{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы автоматизировали SEO-отчеты и сберегли 3 дня в месяц жизни SEO-специалиста бесплатно и без SMS

Что вам приходит на ум, когда вы слышите выражение «SEO-отчет»? Обморок специалиста накануне его составления? 40 исписанных мелких почерком (шрифтом) заплаканных страниц или три абзаца и два скринштота из Метрики? А для клиента абракадабра по которой он не может понять, за что же он платит?

Почти всё из этого правда, если SEO специалист от руки готовит отчетность для каждого своего клиента из месяца в месяц раз за разом на одному ему понятном языке.

Сегодня мы расскажем, как мы смогли автоматизировать отчет, освободить SEO специалисту половину рабочей недели на более интересные задачи, а клиенту дать возможность с интересом понять, что происходит с его сайтом.

Из чего должен состоять SEO отчет?

Иногда (почти всегда) отчет по SEO является для клиента маркером того, насколько хорошо выполняют свою работу специалисты и стоит ли продолжать с ними работать. Клиент может досконально не разбираться в вопросе, но само построение документа о многом расскажет, поэтому пара мыльных скриншотов из Яндекс Метрики и пара абзацев обоснования на техническом языке, вряд ли сыграют вам на руку.

Почти никто из SEO специалистов не использует типовые отчеты, все клиенты и случаи разные, поэтому и отчетность у каждого своя. Но чтобы не придумывал исполнитель, обязательные блоки все равно имеются, а именно:

  • Статистика посещаемости и поведенческие характеристики
  • Позиции по ключевым запросам
  • Описание выполненных работ и достигнутых по ним результатов
  • Планирование работ на следующий период

В нашем агентстве в среднем уходило на отчет по продвигаемому проекту до 4 часов, а т.к. у каждого SEO специалиста проект не один, то в месяц могло уходить только на одни отчеты 40 часов, почти целая рабочая неделя!

Но этот документ – важнейшее звено во взаимодействии подрядчика с конечным клиентом. Поэтому исключить его нельзя, но можно автоматизировать.

С помощью чего можно автоматизировать отчетность?

Сначала мы сформулировали для себя понимание, что должен отражать наш отчет:

  • Документ должен быть понятен клиенту и написан простым языком. Если специалист работает честно, то ему есть что показать и рассказать, даже если в текущем отчетном периоде чего-то не удалось достичь.
  • Клиент должен понимать, что с вами ему работать выгодно. Поэтому отчет должен содержать сжатую и максимально полезную информацию, без длинных портянок из графиков, в которых все запутаются (да и читать до конца не будут). Для этого мы попробовали много платформ, генерирующих отчеты по основным показателям, один раз сгенерировали отчет на 60+ страниц (серьезно, кто из клиентов такое будет читать каждый раз?).
  • Хотелось иметь возможность демонстрировать данные в режиме реального времени. Это очень крутой момент, т.к. исключает любую возможность манипуляции данными, которыми пользуются недобросовестные SEO специалисты.
  • Быстрая возможность его составления. После внедрения автоматизации, мы смогли сократить время, выделяемое на подготовку отчетности в 2 раза, освободив 20 часов работы SEO специалиста.

В итоге, перебрав некоторые платформы, предлагающие генерацию отчета бесплатно и платно, остановились на собственном решении от Google Data Studio (Looker Studio с недавних пор).

Скопировать наш пример отчета по SEO и настроить его под свой проект можно по ссылке

Как работать с Google Data Studio и настроить SEO отчет под свой проект?

Google data Studio можно использовать как агрегатор данных из разных источников информации, который позволяет собрать информацию в одном месте и настроить отображение под свои нужды.

Вещь классная, т.к. позволяет видеть всю информацию в режиме реального времени, а сам отчет делать интерактивным.

GDS (Google Data Studio) используют не только в SEO, а в любой рекламной активности, в SMM, везде, где требуется собрать воедино пул информации по разным метрикам.

Видео по работе с Google Data Studio

Пример отчета по SEO в Google Data Studio + готовый красивый шаблон

Подключаем Яндекс Метрику и другие источники данных к GDS

При первом использовании платформы вам нужно добавить источники данных, на основе которых в дальнейшем вы будете строить свои отчеты. За добавление и подключение этих источников отвечают коннекторы (подробнее о них в официальной справке Google)

В примере ниже мы использовали бесплатный коннектор для Яндекс Метрики от разработчика All-connect.

Кликаем вверху «Добавить данные»

Затем находим нужный вам коннектор (исходя из вашего проекта и задач).

Учтите, что для подключения данных из метрики к GDS, вам нужно залогиниться в соответствующем аккаунте Яндекса.

Таким же способом вы можете добавить и другие источники данных, например:

  • Google Analytics
  • Google Search Console
  • AdSense
  • Гугл таблицы
  • И т.д., вплоть до Reddit и Pinterest

Добавление элементов в SEO отчет

Перед тем, как приступать к построению графиков и отчетов, рекомендуем облагородить свой отчет визуально – задать фон, размер и цвет шрифта и т.д.

Мы заранее попросили дизайнера нам все отрисовать, чтобы отчет получился в едином стиле.

Вначале выбираем, как будем позиционировать элементы на рабочей области.

Если вы будете прибегать к базовым настройкам дизайна отчета, то вам нужно найти раздел «Тема и шаблон» и выбрать там готовую цветовую гамму и типографику.

Во вкладке «Макет» вы можете изменить основные параметры, такие как: навигация, размер холста и т.д. сразу для всего отчета.

Также к отчету необходимо будет добавить диапазон дат, т.к. отчет в SEO (как и в любых иных активностях) идет за определенный временной отрезок. Потом и вы, и клиент, сможете сами выбрать, за какой период вам отобразить статистику. Сразу же задаем селектору диапазон по умолчанию, в нашем случае это последние 30 дней.

В нашем отчете часть элементов сквозная на всех страницах, это, так называемый, хедер, который содержит название проекта, наш логотип, селектор.

Чтобы так сделать, мы выделяем нужные элементы, зажав клавишу ctrl, кликаем на них правой кнопкой мыши и в выпавшем меню выбираем перенести на уровень отчёта.

Google Data Studio поддерживает работу со слоями - вы можете, при необходимости, расположить текст поверх изображения и наоборот.

Добавляем к отчету графики и таблицы

Т.к. каждый проект и каждый клиент уникален, им всем нужен индивидуальный отчет со своими показателями. Большинство платформ для автоматизации отчетности, которыми мы пользовались, были или платными, или и платными как сами по себе, так и дополнительно овермного денег просили за кастомизацию, а в условиях индивидуального подхода к каждому клиенту на горизонте маячил немалый бюджет (наш отчет совершенно бесплатен!), или содержали фиксированный набор данных, которыми никак нельзя было управлять для каждого нового случая.

Поэтому, прежде чем настраивать графики, вы должны понимать какие данные нужны для вашего клиента и как их отобразить в такой форме, чтобы они были сразу понятны.

На нашем примере вначале мы создали круговую диаграмму с каналами трафика, потом добавили к ней еще пару элементов с показателями отказов и количеством новых посетителей. Для наглядности сочетаем сводку и небольшой график с названием спарклайн.

Данные по отказам берем из Метрики.

Размещаем нужный элемент на холсте – источник данных Яндекс Метрика – ищем «Показатель отказов» - выбираем диапазон дат для сравнения – во вкладке «Стиль» настраиваем визуальную часть.

Потом вставляем круговую диаграмму с разбивкой пользователей по типу устройства.

Вуаля и получился красавчик!

Интерпретация SEO отчетности

Что мы сразу видим, так это большой показатель отказов. Но, кликнув на сегмент органического трафика в левой диаграмме, мы видим, что с SEO трафика отказов около 14% и при этом, почти все посетители с десктопа. А вот в рекламном трафике 77% пользователей со смартфона и у них 44,7% отказов, а это уже повод для вопросиков директологу проекта.

Это наглядно показывает, что сочетания разных графиков, источников статистики и т.д. агрегируют в режиме реального времени большой объем данных в понятной и интерактивной форме.

Вы можете анализировать информацию из Метрики, Google Analytics, Google Sheets, Search Console и т.п. А благодаря огромному выбору способов вывода информации, вы получите инструмент аналитики, который ограничен лишь вашей фантазией.

Чтобы управлять источниками данных, кликните на вкладку «Ресурс» и выберите «Добавленные источники данных».

С источниками данных вы можете делать все, что угодно: добавлять, удалять, переименовывать, копировать и вставлять в разные места вашего отчета, в общем делать все, что вашей душе угодно.

На скриншоте снизу показано, сколько диаграмм в отчете построено на основе того или иного источника данных.

Возможно, при первом знакомстве с платформой она вас испугает, но это только первое впечатление. Через некоторое время вы поймете логику работы с ней и вам понравится!

Как подключить к отчету таблицы Google Sheets?

Кто нынче ими не пользуется? Очень удобный элемент, в котором мы, например, отображаем позиции сайта по тем или иным КС в разные месяцы (интеграция собственного съемщика позиций в отчет на момент написания статьи находится в процессе).

Подключаются они достаточно просто – каждый лист таблицы – новый источник данных. Сразу переименовывайте листы так, чтобы вам было просто ими пользоваться в GDS в дальнейшем.

Еще нужно иметь ввиду и проверить, чтобы все столбцы имели также свое название, иначе, в противном случае, они просто не отобразятся в вашем отчете.

Чтобы новый добавленный столбец в вашу таблицу отобразился в отчете, вам нужно в разделе «Ресурс» в «Добавленные источники» изменить подключение.

Если у вас все настроено верно, то в вашем SEO отчете вы получите красивую и стройненькую таблицу с позициями сайта (и вы даже сможете заюзать функцию автоподбора ширины столбца для пущей красоты).

А также выделить ТОП цветом, в нашем случае – зеленым.

Дизайн SEO отчета

После того, как все диаграммы и таблицы займут свое место, вам определенно точно захочется, чтобы отчет стал еще и визуально красивым.

Вы можете использовать разные цвета, градиенты, картинки, геометрические фигуры, вставлять гиперссылки, а текстовые поля с комментариями делать на слой выше изображения и т.д.

Шрифтов не очень много, но это, пожалуй, единственный минус, если можно его считать таковым.

Если вам надоело отображение диаграммы, вы можете легко и быстро сменить способ ее отображения.

На нижнем примере мы делали комментарий для клиента таким образом:

  • Иконку вставили как картинку формата svg
  • Добавили текстовое поле (поддерживает прокрутку, так что писать можете хоть в стихах, хоть поэму)
  • Добавили изогнутый соединитель

Как клиенту (маркетологу, директору, управленцу) работать с таким SEO отчетом?

Многие моменты мы уже прописывали, но повторим еще раз и резюмируем.

Все данные из нашего отчета, реализованного на платформе Google Data Studio, собираются в режиме реального времени из следующих аналитических источников:

  • Яндекс Метрика (основной источник);
  • Google Search Console;
  • Google Analytics;
  • Иные источники в зависимости от специфики проекта.

То есть, вы видите не сформированную специалистом интерпретацию статистики с мутными скриншотами, которые можно и «скорректировать» через фотошоп, а реальное состояние ресурса на текущую дату.

В самой нижней части документа указано время последней синхронизации данных.

В шапке документа будет указан временной отрезок времени по умолчанию, но вы можете в произвольном порядке этот диапазон изменить и посмотреть данные за другой период.

Все графики и диаграммы в отчете интерактивные – кликнув на определенный сегмент, например: «Переходы из поисковых систем», отчет пересчитает все диаграммы только по этому критерию. А чтобы вернуться к первоначальному виду отчета, достаточно будет просто перезагрузить страницу.

Т.к. Google Data Studio в режиме реального времени работает с большим объемом информации, он иногда может выдавать предупреждение об ошибках, чтобы это предупреждение пропало, достаточно, также, просто обновить страницу.

Как сделать копию нашего SEO отчета?

Чтобы начать работать с нашим отчетом, вам нужно его скопировать (ссылка была в начале статьи). Чтобы это сделать, открываете отчет и нажимаете на три точки вверху экрана справа.

Все диаграммы потеряют свою работоспособность, т.к. у вас нет доступа к нашим аналитическим данным по проектам =) Не пугаемся, а добавляем свои источники данных (как это сделать, мы описывали) и все заработает.

У GDS есть классная фишка – история версий. Вы всегда сможете «откатить» свой отчет назад, если что-то пошло не так =)

Готовым отчетом можно делиться по ссылке, как и любым Гугл документом (не забудьте перед отправкой открыть права на чтение либо точечно, либо всем, у кого будет данная ссылка).

И не забудьте про конфиденциальные данные клиента, расшаривая отчет на третьих лиц.

Также, при необходимости, отчет можно скачать в pdf формате, правда тогда вся его интерактивность пропадет, но, если в отчете у вас были ссылки, они сохранятся.

Выводы

Как говорится: вот и лекции конец, кто дослушал, молодец!

Кто-то может сказать: фу, как долго, есть же куча других сервисов по генерации отчетности.

Есть, но лично для нас GDS (Looker Studio) оказался самым удобным по выводу и генерации данных, да еще и бесплатным.

Изначально нам нужен был супергибкий проект, который можно было бы изменить так, как нужно именно для задач клиента.

Например, функционал одного SEO сервиса оказался для нас слишком избыточным, и мы не видели смысла за это переплачивать. У кого-то не хватало white label, у других интерактивности, а кто-то вообще давал статичные данные и растягивал это «удовольствие» на несколько десятков нечитаемых страниц.

Отчеты, генерируемые GDS, завязаны на экосистему Google, что играет нам на руку, но есть и минус (а как же без него), если что-то случится с ним, то придется переходить на OpenSource подобные проекты, Superset или использовать платное отечественное решение от Яндекса - DataLens.

Надеемся, что были вам полезны – делайте сайты и SEO для людей!

0
4 комментария
Rusakov

Как приложивший руку к первоисточнику хотел бы добавить, что естественно, функционал GDS, намного шире, чем сказано в материале.
К примеру, вы не ограничены имеющимся набором полей источника данных, а можете создавать свои собственные поля и задавать им формулы для расчёта ваших собственных показателей. Что существенно расширяет и без того большие возможности.
Список доступных функций тут:
https://support.google.com/looker-studio/table/6379764

Мы старались в первую очередь не перегружать отчёт данными, а выдержать его в рамках простых понятий хорошо/плохо, растёт/убывает.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ходаков

Товарищи маркетологи, те, кто пока не строит отчетность в GDS, а будет продолжать руками собирать все то же самое, что описано в статье, только из различных выгрузок - пожалуйста откликнетесь. Занимаюсь написанием макросов в Excel, которые автоматизируют абсолютно всю ручную рутину, обработку таблиц, любых выгрузок и т.д., чтобы в один клик получить сразу готовый результат в нужном формате и обработанный по вашим алгоритмам. Хочу сделать пример кейса именно для маркетологов. Вообще про технологию обработки данных с помощью VBA планирую написать развернутую статью. Кому интересно поучаствовать - дайте знать.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Добров

Вот такое бы для контекстной рекламы! )

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ходаков

Константин, с удовольствием сделаю кейс для контекстной рекламы:) Опишите пожалуйста здесь или в личке суть задачи.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда