{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как выбрать CRM-систему в 2023 году?

Если ввести в поисковике вопрос из нашего заголовка, а именно “Какую CRM-систему выбрать в 2023?”, то вы получите множество статей и видео, где сравниваются различные системы по функционалу, стоимости, интерфейсу и сложности освоения. Но, как правило, уже через год такой контент становится неактуальным в силу того, что CRM-системы на отечественном рынке очень быстро наращивают функционал и как минимум пару раз в год презентуют большие обновления.

И, по ощущениям, каждое такое обновление популярных CRM не вносит чего-то абсолютно нового в функционал. Скорее идёт постоянная работа над добавлением небольших инструментов, которые раньше делались кодом, а теперь их может сделать аналитик или продвинутый пользователь.

Сравнение CRM-систем

Сейчас будет неожиданно. Зачастую, все CRM-системы, а в особенности отечественные, очень похожи по логике работы друг на друга.

Сущности практически одни и те же: контакты, компании, лиды/интересы, сделки, задачи. Вся аналитика строится вокруг воронок продаж и сделок.

Везде так или иначе можно настраивать маркетинг, продажи и сервис. Где-то более развита одна часть CRM-системы, скажем, сквозная аналитика, у других - конструктор ботов или BPM-редактор, но в целом это ничего не меняет, так как есть отдельные узкие сервисы для выполнения этих функций, которые практически всегда более функциональны и которые неплохо интегрируются с CRM-системами.

Конечно же есть устоявшиеся позиционирование и стереотипы о некоторых системах. Как правило, они идут ещё оттуда, издалека и практически ничего общего не имеют с реальностью сегодняшних дней. Эта система хороша для малого бизнеса, в этой и за год не разберёшься, эта хороша для конкретной отрасли, эта была неплоха до того момента, пока её не купил крупный вендор, а вот эта сделана не программистами, а продавцами, в этой же работать только бухгалтерам, но никак не продавцам, ну а из этой можно слепить что угодно. Можете сами сопоставить названия CRM-систем ко всем этим шести описаниям - Битрикс24, amoCRM, RetailCRM, Мегаплан, ПланФикс, 1C:CRM, Envybox.

Так как выбрать CRM?

Неужели по цене? Это тоже обманчиво. Если вендор (разработчик CRM-системы) говорит, что их лицензии дешевле конкурентов, то скорее всего вы заплатите больше на внедрении, доработках и интеграциях. При этом логика «лучше мы заплатим один раз, пусть и много, за настройку, чем будем платить меньше, но постоянно» тоже становится неуместна, так как на оплату за подписку переходят практически все вендоры, только выглядит это иногда не как покупка лицензий, а как, например, доступ к определённым модулям. К тому же за поддержку кастомных (индивидуальных) доработок и интеграций платить всё равно придётся.

Что же остаётся?

А остаётся самое главное - выбор интегратора (того, кто будет настраивать эту систему). Тут мы сразу скажем, что не верим в модель, когда вендор является одновременно интегратором, разве что на небольшом рынке, где это единственная модель, позволяющая выжить такому вендору. А не верим по нескольким причинам.

Во-первых, вы как заказчик не будете иметь возможность сменить интегратора, а это со временем приводит к очень большой зависимости со всеми вытекающими последствиями.

Во-вторых, у вендора-интегратора всегда присутствует конфликт интересов проектных и продуктовых менеджеров. Первые просят добавить в CRM-систему функционал, который нужен клиенту, вторые говорят, что такой функционал не соответствует стратегии развития продукта. Обычно побеждают первые, что приводит к избыточному функционалу, который усложняет опыт использования продукта новыми клиентами.

Поэтому, по-нашему мнению, правильным будет выбирать не CRM-системы, а выбирать интегратора. Причём не важно какой системы.

Но становится ещё сложнее. Ведь CRM-систем - единицы (ну ладно, десятки), а интеграторов - тысячи. Зато отсеется много CRM-систем, так как они не работают в партнёрстве с интеграторами. И в итоге останется не такой уж и большой выбор. Далее дадим несколько простых правил выбора интеграторов.

Как выбрать интегратора CRM-системы?

Итак, шаг первый. Составляем лонг-лист. В данном случае это 8-12 претендентов. Зайдите на сайты CRM-систем в раздел интеграторов. Выберите везде по три интегратора: одного-двух из первой пятёрки рейтинга и ещё одного-двух из первой двадцатки-тридцатки. Выбирать лучше после изучения сайта. Обратите внимание на кейсы в вашей или похожих сферах. Если у вас город-миллионник, то можете ещё поставить фильтр по городу. Почему нельзя просто взять первую тройку интеграторов в рейтинге? В принципе можно. Проще будет оправдываться перед собственником или топ-менеджментом, если внедрение провалится. Но нужно понимать, как строятся рейтинги интеграторов. Обычно выше находятся те, кто больше продаёт лицензий, а это не столько интеграторский бизнес, сколько реселлерский (банальное дистрибьюторство).

Кроме этого, рекомендуем выбирать моноинтегратора, то есть такого интегратора, который внедряет только одну CRM-систему. Многие с этим могут не согласиться, и тем более кажется, что я противоречу самому себе, где пишу о том, что все системы похожи, но похожи они по принципу работы, а вот в настройках есть много нюансов. Я всегда здесь вспоминаю пример конструкторов сайтов. Думаешь, ну в этот раз точно сам сделаю посадочную страницу. Выбираешь красивый шаблон, меняешь текст и картинки, и вот уже из красивого шаблона получается какое-то недоразумение. Вроде бы и текст такого же размера и картинки красивые, но что-то не то.

Шаг второй - попросите любого интегратора прислать вам бриф (анкету) на внедрение CRM-системы. Заполните её, и теперь уже отправьте всем выбранным вами интеграторам с просьбой выслать примерные расценки и описание подобных кейсов. Далее банально - смотрите, кто как быстро откликнулся, как общается, через какие каналы связи с вами связался. Здесь вы оцениваете сапоги сапожника. Уже здесь можно 2-4 претендентов откинуть.

Если после заполненного вами брифа большинство прислало примерные расценки и кейсы, а пару претендентов просят обязательно встречу и ничего не присылают, то смело отказывайте этим претендентам. Если же встречу просит большинство интеграторов, то скорее всего бриф плохо заполнен. В этом случае проведите с кем-то одним встречу с условием, что этот интегратор сам дополнит бриф по результатам встречи.

Шаг третий - отсейте крайние цены с обеих сторон. Слишком низкая цена - нет опыта, проблемы с деньгами и, как следствие, соберёте все шишки. Слишком дорого - скорее всего оценили поверхностно и привыкли работать с крупняком, где неделями согласовывается добавление одной функции.

Шаг четвертый - проводите встречи с оставшимися тремя-четырьмя интеграторами. Если интеграторы представляют разные системы, то попросите подготовить демо-стенд, если осталась одна система, то переходите к следующему шагу.

Шаг пятый - оценить команду, которая будет делать ваш проект. Этот шаг многие пропускают, но это чуть ли не самое важное, так как у компании могут быть и релевантные вам кейсы, но все аналитики и менеджеры, которые работали над ними, заняты на других проектах или что ещё хуже, уже не работают в компании. В первом случае хотя бы можно их привлекать в качестве консультантов. Ну и человеческий фактор никто не отменял. Для успешного внедрения вам придется достаточно тесно общаться с командой интегратора, а значит вам должно быть комфортно работать.

Ну а после этого торгуйтесь, согласовывайте договор и вперёд!

P.S. или за что нас обидятся другие интеграторы

Хорошим элементом торга является согласие и помощь в написании кейса для интегратора. Говорите о том, что поможете замерить показатели до внедрения CRM-системы и после. Написание кейса хорошо и для вас как заказчика, так как вендор (причём вендор не только CRM-системы, но и используемых в проекте других сервисов, таких как телефония, сквозная аналитика, и др.) заинтересован в интересных кейсах не менее интегратора, а значит если кейс будет хорошо написан или снят, то вы получите мощную рекламную бесплатную поддержку на большую аудиторию!

Михаил Васянин
Руководитель интегратора CRM-решений Ингруппа,  входит в топ-20 CRM-персон по версии crmrating.ru

Больше о CRM в нашем Телеграм канале.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Завьялов

Приходите к нам в OkoCRM, у нас хорошо (=

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Васянин

Что же хорошего, когда каждый пятый предприниматель уехал)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Завьялов

так не из-за нас же =)

Ответить
Развернуть ветку
MAXMA.com

Спасибо за статью! Очень интересно и полезно.
Но все же отметим, что есть и «узкоспециализированные» CRM-системы (например, для настройки программы лояльности), где при выборе конкретной платформы все же на первое место, помимо цены, выходит и функционал. В таком случае сначала ищут решение, подходящее для бизнеса, а потом уже подыскивают интегратора.
И в таком случае ситуацию облегчают сами сервисы, которые предоставляют интеграторов со своей стороны, которые уже знают платформу и готовы помочь. И тут уже зависит от готовности и лояльности обеих сторон к возможным персональным доработкам.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Васянин

По сути ничего не меняется. Просто запрос идёт на программу лояльности тем же интеграторам. Кто-то из них предложит доработать CRM, которую они внедряют, другие пойдут шерстить рынок вендоров систем лояльности, и в итоге интеграторы сэкономят огромное время заказчику, сделав всю работу за них

Ответить
Развернуть ветку
Тихонова Анастасия

Очень интересная статья!
А как думаешь, насколько сильно влияет возможность офлайн встречи с интегратором?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Васянин

Спасибо. Есть возможность, нужно встречаться. Опытный проджект быстро поймет по атмосфере в компании, будет ли внедрение относительно простым или жди саботажа. А, вообще, простое правило, чем крупнее проект, тем больше очных встреч нужно. На небольших проектах иногда наоборот - лучше удалённо, иначе ответственные лица со стороны заказчика начинают расслабляться и вот уже ты делаешь работу, за которую ответственны они - легко перейти в позицию РОПа))

Ответить
Развернуть ветку
Petr Maksimov

Последнее прям в точку.

Как по мне, крутой кейс с клиентом в разы важнее оплаты за проект (но за кейс конечно не работаем:))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Васянин

Пока проект не на 10 млн.)) Это вообще должно быть типовым правилом торга со всеми агентствами.

Ответить
Развернуть ветку
Лера Луц

Выбрала crm от аспро, осталась довольна, больше всего нравится в ней интерфейс) спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда