ROAS, ROI, ROMI: что значат и чем отличаются эти показатели

Здравствуйте. На связи Людмила — маркетолог компании Altcraft. Сегодня вы узнаете, что значит ROAS, ROI и ROMI, чем они отличаются, зачем нужны, а также как правильно посчитать данные метрики.

Рада вам сообщить, что у нас появился Telegram-канал. Там вы найдёте самые интересные тренды и новости в сфере маркетинга и технологий. Подписывайтесь и будьте в теме :)

ROAS, ROI, ROMI: что значат и чем отличаются эти показатели

Что такое ROI

ROI — это показатель окупаемости инвестиций в бизнес, то есть, сколько заработано с каждого вложенного рубля. ROI формула учитывает затраты на создание, обслуживание и продвижение продукта: от закупки материалов и зарплат до бюджета на рекламные кампании.

Зачем и как посчитать ROI

Расчёт ROI важен для оценки рентабельности бизнеса: окупаются ли вложения и есть ли с них прибыль. С низкими показателями принимается решение о закрытии убыточных проектов или смены стратегии маркетинга и всего направления развития компании. ROI спасает от пустой траты бюджета и указывает, куда вложить средства, чтобы получить лучший результат.

Формула ROI (%):

ROAS, ROI, ROMI: что значат и чем отличаются эти показатели

Считается за определённый период, в который не было резкой смены обстоятельств: скачка цен, новых поставщиков и так далее. Доходы в формуле — это заработанные деньги компанией, к расходам относят издержки и инвестиции.

Также промежуток времени для расчёта зависит от длительности цикла продажи.

Какой ROI считается хорошим: обычно результат выше 0% — вы получили прибыль. Ниже этой цифры значит, что бизнес теряет деньги. Ровно 0% ROI говорят о том, что бизнес окупил вложения, но ничего не заработал.

Пример. Магазин спортивной одежды в сентябре потратил 600 000 рублей на обновление коллекции одежды, выплатил зарплату сотрудникам 300 000 рублей, купил рекламу на 200 000 рублей. В этом месяце продажи магазина составили 1,5 млн рублей. ROI = (1500000-1100000)/1100000=36%. Это невысокое значение, однако при этом затраты окупились полностью, и деятельность магазина в сентябре принесла прибыль.

Как повысить ROI

  • Проверьте эффективность маркетинговых каналов и отключите/скорректируйте те, которые приносят низкий результат.
  • Поработайте с целевой аудиторией: возможно, приходят некачественные лиды, потому что вы обращаетесь в рекламе не к тем людям.
  • Соедините продажи и маркетинг, если есть проблемы с доставкой информации и несогласованность. Иногда успешная рекламная кампания сводится на нет, если отдел продаж не отрабатывает лиды.
  • Пересмотрите цели бизнеса и проверьте их на реалистичность. Завышенные планы при недостаточных ресурсах не принесут результата.

Что такое ROMI

ROMI — это показатель окупаемости затрат на маркетинг: рекламы, акции, мероприятия и другие маркетинговые активности. Считается также для отдельных каналов, например, рассылок в мессенджеры или email, для контекстной рекламы и так далее.

Зачем и как посчитать ROMI

Показатель важен для оценки эффективности продвижения. С ROMI у бизнеса более широкий взгляд на маркетинг. Если оценивать поверхностный результат (количество кликов, заявок и т. д.), можно решить, что компании успешные. Но после подсчёта окупаемости инвестиций окажется, что на маркетинг тратится больше денег, чем с него зарабатывается.

Как считается ROMI:

ROAS, ROI, ROMI: что значат и чем отличаются эти показатели

ROMI формула напоминает расчёт ROI, но здесь учитываются только расходы на маркетинговые инструменты.

Пример: компания для продвижения продукции запустила контекстную рекламу стоимостью 220 тысяч рублей, 70 тысяч рублей обошлась ей email-рассылка и 60 тысяч рублей было уплачено инфлюенсеру. В текущем месяце доход компании составил 320 тысяч рублей. ROMI равно (320000-350000)/350000= -8,75%.

Какой ROMI считать хорошим: больше 0% — окупаемость инвестиций, менее 0% говорит о том, что затраты превышают доход. 0% показывают, что инвестиции выходят «в ноль». В примере выше инвестиции не компенсируют затраты.

Как повысить ROMI

  • Упростите продажу для пользователя: уберите лишние шаги в рекламе и на сайте. Пусть заинтересованный лид быстрее доходит до кнопки «Купить» без заполнения десятков полей и подтверждений.
  • Проверяйте эффективность каналов и отдельных рекламных кампаний: не стоит вкладываться в те, которые не работают. Всегда ищите пути оптимизации работы с рекламой, сайтом — тестируйте гипотезы и смело отказывайтесь от неудачных решений. Вкладывайтесь больше в приоритетные каналы, которые приносят доход.

Важно! Контроль за эффективностью маркетинга повышает надёжная система управления данными. Altcraft Platrorm автоматизирует работу с рекламой, собирает информацию из разных источников в едином профиле, поэтому компания знает всё о клиентах. В итоге маркетологи принимают правильные решения и выбирают выгодные стратегии.

Что такое ROAS

ROAS — показатель окупаемости инвестиций, которые бизнес тратит на рекламу. Таким образом проверяется, сколько денег вернулось из вложенных в отдельные кампании или каналы. ROAS формула включает доходы от рекламы (за счёт клиентов, которые увидели объявление, прошли по ссылке и купили) и сумму затрат на кампанию (обычно стоимость рекламы на площадках и без учёта работы специалиста).

Зачем и как посчитать ROAS

ROAS — это метрика, которая указывает на эффективность конкретной рекламной кампании или канала продвижения. Можно оценить отдельные стратегии и приёмы, чтобы убрать неудачные и выделить больший бюджет на успешные. То есть ROAS нужен для принятия решений в конкретных маркетинговых действиях, а не для всей стратегии, как с ROMI.

Как посчитать ROAS:

ROAS, ROI, ROMI: что значат и чем отличаются эти показатели

Считается общий показатель для кампании или с отдельных объявлений.

Пример. Интернет-магазин запустил рекламную кампанию ВКонтакте и произвёл email-рассылку. Расходы на рекламу ВКонтакте составили 60 000 рублей, а полученный доход — 130 000 рублей. Рассылка стоила компании 20 000 рублей, а доход получился 90 000 рублей. ROAS рекламной кампании в ВКонтакте равен 130000/60000=216,7%. А ROAS email-рассылки равен 90000/20000=450%. Возможно компании стоит увеличить расходы на рассылку, поскольку она приносит больше прибыли на каждый вложенный в рекламу рубль.

Какой ROAS считается хорошим: здесь принцип отличается от ROI и ROMI. ROAS считается хорошим, если его значение выше 100%. В противном случае инвестиции в рекламу не окупаются.

Как повысить ROAS

  • Смените креативы и офферы рекламных кампаний, которые работают неэффективно. Проверьте их через тестирование.
  • Уберите каналы, которые приносят незначительный результат.
  • Найдите слабые стороны в воронке продаж и проработайте места, где теряются лиды.
  • Проверьте эффективность сайта: понятность, скорость работы и прочее.

Различие ROI, ROMI и ROAS

Метрики похожи, но отличаются по масштабности: одни показывают бизнес глобально, другие более детально. Сравним в таблице.

ROAS, ROI, ROMI: что значат и чем отличаются эти показатели

Что важно при работе с ROI, ROMI и ROAS

  • Учитывайте контекст метрик: обращайте внимание на обстоятельства (условия рынка) и не рассматривайте показатели изолированно.
  • Собирайте точные и полные данные для правильной аналитики. Выберите удобную систему для управления информацией.
  • Правильно определяйте период расчёта, который зависит от длительности продажи: чем дольше сделка, тем больше отрезок времени.

Резюме

ROAS, ROI, ROMI — показатели, которые с разной степенью раскрывают эффективность вложений в бизнес: окупаются ли деньги, которые тратятся на его развитие. ROI относится к более глобальным и общим метрикам и учитывает возврат инвестиций после подсчёта всех вложений: от затрат на производство продукта до рекламы. ROMI раскрывает эффективность маркетинговых вложений. ROAS отвечает за окупаемость затрат в отдельные рекламные кампании.

Метрики подсказывают, что поменять в работе компании. ROI нужна для корректировки общих стратегий. ROMI считают, чтобы скорректировать маркетинг. ROAS — что делать к конкретными объявлениями, рассылками и другими способами продвижения.

Важно рассматривать все метрики в контексте с другими данными бизнеса и пользоваться системами аналитики.

1818
6 комментариев

Мне одному кажется, что статья написана непрофессионально?
При ROI равном 0%, компания сработала в ноль, то есть ничего не потеряла, но и не заработала. Другими словами расход равен доходу.
В статье же написано, что если ROI 100%, то бизнес вернул вложения, но ничего не заработал. Хотя из их же примера при ROI=66% доход=1500 000 ₽, расход=900 000 ₽, то есть на каждый вложенный рубль получилось заработать 66 копеек сверху. А в статье написано, что при доходе — 1 500 000 ₽ и расходе — 900 000 ₽ затраты не окупились.
Как при таких суммах они могут не окупиться?
С ROMI та же история. При доходе — 360 000 ₽ и расходе — 190 000 ₽, ROMI=89%, то есть на каждый вложенный рубль получилось заработать 89 копеек сверху. А в статье опять «инвестиции не компенсируют затраты».

На мой взгляд статья написана дилетантом и просто вводит людей в заблуждение

1
Ответить

Спасибо за внимательность! Исправили данные моменты в статье.

1
Ответить

Метрика: "написаROIл_статей_с_интернета_и_никакого_нового_смысла_не_принес" считается так: диджитал агенство * на ноль / на пыль

Ответить

лайк за креатив 👍

Ответить

В чем прикол перепечатать Wikipedia на VC?

Ответить

Пытаются поднять ROAS :)

Ответить