По следам Tinkoff eCommerce

1 декабря 2022 на конференции Tinkoff eCommerce отдельная сессия была посвящена HR-вопросам. Собрали самые важные тезисы, с точки зрения проекта Salary Index – то, что касается ситуации с заработными платами и количеством вакансий в еком-сегменте.

Алёна Владимирская, Хедхантер и HR-консультант

♦ 2022 год был сложным для екома, общая масса вакансий уменьшилась на 37% – в основном за счет закрытия или приостановки развития малого и среднего бизнеса.

♦ Люди в екоме не подешевели и дешеветь не будут. Будут продаваться по тем же ценам или даже чуть-чуть дороже.

♦ Сменился «бог» в найме екома. Раньше это был программист, а теперь – курьер и логист («последняя миля»), они максимально дорожают.

♦ Появился и третий новый «бог», двухголовый: специалист по маркетингу, работающий с инфлюенсерами, он же эксперт по выстраиванию лояльных отношений с текущими клиентами.

♦ Лучше всего кандидаты идут на новые проекты и прозрачные системы вознаграждения.

Вильдар Гатиатуллин, Коммерческий директор YouDo Бизнес

♦ Ситуация с наймом курьеров ухудшилась: поувольнялись, уехали в Киргизию, Узбекистан, Таджикистан – из-за страха закрытия границ, обмана и проч. В ноябре наметилась тенденция к возвращению иностранцев.

♦ Все игроки рынка – крупный ритейл, ecommerce, логистические компании – ощущают нехватку курьеров.

♦ На рынке опять начинается ценовая борьба за кадры.

♦ При этом многие компании сжали чеки, которые они готовы платить курьерам. А 100-200 рублей экономии сильно влияют на конверсию людей, готовых приступать к работе.

♦ Возникает дилемма: заказы есть, доставлять как-то надо, платить больше не хочется, а курьеры хотят зарабатывать больше.

Выход из этой ситуации – привлечение курьеров с платформенной занятостью (типа YouDo Бизнес). Работа через платформу-посредника обеспечивает курьеру высокий уровень занятости и заработка за счет объема заказов от разных компаний, а для компании-заказчика является инструментом найма исполнителя и дает возможность сэкономить бюджет.

***
Кстати, на рынке мерчандайзинга сценарий развития сервисов был похожим: от эксклюзивного мерчандайзинга к совмещенному. Так что теперь у нас будут и совмещенные курьеры, вот.
Что касается желания компаний сэкономить, оно понятно, но может быть губительно. Как меняется актуальный уровень зарплат курьеров и других профайлов в сегменте Delivery, наглядно показывают мониторинги Salary Index. И это объективные цифры, которые невозможно игнорировать.

По следам Tinkoff eCommerce
1313
18 комментариев

"Выход из этой ситуации – привлечение курьеров с платформенной занятостью (типа YouDo Бизнес)."

Какая-то коррупционная схема.
Самим платить курьера больше не хочется, но сторонней платформе за курьеров заряжать бабло - всегда готовы.

Одни профиты - и самим напрягаться не надо и с откатом можно договориться.

Да нет, не коррупционная, а агентская. И в общем-то в сфере мерчандайзинга это уже давно существует. Сервис совмещенного мерчандайзинга - это услуга для компаний-клиентов, которую предлагают трейд-маркетинговые агентства. И в штате этих агентств (или по договорам СМЗ) работают сотрудники, которые выполняют для клиентов рабочие задачи. Агентство менеджерит этот процесс, чтобы у сотрудников был адекватный объем работы и доход, а клиент экономит на том, что за сотрудника "платит" не в одиночку, а совместно с другим клиентом агентства.
Раньше совмещенный мерчандайзинг как-то не особо популярен был (пока были деньги на эксклюзив), но в условиях экономии бюджета пышненько расцвел.

1

Просто очень хочется трудовой кодекс вывести за скобки, чтобы алгоритм мог отстранить проштрафившегося за долю секунды.

Иногда смотришь на вот эти решения, которые по сути все про не платить бабки людям, и не понимаешь - то ли банальная алчность, то ли такая тревожность (вдруг ещё какой ужас, а мы деньги раздали), то ли просто недальновидность.

Еще есть бюджеты проектов, сроки и качество.

Еще несколько лет назад менеджер в инетмагазе на телефоне и переписке получал больше, чем кладовщик который собирает заказы для ТК.
Сейчас ситуация перевернулась и те, кто могут быстро и без ошибок собирать заказы для маркетплейсов стоят дороже этих самых менеджеров.

Кто бы мог подумать ещё пару лет назад, что придутся поднимать вознаграждение линейному персоналу, а не IT )

Тут, скорее всего от компании зависит. Понятно, что те, у кого курьеры возят айфоны или рецептурные препараты, не могут себе позволить экономить на курьерах. Ну и компании-крупняки, у которых эти бизнес-процессы напрямую влияют на результаты (доставка в розничной торговле), тоже вряд ли будут экономить.
Но те, кто вливал деньги в развитие рынка egrocery и доставки готовой еды, сейчас действительно тормознули свои инвестиции и начали считать деньги.