в целом
- ROMI считали по формуле, в которой не учтена себестоимость продукта.
И стало ли на самом деле лучше за счет оптимизации контекстной рекламы — на самом деле мы этого не знаем.
Как докопаться до правды: спросить формулу ROMI, руками или автоматом считали, как протягивали лиды до денег.
5. Тест на нерепрезентативной выборке
Этим фокусом мастерски владеют производители фармацевтики: набирают несколько небольших групп испытуемых и фокусируются на тех группах, где монета выпала “нужной стороной”.
Как это обычно делают в digital-маркетинге? А/В тестирование посадочной страницы на небольших выборках.
Вариант А видели 350 посетителей, вариант В — 430. В первом случае было 6 конверсий, во втором — 9, CR варианта А — 1,71%, варианта В — 2,09%.
Закрываем глаза на теорию вероятностей и недостаточный объем данных и получаем выигрыш варианта В. Хотя на самом деле это чистая случайность:
А если показать рост не в абсолютных процентах, а в относительных, то можно сделать броский заголовок “Как поднять конверсию на 122%”.
Как избежать манипуляции:
- попросите исходные данные;
- для проверки данных воспользуйтесь калькулятором достоверности А/В тестирования, например таким.
Часто манипуляция данными идет из слабой позиции, когда агентство или специалист не верит, что может сделать нормальный кейс (а еще, конечно, от лени). Уметь управлять вниманием, делать кейсы и красиво упаковывать результаты своей работы надо, но не с помощью манипуляции, а открытым управлением, "белыми" методами.
Создавать честные и интересные кейсы и презентации мы будем учиться на онлайн-курсе «Экспертный контент», старт 25 января. Подробная программа и регистрация на сайте.
6. Рост трафика из поисковых систем за счет брендовых запросов
То, сколько раз название предприятия ищут в поиске зависит от имиджевой рекламы и контент-маркетинга - инструментов, направленных на рост узнаваемости. И переходы по всем вариациям брендовых запросов нельзя рассматривать как заслугу SEO специалистов.
Рост трафика с поиска:
Кажется, SEO-специалист - молодец, да?
На самом деле, львиная доля переходов с поиска - брендовый трафик:
Как проверить:
- уточнить запросы, по которым был рост поискового трафика
- отминусовать брендовые запросы в Яндекс.Метрике и снова посмотреть на график
7. Каннибализация брендового трафика контекстной рекламой
Как это работает:
- размещаем контекстную рекламу на поиске в первом спецразмещении (или другой самой видимой зоне трафарета).
- получаем самый дешевый и конверсионный трафик по витальным запросам.
- число переходов по брендовым запросам с органической выдачи падает
Размещение в органике по вашему название не стоит ничего, а за контекстную рекламу вы платите. Значит ли это, что вообще не нужно размещаться по брендовым запросам в поисковой рекламе? Ни в коем случае, во многих нишах (застройщики, автодилеры) по вашим названиям в поисковой контекстной рекламе размещаются конкуренты, и если вы не займете первое место по своему названию, это сделает конкурент и соберет весь ваш трафик.
Но если подрядчик размещает рекламу только по бренду или выдает в кейсе результаты только по брендовой кампании - это опасный сигнал. Перетягивание бесплатного трафика в платный канал - сомнительное достижение подрядчика по контекстной рекламе.
Как проверить: уточнить запросы.
Дополнение от Петра Литвина
Я опубликовала этот пост в сообществе по экспертному контенту в facebook. В комментариях Пётр Литвин, руководитель контекстного агентства Артиллерия, поделился своими наблюдениями по манипуляции данными. Наблюдения оказались ценными и хорошо дополнили статью:
Я работал руководителем учебного центра и разрабатывал методики противодействия чужим кейсам, сравнивал кейсы агентств с тем, что было в Яндекс. Метрике и Google Analytics у потенциальных клиентов. Данные в кейсах редко совпадали с реальностью в системах аналитики. А если совпадали, подавались более эффектно, ниже поделюсь примерами.
1. Сдвиг точки нуля
На графиках одни и те же цифры, но выглядят по-разному:
А если добавить сюда немного дешевой графики, то на манипуляцию будут обращать еще меньше внимания:
2. Рост за счёт трекинга нового вида конверсий
Мне на глаза попался кейс агентства, к которому ушел один из наших клиентов.
В кейсе показывали взрывной росте числа конверсий. График прикрепили реальный — в Google Analytics действительно был резкий рост конверсий, только связан он был с тем, что клиент наконец-то закончил установку трекинга звонков, которую начал еще у нас, и звонки стали учитываться в Analytics. Другие показатели никак не изменились, а со временем даже просели, но про это в кейсе не было ни слова.
3. Учёт только растущих регионов (или других сегментов)
Например, кейс «Как мы увеличили количество лидов из регионов в два раза». Да, количество лидов с регионов выросло, но за счёт того, что московский бюджет перекинули на регионы. Рекламу на московский регион пришлось отключить, потому что агентство не справилось с конкурентным столичным рынком. А еще в кейсе нет ни слова о том, что региональные заказы менее маржинальны.
4. Акцент на росте промежуточных показателей
Подрядчик отключает Рекламную Сеть Яндекса и показывает, как растет конверсия и возносится CTR. Какие данные опустили в кейсе: цена клика выросла в 5 раз, а лида - в 2,5 раза.
5. Смешение каналов
Трафик с SEO упал на 50%, а с контекстной рекламы вырос на 200% — в итоге смотрите, как трафик поднялся в целом? Бюджет при этом вырос в 7 раз, но про это не пишут.
6. Рост количества лидов без учёта цены лида
Агентство увеличило количество лидов в 2 раза. А цена лида выросла с 2 000 до 8 000 рублей, теперь привлечение клиента стоит больше, чем мы зарабатываем с каждого заказа.
7. Сезонность
Заказчик пришел к агентству в стадии сильного падения, связанного с сезонностью. Трафик с февраля по август упал в 10 раз. И уже в сентябре пошел рост, а к январю агентству удалось восстановить трафик. А теперь угадайте тематику по кейсу! Подсказка на скриншоте ниже.
8. Замена цифр через Photoshop или в редакторе кода в браузере
Это уже не манипуляция, а обман. Самое смешное, когда остаются следы таких действий. Вот пример такого скриншота. Сможете найти в нем 5 нестыковок? Если да - пишите в комментариях.
Фейковые кейсы приводят к тому, что клиенты перестают доверять. Мы не публикуем кейсы, потому что из эффективного инструмента продвижения они стали способом накрутки и манипуляции. Здорово, что автор статьи Светлана Ковалева пытается перевернуть ситуацию и научить агентства делать правдивые и реальные кейсы. Я рекомендую клиентам доверять, но проверять данные. Например, на встрече попросить дополнительные данные из счётчиков или поговорить о том, за счет чего достигли результаты.